ЭСТЕТИЗАЦИЯ ВЕСНЫ В СТИХОТВОРЕНИИ САШИ ЧЕРНОГО «ЗЕЛЕНЫЕ СТИХИ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЭСТЕТИЗАЦИЯ ВЕСНЫ В СТИХОТВОРЕНИИ САШИ ЧЕРНОГО «ЗЕЛЕНЫЕ СТИХИ»

Ишутова К.А. 1, Кожушкова Н.В. 1
1Магнитогорский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Александр Михайлович Гликберг (1880 – 1932г), более известный в литературных кругах как поэт. Саша Черный - знаменитый литературный деятель, прозаик, поэт и переводчик эпохи Серебряного века, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов, шуточных рифмованных произведений, наивных и смешных детских стихов. На сегодняшний день имя Саши Черного ставится в один ряд с такими великими поэтами того времени, как Блок, Маяковский, Есенин, Гиппиус и т.д. Самые разнообразные произведения создавал Саша Черный: детские стихи, рассказы, повести, серьезные и шуточные стихи для взрослых, сатирические поэтические и прозаические опусы.

Однако благодаря особому стилю и тяге к изрядной доле сатиры и юмора в его работах, поэт остался в веках, главных образом, в качестве непревзойденного сатирика, особо остро чувствующего мир и характерно реагирующего на него. Особенно умел писать Саша Черный детские стихи, которые иногда получались вовсе не детскими, а иногда излишне озорными и ребяческими. Как будто поэт знал, где находится дверь в мир детства, но иногда (нарочно ли, случайно ли) путал ее с соседней дверью во взрослый мир, из-за чего в результате иногда получались самые непредсказуемые результаты.

Саша Черный детские стихи писал в огромном количестве, они стали одним из серьезных моментов его творчества, прочно заняв в мировой литературе нишу «качественной, классической литературы для детей». Книги детских стихов Саши Черного пользуются популярностью и сегодня.

В одних своих поэзиях автор заигрывает с детьми, в других - показывает им принципы поведения в обществе, в третьих - знакомит с животными и растениями. В любом случае, всегда находят подход к детскому сердцу, а потому востребованы во все времена. Детские стихи Саша Черный стал писать, когда он эмигрировал. После октябрьской революции ( которую Черный не принял, несмотря на предложения большевиков возглавить газету в Вильно) осенью 1918 уехал в Прибалтику. Там были созданы стихи о Литве «Русская Помпея» впервые обозначивший мотив ностальгии. Известный прежде всего своими сатирическими и публицистическими произведениями на злободневные темы, поэт, оказавшись на Западе, потерял свою читательскую аудиторию. Поэт нашёл в пучине этой нелёгкой жизни свой остров. Им стали стихотворения для детей - удивительно чистые, добрые, задушевные и человечные, нередко с оттенками лёгкой иронии и шутки. Из них он составил книгу «Детский остров».[7].

Одним из примеров цикла « Детский остров» является «Зелёные стихи».Произведение изучается во 2-от классе по программе «Планета знаний» Кац Э.Э в 2-х частях (2 часть). 2011. – 160с (стр. 144 – 145) [5]. Также это стихотворение изучается «Гармония» (стр.85) [6]. В программе «Родная речь»данное стихотворение не помещено.[4]

Стихотворение было написано 1921 г. и вошло в замечательный цикл стихов «Детский Остров». « Детский остров « - первый поэтический сборник Саши Чёрного, вышедший не на родине, а за рубежом, в эмиграции. В него он включил, некоторые ранее печатавшиеся детские стихи, и неопубликованные до того времени. В этот цикл стихов вошли: «Костёр», «Про кота», «Уговор», «Попка», «Телёнок», «Жеребёнок», «Когда нет никого дома», «Зелёные стихи», «Дети».

Анализ данного произведения следует начать с анализа названия стихотворения, которое представляет собой сочетание двух слов прилагательного и существительного. Проведённый опрос показал, что основное внимание читателя привлекает прилагательное «зелёные».

Проведем работу над лексическим значением данного слова. Слово зелёные образовано от прилагательного м. рода зелёный.

Толковый словарь даёт значение «Зелёный» - один из цветов солнечного спектра, средний между жёлтым и голубым; цвет травы и листвы [2.с 353]. Прилагательное зелёные сочетается со словом «стихи». Стихи не могут быть зелёными, можно написать стихотворение зелёным цветом, но поэзию передать зелёным цветом невозможно. По названию стихотворения можно сказать, что в нём есть сказочность: присутствие и действие сказочных героев гномиков.

Читая название стихотворения, мы ещё не можем сказать, о чём пойдёт речь.

Опрос людей, показал, что название «Зелёные стихи» вызывает у них положительные эмоции. Некоторые опрошенные представляют лес, кто-то лето, ощущение свежести, чистоты, жизненных сил. Автор восторгается весенней природой и хочет вселить это чувство читателям.

В первом четверостишье «Зеленеют все опушки,/ Зеленеет пруд./ А зелёные лягушки/ Песенку поют» появляется образ прекрасной весны, читатель ощущает свежий запах от окружающей зелени: этому способствует использование такого художественного средства, как лексический повтор. Слова «зелёный», «зеленеет» являются однокоренными, для того чтобы обратить читательское внимание, и подчеркнуть их важность в тексте. Уже по первой строке читатель начинает понимать название стихотворения «зелёные стихи». Понимаем, что речь идёт о весне, потому что главным словом является слово «зеленеет» - становится зелёным[2.с 352]. Это слово дарит радость читателю.

Саша Черный пишет, что «зеленеют все опушки» в толковом словаре «опушка – это край леса» [3.с 687]. Слова зеленеют и опушки рисуют картину, что после долгой зимы начинает просыпаться природа, расцветать и радовать. Но зеленеют не только опушки, зеленеет и пруд. Четверостишье написано просто и легко. Строки просты для восприятия маленького читателя.

В следующих строках «Ёлка – сноп зеленых свечек,/ Мох – зелёный пол./ И зелёненький кузнечик/ Песенку завёл…», автор продолжает описывать, что происходит вокруг. Ёлка сравнивается со снопом зелёных свечек. В словаре Ожегова даётся следующее определение слову « Ёлка - это вечнозелёное хвойное дерево с конусообразной кроной»[3.с 290]. В словаре «сноп» имеет значение: связка сжатых стеблей с колосьями [15.с 1087]. Мох словно зелёный пол. « Мох - это стелющееся или прямо стоящее споровое растение, обычно растущее в сырых местах на земле, на деревьях, на камнях» [3.с 554]. Кузнечик так же, как и лягушки песенки поют. По словарю Ожегова «кузнечик» - это прыгающее насекомое отряда прямокрылых, издающее стрекочущие звуки [3.с 473]. Всё это придает стихотворению оживленность. Чувство нежной любви к описанной картине передаётся путём использования слов с уменьшительно ласкательными суффиксами «зелёненький», «песенку…». Автор расцвечивает всё в зелёный цвет.

В третьем четверостишье « Над зелёной крышей дома/ Спит зелёный дуб./ Два зелёненькие гнома/ Сели между труб». Дуб, как живое существо, спит. Дуб - это крупное лиственное дерево, с крепкой древесиной и плодами желудями»[1]. Особую эмоциональность придают и сказочные герои - гномы, которые блаженствуют на фоне природы и радуются весне. Мы оказываемся в сказочной стране. Если в первых строфах события разворачивались в месте, которое можно было бы обозначить как обычное (пруд, елка, кузнечик, зелёная лягушка). То здесь появление гномов делает события сказочными, и поэтому становится ясно, почему в предыдущих строках поэт использовал метафору, олицетворение и такой сказочный приём, как «антропоморфизм» - перенесение присущих человеку психологических свойств на явление природы». [3.с 47]. Всё находится над зелёной крышей, и зелёный дуб, который спит, и два маленьких гнома. В толковом словаре « Гномы – это бородатые карлики, охраняющие подземные сокровища, олицетворяющие силу земли»[1].

В четвёрном четверостишье «И, сорвав зелёный листик,/ Шепчет младший гном:/ «Видишь? Рыжий гимназистик/ Ходит под окном». Тут автор пытается изобразить удивление гнома, как это среди всей зелени, что их окружает вдруг появился «рыжий гимназистик», который бродит под окном. Возможно, в гимназистике Саша Черный видит себя. Он учился в гимназии, но за двойку по алгебре, Черного исключили. Вот он и пишет в своём стихотворении что, гимназистик бродит под окном[8]. Совсем не похож ни на зелёного кузнечика, ни на зелёную лягушку. «Рыжий» - это цвет меди, красно-жёлтый»[3.с 1020]. Вместе с появлением рыжего гимназистика в стихотворение врывается как огненная вспышка, как весёлый озорной солнечный луч, яркий красный цвет. Это главный герой стихотворения, он также очень юн, как и всё обновлённое весеннее окружение.

В следующих строках «От чего он не зелёный?/ Май теперь ведь…Май!/ Старший гном зевает сонно:/ «Цыц! Не приставай» фразой «Май теперь ведь… Май!» герой выражает восторг и убеждение, что всё должно ликовать, цвести, радоваться и быть зелёным. Стихотворение по настроению бодрое, поднимает настроение, рисуется картина с гномами, мудрый гном и глупенький гномик, который задаёт вопросы. Мудрость гнома автор показал тем, что гном зевает сонно перед тем как ответить. «Зевать», по словарю, – это «глубоко, с открытым ртом непроизвольно вдыхать и сразу резко выдыхать воздух» [1]. Зевает гном «Сонно у Ожегова - это бездеятельно, неподвижно»[3.с 1099]. Старый гном просит маленького гнома сидеть тихо, и неподвижно, при этом сонно открыв рот, вдыхая весенний воздух, наслаждаясь проснувшейся природой.

Это стихотворение написано просто и легко, читается на одном дыхании. Оно изучается во втором классе полностью, без каких-либо изменений в тексте. В стихотворении есть скрытый смысл. Если в самом начале текста зелень мы воспринимаем радостно и понимаем, что весна связана с зеленью, то в последних строчках начинаем понимать, что у слова зеленый есть другое значение. Вернёмся к четвёртому четверостишью: там говорится о том, что рыжий гимназистик гуляет под окном, а вокруг всё зеленеет. Читатель должен понять, что в данном случае зелень означает молодость. Гимназистик такой же молодой как распускающиеся листья на деревьях.

Автору удалось в одном стихотворении совместить сказочных персонажей с реальными, а распускающуюся зелень Саша Черный сравнил с юным возрастом читателя.

В каждой строчке, в каждом образе чувствуется любовь автора к тому, о чём или о ком он пишет. Он ласково называет героев своего стихотворения: гимназистик, листочек, зелёненькие.

Всё ему нравится, всё он любит и старается передать эту любовь ко всему весеннему, новому, необычное детям. Для автора важно, чтобы его читатели почувствовали весеннюю красоту всего, что их окружает, и полюбили её.

Задания для младших школьников:

  1. Что увидели в этом стихотворении? Нарисуйте.

  2. Какие герои есть в этом стихотворении? Расскажите о них? Нарисуйте героя который вам больше всего понравился.

  3. Подготовить выразительное чтение.

Список литературы

  1. http://slovarozhegova.ru/search.php

  2. Лапатухин М.С. Скорлуповская Е.В. Снетова Г.П. «Школьный толковый словарь русского языка» М., 1981. – 463с.

  3. Ожегов С. И. « Толковый словарь русского языка» М., 26 – е издание.

  4. Климанова Людмила Федоровна «Родная речь» Просвещение, 2007 г.

  5. Кац Э.Э. «Планета знаний» в 2-х частях.2011. – 160с

  6. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «Гармония» в 2-х частях. 2011. – 160с.

  7. http://knigostock.com/viewtopic.php

  8. http://www.velib.com/biography/chernyjj_sasha

  9. http://tvory.br.com.ua/22662

Просмотров работы: 11209