Социальная педагогика изучает проблемы, связанные с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица, его замещающего, воспитателя и пр.), которая способствует проведению человека начиная с момента рождения по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества. Это осуществляется в соответствии со сложившимися традициями, обычаями, культурой и социальным опытом жизнедеятельности той среды, в которой живет человек и где ему предстоит реализовывать себя как личность по мере социального развития. Социальную педагогику следует рассматривать с позиций: а) государства и среды жизнедеятельности человека; б) социального воспитания; в) человека как социальной единицы; г) личностной позиции активности человека в социальном самосовершенствовании[4,с.84].
Задачи социопедагогики:
осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) деятельности государства, общественных организаций, движений, партий, а также учреждений и коллективов;
исследование влияний факторов среды на растущую личность, группу;
использование факторов среды в социальном развитии и воспитании человека, при решении определенных социально-педагогических задач;
исследование влияния отдельных факторов (например, семьи, средств массовых коммуникаций) на личность и др.
Становление института социальной педагогики требовало решения двух основных задач:
1.формирование сферы профессиональной деятельности социальных педагогов (Законодательная основа практической деятельности в социальной сфере, сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую помощь детям, выделение категорий граждан, которым оказывается социально-педагогическая помощь).
2.создание системы подготовки специалистов для этой сферы (Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по подготовке таких специалистов, требования к основным профессиональным образовательным программам и условиям их реализации, нормативы учебной нагрузки, общие требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, квалификационная характеристика социального педагога). Сложность работы социального педагога заключается в том, что нравственные привычки большинства детей, с которыми он работает, подчас или не сформированы или же они имеют вредные привычки. Так, малолетние бродяги, поступающие в детские дома, не обладают элементарными гигиеническими навыками. В литературе и в выступлениях журналистов часто встречается слово "маугли", но оно относится не к тем детям, которые выросли среди животных - известные нам примеры, а к детям улицы, подвалов, живущим на свалках и пр. Они не умеют чистить зубы, умываться по утрам, следить за своей одеждой и пр. Поэтому для социального педагога в этом случае метод упражнения один из основных. Другая трудность в работе с такими детьми - укоренившиеся вредные привычки: курить, пить спиртное, сквернословить, быть агрессивными. В этом случае социальный педагог занимается фактически перевоспитанием детей, приобщением их к нормам и правилам общества[2,c.108]. Профессиональная деятельность социального работника представляет собой систему последовательных этапов - определенный процесс. Здесь необходимо рассмотреть следующие проблемы:
понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса;
общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса.
Основное назначение социального педагога - это социальная защита ребенка, подростка, оказание ему социальной или медицинской помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию. Для решения этих задач социальный педагог изучает ребенка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления. Сотрудничая со школой, социальный педагог помогает родителям и школьникам в нормализации отношений, выясняет причины непосещения учениками школы, выявляет семьи, где жестоко обращаются с детьми, детей, отстающих в физическом и умственном развитии. Чтобы помочь школьнику и его семье, он привлекает психолога, юриста, врача, работников милиции. В отличие от учителя-предметника, социальный педагог не на уроке и за учительским столом, а в школьном клубе, в секции, в разновозрастном отряде, там, где необходима его помощь и содействие ребёнку.
Он выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это:
Неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьный курс;
Дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе, или в семье;
Трудные школьники, которые приобщились к алкоголю или наркотикам, чаще всего они стоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних;
Одарённые дети.
Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в отношениях с окружающими. В другом случае - научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, способствует зачислению его в различные секции, кружки, клубы. Также он координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, с семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы. Особое внимание уделяет детям, исключённым из школы, помогает устроить их в другую школу и освоиться в новом коллективе.
Социальный педагог выявляет детей-школьников, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учёбе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда. Контролирует получение всех социальных привилегий многодетными семьями: бесплатные школьные завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы. Так же социальный педагог активно работает с трудными подростками.
Трудные подростки - это педагогически запущенные дети, они физически здоровы, но не воспитаны и не обучены. Они отстают от своих сверстников в учёбе, не любят трудиться, не могут заниматься чем-то систематически, не могут заставить себя что-либо сделать. Они нарушают дисциплину в школе, пропускают уроки, конфликтуют с учителями, со сверстниками и родителями, считают себя неудачниками, бродяжничают, пьют, принимают наркотики, нарушают законы. Цель работы социального педагога с трудными подростками - создание благоприятных условий для их личностного развития (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание им комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в жизненном пространстве. Выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. По своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблемное поведение, своевременно выявить и устранить причины, порождающие его, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включаете себя 2 компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Психологическую поддержку семьям, испытывающим различные виды стресса, социальный педагог может осуществлять, если у него есть дополнительное психологическое образование, кроме того эту работу могут выполнять психологи и психотерапевты. Наиболее эффективна эта работа, когда помощь семье оказывается комплексно: социальный педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, положение ребенка в семье, отношения семьи с обществом; психолог посредством психологических тестов и других методик выявляет те психические изменения каждого члена семьи, которые приводят к конфликту; психиатр или психотерапевт проводит лечение.
Социальный педагог должен так скорректировать отношения в семье, чтобы все необходимые меры для обеспечения установленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. В отличие от психотерапии социально-психологическая коррекция вскрывает конфликты внутрисемейных взаимоотношений и отношений между семьей и обществом. Цель ее заключается в том, чтобы помочь членам семьи узнать, как они взаимодействуют друг с другом, а затем помочь узнать, как сделать эти взаимодействия более конструктивными.Работа современной общеобразовательной школы как открытой социально-педагогической системы предполагает расширение ее воспитательных и образовательных функций, заботу о гуманизации среды, окружающей ребенка, инициативу в социально-педагогической деятельности в микрорайоне. Образовательные учреждения обретают новую социальную роль, способствующую формированию перспективных культурно-образовательных моделей. Именно социальная педагогическая работа позволяет вносить такие изменения в систему воспитания детей и подростков, которые обеспечивает оптимальные условия для их личностного становления, социальной защиты, социализации в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка. Подводя итог вышесказанному, следует ещё раз подчеркнуть сложность, многообразие, высокую практическую значимость деятельности социального педагога. Важнейшей характеристикой её является тесная взаимосвязь с деятельностью классных руководителей, педагогов-предметников и педагогов дополнительного образования, психологов, логопедов, юристов, медицинских и милицейских работников. Ещё раз отметить, что в современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем требуется социальная помощь семье и детям, стала остро востребована работа социального педагога[3,c.94].
Литература
Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. – М.: Институт молодежи ,1993. – 264с.
Горячев М.Д. "Социальная педагогика". – Самара: Медиа, 1996.-482с.
Колобов О.А. "Социальная педагогика как профессия". Нижний Новгород.: Юниверс, 1996.-234с.
Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики,2005-269с.