МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения ее к общечеловеческим культурным ценностям, без глубокого овладения всем опытом культурного наследия прошлого. Обращение к общечеловеческим ценностям (как устойчивым и высоконравственным ценностям) обусловлено потребностью сегодняшнего времени. Именно общечеловеческие ценности могут стать одним из факторов возрождения страны из духовно-нравственного кризиса. Одним из подходов к решению проблемы формирования духовной культуры, является музыкальная культура, которая как один из специфических видов искусства, отражает действительность посредством музыкального образа, системы музыкальных выразительных средств и поэтому имеет свои особенности в формировании общечеловеческих ценностей. Роль музыкальной культуры в формировании общечеловеческих ценностей заключается не только в развитии эстетических и нравственных потребностей личности, но и в содействии подъему общего уровня её духовной культуры, что под силу только музыке с высоким нравственным содержанием независимо от жанра музыкального произведения. Значит, с помощью музыки можно научить детей мыслить, думать, воспринимать окружающий мир.

Никогда прежде культура в целом и музыкальная, в частности, не имела такой степени свободы выбора музыкальных жанров, направлений, стилей, как отечественных, так и зарубежных. С этой точки зрения проблема содержания и структуры духовно - ценностных ориентаций молодёжи может интерпретироваться как проблема геополитики. Обращение к музыкальной культуре не случайно: именно музыкальная культура стала актуальной в процессе становления и развития молодого поколения, формирования внутреннего мира личности, взаимодействия социальных общностей, взаимного притяжения и отчуждения людей. Именно в среде молодежи наибольшим влиянием пользуются идеи гедонизма и эгоцентризма, проводником которых чаще всего оказывается музыкальная культура. Это чрезвычайно опасное явление, поскольку общество, ориентирующееся на гедонизм, обрекает себя на стагнацию и упадок. Стремление к наслаждению противоположно стремлению к труду, к воплощению в деятельности творческого потенциала, и поэтому неизбежно ведет к деградации воли и сознания. Первой жертвой этой ущербной философии жизни становится молодежь.

Благодаря телевидению, радио, духовные ценности, взгляды и потребности молодежи в сфере музыкальной культуры распространились на экономическую сферу и породили новую отрасль - шоу - бизнес, в которой заняты десятки тысяч людей и задействованы огромные финансовые средства. Невостребованной в нашей стране оказалась музыка классическая, лишенная государственной поддержки, каналов распространения и музыкантов - исполнителей, вынужденных эмигрировать за границу. Изучение музыкальных ценностей молодежи показало доминирование развлекательных жанров -эстрадной, развлекательной поп - рок музыки, которое отразило противоречие между быстрыми изменениями в социально - экономических условиях жизнедеятельности молодых и отставанием их психофизиологической перестройки, нарушением процесса социализации и адаптации. Развлекательное музыкальное творчество несет деструктивное начало, поскольку не развивает тонкость чувственного восприятия музыки, а наоборот, заглушает ростки творческого начала в молодом человеке. Учеными открыта взаимосвязь развития эстетических и творческих способностей человека: занятие музыкой математически одаренных детей ускоряет становление их собственно математических способностей. Умение слышать выразительную сторону звукового сигнала (ныне во многих технических процессах - весьма тонкого) - одна из важнейших предпосылок высокого творческого потенциала работника.

Сегодня досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием лишь телевидения и интернет - наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия. Можно сказать, что формирование духовных интересов, приводит к развертыванию и развитию интеллектуальных, эстетических и эмоциональных потребностей, которые удовлетворяются музыкой. Однако бедная в культурном отношении среда может способствовать тому, что такие духовные потребности просто не развиваются. Процесс воспроизводства музыкальной культуры является основным, т.к. позволяет музыке выполнять социализирующую и инкультурирующуюфункции в обществе. Но в условиях становления массовой системы коммуникаций традиционные агенты социализации и инкультурации (семья, образование, сверстники) уступают место сетевому общению, что ведет к индивидуализации процессов воспроизводства музыкальной культуры.

Литература:

1. Найдорф М.И.. Об особенностях музыкальной культуры массовогоmedia-пространства // Вопросы культурологи. 2007. № 6. С. 7072

2. Роль музыкальной культуры в формировании общечеловеческих ценностей у школьной молодежи //Культура и молодежные организации России /Статьи, тезисы и материалы VIII Всероссийской научной конференции.

3. Формирование общечеловеческих ценностей как проблема социологической науки //Актуальные проблемы педагогики, психологии и частных дидактик. Часть 9. - Набережные Челны, 2002. - С. 70-73.

Просмотров работы: 1136