Семейное неблагополучие является одной их острейших социально-психологических проблем любого общества. В последние годы интерес к данной проблеме значительно вырос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики семейного неблагополучия.
До сих пор в научной литературе отсутствует четкое определение понятию «семейное неблагополучие»: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие определения, как: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья» и др.
Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни.
Современные исследователи выделяют ряд факторов, определяющих семейное неблагополучие, а именно:
– низкий жизненный уровень;
– увеличение числа неполных семей;
– неблагоприятный эмоциональный фон в семье, конфликтность;
– деформация нравственных ценностей семьи, алкоголизм и наркомания родителей.
Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе имеется несколько типологий неблагополучных семей. Рассмотрим некоторые из них.
Б.Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных, семей, способствующих появлению «трудных» детей [1]:
1. Семьи с недостатком воспитательных ресурсов: неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым, оставляя детей без внимания.
2. Конфликтные семьи: в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны;
3. Нравственно-деформированные семьи.
4. Педагогически некомпетентные семьи. Последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность.
М. А. Галагузова проводит типологию типологию семей по уровню социальной адаптации [2]:
1. Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями и не нуждаются в поддержке социально педагога.
2. Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п.
3. Неблагополучные семьи не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную психологическую, посредническую помощь.
4. Асоциальные семьи, в которых родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и в которых жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается.
В. М. Целуйко в книге «Психология неблагополучной семьи» приводит две группы неблагополучных семей с учетом доминирующих факторов [3].
Первою группу состоит из семьей с открытой формой неблагополучия: конфликтные семьи, проблемные семьи, асоциальные семьи, аморально-криминальные семьи, неполные семьи.
Второю группу представляют семьи со скрытой формой неблагополучия. Это внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них расходятся с общечеловеческими моральными ценностями.
Интересную классификацию семейных союзов, предлагает В. В. Юстицкис, выделяя три типа семьи со скрытым семейным неблагополучием [4]:
1. Недоверчивая семья. Характерная черта такой семьи — повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, товарищам по работе, работникам учреждений, с которыми представителям этой семьи приходится общаться).
«Недоверчивая» семья всегда права, а все вокруг всегда виноваты. Такая позиция родителей формирует у ребенка тоже недоверчиво-враждебное отношение к людям.
2. Легкомысленная семья отличается беззаботным отношением к будущему, стремлением жить исключительно сегодняшним днем, не заботясь о том, какие последствия сегодняшние поступки будут иметь завтра. Дети в таких семьях вырастают слабовольными, неорганизованными, их тянет к примитивным развлечениям.
3. Хитрая семья в качестве важных черт прежде всего ценит предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха кратчайшим путем, при минимальной затрате труда и времени. «Хитрые» родители и у детей своих пробуждают дух авантюризма. Нравственные оценки поступков детей в такой семье, как правило, сдвинуты. Если ребенок нарушил правила поведения или правовые нормы, родители склонны осуждать не само нарушение, а его последствия.
Таким образом, несмотря на различия смысла нагрузки «неблагополучная семья» главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода поведенческих отклонений. Психологическое состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия. Под неблагополучной следует понимать такую семью, где нарушена структура, обесценены семейные ценности, имеются явные или скрытые дефекты воспитания.
Литература:
1.Алмазов Б.Н. Правовая психопатология: уч. пос.- Екатеринбург: Издательский дом УрГЮА, 2004. — 408 с.
2. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М. А. Галагузовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 416с.
3. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 272 с:
4. Эйдемиллер, Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи.-С.-П.:Питер, 2010.- 672 с.