РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время от педагога зависит многое. На его плечи ложится ответственность за правильное воспитание и обучение детей. Работа учителя с одаренными детьми – это сложный, динамичный и непрекращающийся процесс. Учитель должен стремиться к постоянному пополнению знаний, совершенствованию мастерства, гибкости, он должен обладать творческим мышлением, быть готовым к пересмотру своих взглядов и самосовершенствованию. Одаренный ученик нуждается в устойчивой самооценке. У одаренных детей, как правило, высокая самооценка, но в то же время она крайне противоречива – переход от осознания своих особенностей до полного самоотречения. Одаренный ребенок на самом деле задает школе трудную задачу, которую нельзя оставить без внимания, не смотря на благой принцип – помогать слабо одарённым. (К.Г. Юнг) Талантливых и способных детей много и нельзя упустить шанс для их развития. Важно выявить природную одаренность ребенка как можно раньше, чтобы полнее раскрыть талант и направить его на успешное развитие в будущем. Истинное дарование чрезвычайно редко развивает все душевные области равномерно. Поэтому следует обратить внимание на «особость» одаренных детей, которая сопровождается проблемами в общении со сверстниками и взрослыми. Необходима профессионально-личностная готовность педагогов к работе по выявлению, обучению и развитию одаренных детей. Педагогу важно избегать ошибочных суждений по отношению к ученикам [2]. Чтобы правильно выявить и развить в детях талант, педагогу необходимо и самому обладать профессиональной базой ЗУН, в которые должно входить:

- общая профессиональная подготовка

- личные качества педагога (эмоциональная отзывчивость, чуткость, доброжелательность)

- внутренний локус контроля[1]

- специальная профессиональная подготовка (тренинговые занятия по развитию способностей)

- взаимодействие с другими компонентами структуры образования (психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования).

Одаренный ребенок ведет себя как личность, далеко превосходящая возраст ребенка, поэтому необходимо обеспечить индивидуальный подход и определить зону ближайшего развития. Педагог должен быть готов осуществлять профессиональную поддержку и развитие детской одаренности. Важно изменить стереотипы восприятия ученика, образовательного процесса и самого себя. Так как основным требованием к подготовке педагогов для работы с особенностями обучения и развития одаренных детей является изменение педагогического сознания. Это поможет достичь максимального уровня развития способностей ребенка. Необходимо дать ребенку испытать чувство вовлеченности в задачу, уверенность в себе, удовлетворенность от творчества. Поэтому обучение таких детей в общеобразовательных школах должно вестись по принципу дифференциации и индивидуализации. Необходимо выделение групп учащихся в зависимости от вида одаренности, организация индивидуального учебного плана. При разработке учебных программ необходимо учитывать такие факторы как углубление, ускорение, обогащение и проблематизация объяснений. Стандартную школьную программу нужно обогащать занятиями по решению проблем, включающих такие техники как мозговой штурм во всех вариантах, синектика. Так же можно включать занятия, ориентированные на развитие личностных характеристик одаренных детей – это упражнения на визуализацию, релаксацию, медитацию[3]. Следовательно, обучение одаренных детей в общеобразовательной школе зависит от профессионально-личностной компетенции педагога и методов обучения, имеющих высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствующий уровню познавательной активности и интересов учащихся.Не стоит забывать о помощи ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностях (чувство безопасности, уважение к себе и окружающим). Так как только удовлетворение базовых инстинктов даст толчок к актуализации и поможет ребенку развить талант в нужном для общества направлении,разовьет его любознательность, наблюдательность. Все вышеизложенное поможет направить обучение на развитие творческого мышления. Педагогу необходимо усилить внимание на поиск и развитие одаренных детей, так как раскрытый потенциал будет определять будущее нашей страны.

Литература:

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Учеб.пособие для студ. Высш. Учеб.заведений – М.: Изд. центр «Академия», 2002 – 320 с.

  2. Строкова, Т. А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении // Одаренный ребенок. – 2003. – № 6. – С. 45-51

  3. Хеллер К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия, 2007. – С. 243 – 265.

Просмотров работы: 2735