ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ФИЗИЧЕСКОМУ САМОВОСПИТАНИЮ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ФИЗИЧЕСКОМУ САМОВОСПИТАНИЮ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в теории физического воспитания широкое распространение получили идеи «гуманистической педагогики», которые ориентируются на выявление «уникальных» потенций человека, его самореализацию [1,3,4]. Она рассматривает возможности физического воспитания через внутреннюю гармонию человека, его мотивы и потребности в физическом совершенствовании, через самовоспитание и самоопределение. Мощным фактором личности является физическое самовоспитание, действенный потенциал которого должен формировать и развиваться в образовательном процессе высшей школы.

В то же время анализ практики физического воспитания в вузах свидетельствует о низкой сформированности у студентов стремления к физическому самовоспитанию [2]. Такое положение отражает противоречие между необходимостью укрепления здоровья, улучшения физического развития и подготовленности студентов и их реальность готовностью к целенаправленной работе над собой в области физической культуры.

Государственный образовательный стандарт определяет приоритеты личности в области физической культуры, в то же время он требует определённого содержательно0технологического обеспечения нацеливающего на единство процессов физического воспитания и самовоспитания в интересах личностного развития каждого студента. Не разработанность теоретических и методических основ процесса формирования готовности обучаемых к целенаправленной работе над особой не позволяет обеспечить эффективность подготовки студентов к физическому самовоспитанию.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что 57,5 % обследуемых студентов 1 курса имеют физическое развитие ниже среднего и только 42,5 % - среднее, либо выше среднего. Тенденция роста числа студентов отнесённых к специальной медицинской группе достаточно стабильна. Уровень физической подготовленности студентов 4-5 курсов в вузах страны существенно снижается по отношению к уровню, достигнутому к концу обучения на 2 курсе. Среди студентов старших курсов, прекративших систематические занятия по физическому воспитанию, также отмечается снижение функциональных предметов различных физиологических систем организма. Практически все исследователи связывают это со снижением двигательной активности студентов, их неумением самостоятельно организовать свою физкультурно-спортивную деятельность.

Изменить сложившуюся ситуацию возможно при ориентации учебно-воспитательного процесса на формирование готовности студентов к физическому самовоспитанию. Современная молодёжь понимает несколько важно иметь хорошие показатели здоровья, физического развития, обладать чувством уверенности в себе, что связано со стремлением студентов получить высшее образование, достойную работу, создать крепкую, и здоровую семью. Осознавая, что достичь поставленных целей можно, полагаясь лишь на собственные усилия, студенты стремится воспитать в себе недостающие качества. Физическое самовоспитание, став внутренней потребностью студента, может значительно влиять на его социальной и психофизический статус, расширять образовательный кругозор, воспитывать организовать, целеустремлённость, волю. На протяжении всего обучения в вузе и после его окончания физическое самовоспитание может стать постоянной формой физического совершенствования, выступать как форма культурной организации свободного времени, как фактор социальной активности и компонент здорового образа жизни каждого студента. Высшим уровнем субъективной деятельности можно считать самостоятельную работу по физическому совершенствованию, где субъект выступает не только как участник, но также как её инициатор и организатор.

Однако практика показывает, что большинство студентов испытывают серьёзные трудности при организации самостоятельных занятиях, что выражается в недостаточной подготовленности и неумении организовать эту деятельность.

Физическое самовоспитание начинается тогда, когда сформирована осмысленная потребность физического совершенствования, которая воплощается в самостоятельных действиях, направленных на достижение соответствующих результатов. Поэтапное и последовательное её развитие у студентов – одна из важнейших задач воспитательного процесса по физической культуре. Физическое самовоспитание – это процесс целенаправленной, сознательной и планомерной работы личности над собой с целью укрепления здоровья, физического развития, повышения спортивного мастерства, совершенствования личностных качеств самовоспитания определяется его многофункциональностью: решением задач физического воспитания, формирование личностных качеств, созданием предпосылок для самостоятельной работы по физическому совершенствованию. Этот процесс сугубо индивидуальный, определяется личностью, степенью и глубиной её заинтересованности в собственном физическом совершенствовании. Овладение методами физического самовоспитания значительно расширять его возможности.

К наиболее распространённым методам. Используемым в физическом самовоспитании, относятся: методы самопознания – самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самоконтроль; методы самопрограммирования – целеполагание, самообязательства, личные правила и программы; методы самовоздействия – самовнушение, самообладание, самоощрение, самоприказ, самокритика. Умение использовать эти методы, выражается богатством используемых средств физического самовоспитания: программы самовоспитания, дневники самоконтроля, самохарактеристики и взаимохарактеристики, карты-схемы личностного саморазвития, результаты тестирования и др. Педагогическое воздействие на становление физического самовоспитания представлено последовательными звеньями следующих трёх этапов: психолого-педагогическая подготовка обучаемых к работе над собой; включение их в самопознание и обучение технологии физического самовоспитания; самоорганизация и самоуправление субъектом своим физическим совершенствованием.

Состояние готовности к физическому самовоспитанию рассматривается нами, как «стартовая площадка» и фундаментальное условие формирования у студентов устойчивой потребности в регулярных занятиях физической культурой. Оно включает убеждения, взгляды, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, навыки, умения, установки, настроенность на определённое поведение. Содержание и структура готовности студентов к физическому самовоспитанию рассматривается как многомерное, интегральное психическое состояние личности, включающее три базовых компонента: интеллектуальный, психологический и деятельностный.

Представленные компоненты готовности взаимообусловлены и функционируют в тесной интегративной взаимосвязи. У студентов состояние готовности к физическому самовоспитанию неоднородно и имеет многоуровневую характеристику. Для выявления этого состояния и ориентации в управлении им разработаны показателей и критерии готовности студентов по каждому из выделенных компонентов.

Процесс формирования у студентов готовности к физическому самовоспитанию может быть существенно улучшен, если:

  • обеспечена ориентация образовательного процесса по физическому воспитанию на формирование физической культуры личности будущего специалиста;

  • при обучении реализуется интеграции теоретического, методического и практического разделов образовательной программы, обеспечивающей погружение личности в социокультурную среду;

  • основу учебного процесса составляет личностно-деятельностный подход определяющий мобилизацию потребностно-познавательной сферы личности в единстве когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов;

  • психолого-педагогическим механизмом самоопределения и включения в физическое самовоспитание является проблемная ситуация, отражающая несоответствие познавательно-ценностных, целевых и поведенческих установок студентов с содержанием их жизненной и будущей профессиональной деятельности.

Существенное влияние на становление и реализацию физического самовоспитания студентов оказывают объективные и субъективные факторы, а также педагогические условия, его определяющие. Из внешних факторов наиболее влияние оказывают: социокультурная среда жизнедеятельности студентов; уровень и качество постановки дисциплины «Физическая культура» на всех ступенях базового образования; педагогическое мастерство преподавателя. К наиболее важным внутренним факторам отнесены: самоопределение в физической культуре; состояние здоровья и уровень физического развития индивидуума; уровень, притязаний личности. Необходимыми педагогическими условиями формирования готовности студентов к физическому самовоспитанию выступают: единство разделов образовательного процесса и его ориентация на физическое самовоспитание студентов, необходимый отбор содержания знаний: дифференцированный подход в обучении, создание условий психологического комфорта и стимулирования работы по физическому самосовершенствованию.

Наибольшую значимость среди факторов и условий, занимают личность преподавателя, как основного транслятора ценностей.

Библиографический список

  1. Бальсевич В.К. Инфраструктура высокоэффективного физического воспитания в общеобразовательной школе: методология проектирования и эксплуатации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. №4. С. 2-6.

  2. Быков В.С. Теория и практика актуализации физического воспитания школьников: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 1999. – 48 с.

  3. Виленский П.А., Авчинникова С.О. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» «здоровый стиль жизни» // ТиПФК. 2004. №11. С. 2-7.

  4. Лубышева Л.И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры студентов: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1994. – 58 с.

Просмотров работы: 1840