Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» направлен на защиту прав и свобод российских граждан, проживающих за рубежом.
Объект исследования: содержание норм Федерального Закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».
Вводная часть закона декларирует принцип непрерывности российской государственности, Российскую Федерацию правопреемником и правопродолжателем предшествующих российских государств. Действительно, если бы со сменой формы правления автоматически аннулировались действующие ранее законы, трудно было бы обеспечить стабильность развития государства и совершенствование государственного управления. Логичнее сохранять базовые законы и впоследствии редактировать их либо объяснять причины, по которым тот или иной закон утратил силу. Также подчёркивается авторитет государства, которое способно защищать своих граждан и за пределами РФ, определены правительственные структуры, занимающиеся этими вопросами, - это органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ. Акцент сделан на лояльном отношении к законодательству иностранных государств, закреплённом принципами и нормами международного права.
Статьи 1 и 2 содержат определения понятий и облегчают тем самым понимание Закона.
Статья 3. Признание и подтверждение принадлежности соотечественникам.
В статье даны указания на возможность получения соответствующего статусу соотечественника документа на основе письменного заявления лица.
Статья 5. Принципы и цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников.
Статьей предписаны свободы деятельности соотечественников, точнее, самодеятельности, потому что данные свободы предоставлены в общественной, но не правительственной сфере. Почему бы в таком случае правительству РФ не предоставлять социальную защиту и не давать социальных гарантий. На основании договора со страной проживания соотечественника правительство РФ могло бы быть уверенным в минимальной поддержке граждан, попадающих под закон. Возможно ли претворение в жизнь идеи активного взаимодействия правительства РФ и её соотечественников, например, предоставить соотечественникам стартовую материальную базу для обустройства за границей, а затем получать определённую компенсацию данной услуги?
Статья 6. Законодательство в области отношений с соотечественниками.
Нормативные акты, законы и международные договоры составляют основу для реализации норм настоящего Закона.
Статья 7. Основы отношений с гражданами Российской Федерации, проживающими за рубежом.
Пункт 1. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за рубежом. Даются гарантии защиты и покровительства. Не ясно, в чём именно это проявляется.
Пункт 2 - 4. Права и обязанности граждан как имеющих принадлежность к соотечественникам, так и имеющих двойное гражданство не отличаются от прав и обязанностей граждан, проживающих на территории РФ, кроме случаев, установленных международными договорами РФ и законодательством РФ при соблюдении законодательства государства проживания. Не оговорены эти отдельные случаи, поэтому закон не даёт информации в полном объёме людям, желающим изучить закон самостоятельно, чтобы быть осведомлёнными в этом вопросе.
Статья 12. Въезд в Российскую Федерацию, передвижение по территории Российской Федерации и выезд соотечественников из Российской Федерации.
В статье даётся законодательное основание для данных действий, сам порядок осуществления въезда в Российскую Федерацию, передвижения по территории Российской Федерации и выезда соотечественников из Российской Федерации не указан.
Статья 13. Правовое положение соотечественников - иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Права и обязанности, установленные для данных лиц, во время пребывания на территории РФ равносильны правам и обязанностям граждан, проживающих в РФ. На наш взгляд, это демократично и справедливо.
Статья 14. Основы деятельности по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников.
Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников определяет Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Статья подчёркивает ведение политики в данном направлении как неотъемлемой части внешнеполитической деятельности РФ в определённой мере это говорит о том, как оценивается личность в РФ. Также выделяется ключевая роль общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в отношении соотечественников. Это основной принцип, регулирующий осуществление закона и позволяющий отстаивать интересы соотечественников за рубежом.
Статья 15. Поддержка соотечественников в области основных прав и свобод человека и гражданина.
Статья провозглашает равенство перед законом и неприемлемость дискриминации соотечественников за рубежом на основании общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств и принадлежности соотечественников к группам, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Статья 16. Поддержка соотечественников в экономической и социальной областях.
Экономическая поддержка сводится к стимулированию экономической деятельности соотечественников за рубежом, причём лишь в той деятельности, которая является взаимовыгодной. Социальная же поддержка незащищённым категориям соотечественников лишь может оказываться на определённых условиях. При каких конкретно условиях? Попав в какую - либо ситуацию соотечественники за рубежом не могут быть уверенными в своей защите, потому что закон не прописывает ничего точно. А обратившись за помощью в соответствующие органы, на 50% можно быть уверенным в том, что на определенный случай не распространяется действие ни одной статьи закона, поэтому поддержки не будет.
Статья 17. Поддержка соотечественников в области культуры, языка и образования.
Государство оказывает поддержку соотечественникам в сохранении их самобытности, культурного наследия; в финансировании творческих коллективов соотечественников. Также разрешает использовать культурные центры РФ в иностранном государстве. В сфере образования государство способствует получению высшего образования соотечественников за рубежом, а также заключает международные договоры о признании Российской Федерацией дипломов о высшем профессиональном образовании соотечественников, получивших высшее образование в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике. Подобное взаимодействие кажется очень перспективным.
Статья 18. Поддержка соотечественников в области информации.
Информированность - своевременная и актуальная - очень важна. Что происходит в родной стране, как складываются межгосударственные отношения и каковы аспекты политики РФ в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, - основные критерии информационного обмена.
Статья 19.1. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками.
Статья даёт установку на разработку и совершенствование законодательной базы в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. Действительно, необходимо соблюдать соответствие законодательства постоянно меняющимся условиям жизни и тем изменениям, которые происходят в мировом сообществе. Это необходимое условие для поддержания статуса РФ как части мирового сообщества.
Статья 21. Государственные управление и контроль в области отношений с соотечественниками.
Осуществляются на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. Управление и контроль - ключевые фазы развития в целом, и от того, как поставлена и реализована эта система, зависит успешность проводимых мероприятий.
Статья 22. Обязанности государства в области отношений с соотечественниками.
Те направления поддержки со стороны государства РФ соотечественникам, о которых речь шла в предыдущих статья, в данной статье приобретают форму обязанностей государства перед соотечественниками.
Статья 23. Финансирование деятельности в области отношений с соотечественниками.
Статья с очень актуальной тематикой: откуда же берутся финансовые средства для претворения в жизнь всех тех прекрасных побуждений, описанных в законе? Ответ в статье таков - из федерального бюджета и бюджета субъектов РФ, а также из благотворительных общественных фондов. Какова доля этого финансирования? Большие это деньги или просто красивые слова в законе?!
Статья 25. Государственный мониторинг в области отношений с соотечественниками.
В реализацию этой статьи на деле верится больше всего. На наш взгляд, правительство РФ осведомлено в этом вопросе очень хорошо. Другое дело, что дальше делают с этой собранной информацией о соотечественниках? Собирают просто для статистики или всё же решают проблемы?
Статья 26. Представительство интересов соотечественников в органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья устанавливает порядок действия обратной связи этого закона, так как даёт право на создание представительных общественно-консультативных органов советов (комиссий) соотечественников. Конечно, это всё положительно. Право голоса, возможность участия в обсуждении данного закона и внесения своих пожеланий говорят о том, что обоюдная работа правительства РФ и соотечественников должна быть плодотворной.
Закону на данный момент 14 лет. За это время закон многократно редактировался. Текущая редакция закона свидетельствует о его совершенствовании и постепенном развитии. Интересно, почему, в принципе, закон по данному вопросу сравнительно молодой? Что было до него и как жили соотечественники до этого? Возможно, жили хуже, а возможно, что и сейчас живут так, как при отсутствии данного закона, хотя закон и направлен на защиту их интересов.
Проделанная работа по изучению закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» позволяет сделать следующие выводы.
1. Закон касается основных сторон жизнедеятельности людей
соотечественников, проживающих за рубежом: экономической, социальной, культурной, политической. Дело в том, насколько глубоко освещены эти вопросы: экономическая поддержка осуществляется лишь на взаимовыгодных для РФ условиях, социальная - в каких-то особых случаях, не указанных в законе. Аспекты в культурной защите многообещающие, направленные на сохранение самобытности; в политической - гарантируют защиту со стороны РФ, но трудность, на наш взгляд, в том, что покровительствовать своим соотечественникам при помощи законов РФ на территории другого государства не так-то просто.
2. Замечательно то, что такой закон, в принципе, существует. Несмотря на достаточно молодой возраст, закон редактировался и усовершенствовался. Более того, статьи закона дают определённую степень защищённости. Исследование было бы более серьёзным, если бы была возможность сравнить этот закон РФ с аналогичными законами других государств. Возможно, это станет предметом нашей дальнейшей работы. Также перспективой нашго дальнейшего изучения в сфере правового обеспечения являются иные нормативные документы, регламентирующие паспортно - визовую работу.
3. Вводит в заблуждение статья о финансировании мероприятий по данному закону. Не известна доля государственных расходов по реализации принципов закона.
4. Принцип любого закона - равенство всех перед ним, поэтому хорошо, что есть определённая система. Огромное пожелание, как и каждого неравнодушного к своему будущему человека, проживающего в РФ по закону или являющегося соотечественником, - улучшение работы правительственных органов, гуманное отношение. Нужно реализовывать девиз: не только каждый гражданин для государства, но и государство - для каждого. Добиться можно многого, тем более в таком государстве, как Российская Федерация.
Тема данной работы обусловлена выбором будущей профессии «Сервис и туризм»