РАЗМЫШЛЕНИЯ О СПРАВЕДЛИВОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗМЫШЛЕНИЯ О СПРАВЕДЛИВОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тема справедливости и её антипода – несправедливости – никогда не теряет актуальности и это не случайно, так как требование справедливости и исключения несправедливостей является базовой потребностью, как человека, так и общества в целом. Все мы хотим жить, не сталкиваясь с несправедливостью, а когда это столкновение происходит, остаётся неприятный осадок.

С точки зрения философии, справедливость – это категория морально-правового и социально-политического сознания, требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т.п. [1]. Несоответствие же в этих соотношениях оценивается нами как несправедливость.

Теме справедливости посвящены многие работы выдающегося русского философа Ивана Александровича Ильина (1883-1954). Среди них выделяются статьи «В поисках справедливости» (1949) [2] и «О воспитании русского народа к справедливости» (1949) [3]. В них отмечается огромная роль «исканий русским народом справедливости» в осуществлении революции 1917 года и становлении будущей некоммунистической России.

И.А. Ильин указывал на сложность понятия справедливости и его инфинитный характер: «…справедливость не даётся в готовом виде и не водворяется по рецепту, а творчески отыскивается, всенародно выстраивается и взращивается в жизни. Нет готового справедливого строя, который бы оставалось только ввести… Безнадёжны и нелепы все подобные надежды и обещания. Справедливое в одной стране может оказаться несправедливым в другой. Справедливое в одну эпоху может впоследствии превратиться в вопиющую несправедливость… Справедливость есть великое и вечное всенародное задание, которое неразрешимо «раз навсегда». Это задание подобно самой жизни, которая вечно запутывает свои нити и узлы и вечно требует их нового распутывания. И распутывать эти нити, и развязывать эти узлы – должны не одни законы и не одни правители, а весь народ сообща, в непрерывном творческом искании и напряжении» [2].

По И.А. Ильину, справедливость требует справедливых людей. Как воспитать у граждан страны желание быть справедливыми?

Моя точка зрения по данному вопросу такова: учить человека справедливости нужно с младенческого возраста. Родителям следует объяснять ребенку, «что хорошо, а что плохо», показывая это на примерах : не обижать младших, помогать старшим. Справедливости учат и детские сказки, которые К.Д. Ушинский называл «первыми и блестящими попытками народной педагогики» [4]. В сказках всегда, как известно за справедливость выступает – добро в лице положительного героя, а за несправедливость – зло в лице злодея, но добро, а значит и справедливость всегда побеждает. А ребенок хочет равняться на положительного героя, быть похожим на него, и таким образом учится справедливости. Взрослый же человек должен стремиться создавать собственное благо без ущемления интересов ближнего.

Ещё бы я посоветовала снимать побольше хороших фильмов, передач о поисках справедливости справедливыми людьми, так чтобы зритель представлял себя на месте героя, вникал в сложность проблем и пути их решения. Например, передача «Свобода и справедливость» на 1 канале, сериал «След», советский фильм Э. Рязанова «Гараж» и, казалось бы такой детский и популярный фильм «Гарри Поттер», ведь там идет противоборство добра и зла

К мысли же И.А. Ильина о том, что «воспитывать людей к справедливости нельзя без веры и религии» [2] я бы отнеслась двойственно.

Во-первых, я бы согласилась с этой мыслью, так как о справедливости и об отношениях людей много упоминается, как в Библии, в Коране, так и в других религиозных учениях, а если человек верит в Бога, то несправедливость в разных её проявлениях будет расцениваться как нарушение Божьих заповедей – грех, за которым последует возмездие свыше.

Однако, во-вторых, в современном обществе значительная часть населения считает себя атеистами. Соответственно, взрастить желание быть справедливым при помощи религии уже нереально. Тогда воспитание справедливости становится долгом в первую очередь семьи. Нельзя забывать и о самовоспитании, подбирая себе окружение, СМИ, книги для чтения и т.д. Сам человек должен для себя уяснить, что всё в нашей жизни «возвращается бумерангом», поэтому лучше поступать справедливо, да и это будет оценено по заслугам окружающими и когда человек это поймет, то уже сам захочет, чтобы в его жизни была справедливость.

Размышляя на данную тему, я поняла, что воспитывать справедливость и рассуждать о ней довольно трудно, но справедливость для меня настолько ценное качество, за которое нужно бороться и учиться ему. Так как в современном обществе бороться с несправедливостью сложно, справедливым людям зачастую приходится нелегко, так как им нужно быть объективными, смотреть на окружение, не делая поблажек для тех, кто нравится. По этому в наше время справедливый человек должен быть сильным духом и не пасовать перед трудностями.

Литература

  1. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. – М.: Политиздат, 1981. – С.237.

  2. Ильин И.А. Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. Том 1 / И.А. Ильин; составление, предисловие и комментарии Ю.Т. Лисицы. – М.: Айрис-пресс, 2008. – С. 253-258.

  3. Ильин И.А. Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. Том 1 / И.А. Ильин; составление, предисловие и комментарии Ю.Т. Лисицы. – М.: Айрис-пресс, 2008. – С. 259-265.

  4. Романовский А.К. Жизнь во имя будущего. Очерк научно-педагогической и литературно-публицистической деятельности К.Д. Ушинского / А.К. Романовский, И.Я. Барсук. - Киев: Изд-во «Радянська школа», 1974. – С. 68.

Просмотров работы: 1603