ГОСТИНИЧНАЯ АНИМАЦИЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ГОСТИНИЧНАЯ АНИМАЦИЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня предприятия индустрии гостеприимства все в большей степени сталкиваются с необходимость трансформации системы обслуживания. Пакет услуг, формируемый и предоставляемый гостиницами, отелями и другими предприятиями туристского рынка не удовлетворяет запросы современного потребителя, и, как следствие, многие средства размещения сталкиваются с проблемой привлечения отдыхающих.

При исследовании индустрии гостеприимства важно осознавать, что она включает в себя различные области и сектора, кроме того, следует учитывать систему взаимоотношений, существующей между индустрией гостеприимства и другими сферами, во многом схожими с ней. Предприятия индустрии развлечения и спорта выступают как самостоятельные и обособленные звенья, привлекая значительные материальные, финансовые и трудовые ресурсы.

Гостиничные предприятия устанавливают хозяйственные связи и деловые контакты с предприятиями, предоставляющими услуги развлечения, досуга, отдыха и спорта. В гостиницах формируются анимационные службы, организующие досуг и отдых гостей, кроме того, многие гостиничные предприятия имеют собственную спортивную базу (бассейны, площадки для тенниса, гольфа, водные аттракционы и другие), а также киноконцертные залы, дискотеки, различные клубы, игровые заведения.

Актуальность данного исследования заключается в том, что индустрия гостеприимства – это бизнес, направленный не только на обеспечение жильем и пищей приезжих людей, но также на организацию их досуга. Современная гостиница – это не просто место для проживания, а культурный центр, где люди имеют возможность, переключаться с трудовой деятельности на отдых и развлечения. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного исследования.

Целью данной работы является изучение способов организации досуга туристов на предприятиях гостиничного сервиса.

В рамках достижения поставленной цели нами были поставлены и решения следующие задачи:

- Изучить теоретические аспекты и выявить природу организации досуга туристов на предприятиях гостиничного сервиса;

- Выявить многообразие существующих форм и программ досуговой анимационной деятельности через их виды, функции и соответствующую им условную типологию;

- Рассмотреть цели и задачи анимационного процесса, роль анимационной службы и структуры менеджмента анимации;

- Разработать и предложить методику проектного обоснования и формулу реализации анимационной программы исходя из потребительских предпочтений на услуги гостиничной анимации

Развитию туризма в России сегодня придается особое значение, поскольку в нем усматривается фактор, способный решить не только многие социально-экономические проблемы, но и обеспечить приоритетное положение России в ряду наиболее привлекательных для туристов регионов.

Анимационный сектор является косвенным источником прибыли, повышает доходность предприятий индустрии гостеприимства за счёт разнообразия именно анимационных услуг, таким образом, сглаживая возможное несовершенство туристской инфраструктуры. Тем самым настроение туриста, его желание вновь вернуться в данное место отдыха, как правило, напрямую связано с анимационным сервисом.

В международном туризме с его процессами интеграции в гостиничном и ресторанном сервисе, с процессами глобализации, приводящими к некоторому обезличиванию предприятий индустрии туризма и гостеприимства, именно наличие и уровень анимации оказываются решающими аргументами в конкурентной борьбе предприятий с примерно одинаковым уровнем оснащенности и сервиса. Именно оригинальный, основанный на полиэтнической специфике, анимационный сервис позволяет скрасить не всегда высокий уровень гостиничного, ресторанного и транспортного сервиса, даёт шансы туризму в российских регионах стать достаточно привлекательным для иностранных туристов и отечественных туристов из других регионов. Поэтому анимационные ресурсы играют достаточно весомую роль в развитии индустрии гостеприимства.

Необходимо отметить, что анимация - сравнительно новое направление курортной деятельности, предполагающее личное участие туристов в игровых и театрализованных шоу-программах, спортивных и культурно-развлекательных мероприятиях. Это явление - порождение конкуренции между курортами и гостиничными комплексами, стремящимися разнообразить отдых своих клиентов.

Таким образом, анимация – это своеобразная услуга, преследующая цель повышения качества обслуживания и в то же время это своеобразная форма рекламы повторного привлечения гостей и их знакомых, преследующая цель продвижения туристского продукта на рынке для повышения доходности и прибыльности туристского бизнеса.

Анимация в туризме представляет собой целостный процесс взаимодействия аниматоров с туристами в досуговой сфере на основе соединения формального руководства и неформального лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. В результате такого взаимодействия удовлетворяются релаксационно-оздоровительные, культурно- творческие, образовательные потребности и интересы участников данного процесса, создаются условия для формирования социально активной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и себя в ней.

Гостиничная анимация — одно из эффективных форм привлечения туристов в отель, влияющее и на позитивную оценку работы отеля в целом. Она включает дополнительные услуги клиенту, направленные на пробуждение в нем положительных эмоций, осознание чувства удовлетворения от отдыха и желания приехать в этот отель еще раз. Гостиничная анимация — предполагает только организацию досуга в местах размещения туристов: туристические комплексы, отели, гостиницы, турбазы и др. При наличии анимационных программ в рекреационном регионе становится все более привлекательным и туристский продукт, что приводит к увеличению количества постоянных клиентов и спроса на туристском рынке.

Анимация имеет характерные черты: осуществляется в свободное время, отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и различных социальных групп. Обусловлена национальными, религиозными, региональными особенностями и традициями, характеризуется многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей, а также носит гуманистический, культурологический, развивающий, оздоровительный и воспитательный характер.

Для полноты понимания сущности анимационной деятельности, необходимо рассмотреть содержание, цели и задачи анимационного процесса, так как каждая анимационная услуга представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (эмоциональностью, активностью, целеустремленностью и т. д.) Анимационный процесс может быть выражен следующим схематичным образом:

Рис. 1.1 Анимационный процесс

Разнообразие функций туристской анимации обусловило и многообразие видов анимационной деятельности, а также и большую разновидность анимационных программ и мероприятий. Различие понятий «анимация», «рекреационная анимация», «гостиничная анимация», «туристская анимация» связанно с многообразием существующих форм и программ досуговой анимационной деятельности.

Важно отметить, что понятие рекреационная анимация шире, чем понятия туристская и гостиничная анимация. Что касается туристской и гостиничной анимации, то они тесно связаны с рекреационной, так как главная роль анимационных программ как в гостиничных комплексах, так и специализированных анимационных турах заключается в оздоровлении отдыхающих, а также в отвлечении их от повседневных забот и в восстановлении жизненных сил и энергии.

Рис. 1.2. Разновидности рекреационной анимации

Гостиничная анимация имеет свои особенности: задумывается, организуется и проводится самой гостиницей, сообразно с потребительским интересом, который изучается на основе анкетных опросов и личного контакта персонала отеля с гостями, а также сообразно с имеющимся опытом обслуживания гостей в своем и других отелях. При этом учитываются национальность, пол, возраст и другие особенности категорий и групп туристов, а в идеале – индивидуальные особенности каждого туриста. Она создает соответствующую гостеприимную, комфортную и дружескую атмосферу в отеле, удовлетворяет потребности туристов в физическом и духовном развитии, эмоциональном обогащении через приятные переживания, имеет комплексный характер благодаря специальным программам, которые охватывают все виды и формы анимации, дает возможность для хорошего общения, приятных личных и совместных переживаний и для развлечений. Она мобильна, непринужденна, действенна, интимна а также имеет постоянный характер, ежедневный контакт с туристом и позволяет учесть все пожелания. Кроме того, в гостиничном комплексе возможно вовлечение персонала отеля в определенные анимационные программы, что придает им особый колорит, дружественный и гостеприимный характер.

Особое место в гостиничных предприятиях на современном этапе развития занимает анимационная служба, обеспечивающая организацию анимационной деятельности туристов. Именно анимация является источником большой дополнительной прибыли гостиничного комплекса и привлекательности как туристического продукта, поэтому в профессионалах данного профиля заинтересованы все современные и эффективные гостиничные предприятия.

Структуру анимационной службы и менеджмента анимации можно представить себе следующим схематическим образом:

Рис. 1.3. Структура менеджмента анимации

Главный в системе анимации - менеджер по анимации. Он подчиняется непосредственно генеральному менеджеру, который, в свою очередь, подчиняется владельцу отеля.

Как специалист широкого профиля, менеджер анимационной деятельности призван выявлять, удовлетворять и развивать социально-культурные интересы разных групп населения, разрабатывать целевые анимационные программы и социальные технологии их осуществления, стимулировать инновационные движения в сфере туризма, управлять и умело использовать инструментарий организации анимационной деятельности, внедрять эффективные педагогические методики развития культурно-эстетического творчества

Принципиальная особенность специалиста-аниматора в том, что знание социологии, экономики, политологии, права, теории управления, основ режиссуры и ряда других, общественно значимых и весьма престижных сегодня наук выступает не как самоцель, а как существенное средство реализации ведущей метафункции социально-культурной деятельности - приобщения человека к достижениям мировой культуры, всемерное развитие его творческого потенциала.

Менеджер-аниматор должен знать психолого-педагогические основы управления временным коллективом, с которым работает, быть лидером в разнообразных туристских коллективах, отличающихся по возрасту, составу, образованию, социальному положению, уметь влиять на мнение окружающих.

Менеджеры-аниматоры должны обладать высокими деловыми качествами, глубокими знаниями психологии людей, практическими навыками работы в условиях четко отлаженного механизма.

Разрабатывая штатную структуру объекта туристского размещения и анализируя влияние персонала на психологическое состояние отдыхающих, необходимо принять во внимание, что основную роль в создании того или иного психологического климата в отеле играет персонал анимационного сервиса - аниматоры. Именно от их личностных качеств и умения создать у гостей особое настроение и ощущение комфорта, уюта, в конечном счете, зависит, насколько полноценным будет их отдых в отеле.

Анимационный сервис базируется на нескольких ключевых компонентах. С учетом благоприятных внешних условий формула реализации анимационного проекта выглядит следующим образом:

Рис. 1.4. Формула реализации анимационного проекта

В нашем исследовании анимация в гостиничном туризме рассматривается и как деятельность по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени. Под анимационной программой мы подразумеваем объединенный общей целью или замыслом план проведения туристских, физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых, познавательных и любительских занятий.

Кроме понятия "анимационная программа" часто используется понятие "анимационное мероприятие", которое является составной частью анимационной программы. Например, если мы составляем анимационную программу на день, то она включает несколько анимационных мероприятий: спортивные соревнования, вечернюю развлекательную программу, водные игры в закрытом бассейне или на пляже и т.д.

Таким образом, неоспоримым фактором повышения конкурентоспособности гостиничного комплекса, определяющим выбор в пользу того или иного места отдыха, может стать новое зарождающееся направление «гостиничной анимации» в самом широком смысле этого понятия. При этом важно при выборе конкретных форм анимационно - досуговой деятельности, представленных на рисунке 1.5, учитывать возможности материально- технической базы гостиничного комплекса, его месторасположение и наличие инфраструктуры, контингента отдыхающих, а также уровня профессиональной подготовки работников досуговой сферы.

Рис. 1.5. Формы организации анимационно - досуговой деятельности

Разработка анимационных программ - особый вид деятельности, поэтому подготовка высококвалифицированных специалистов-аниматоров является социально-значимой задачей. Аниматор занимается разработкой индивидуальных и коллективных программ проведения досуга, ориентирует туристов в многообразии его видов, организует им полноценный отдых, который является не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни.

Профессионал аниматор должен выработать в себе такие важные качества, как компетентность, коммуникабельность, организаторские способности, умение работать с людьми, высокая культура общения, нестандартность мышления, деловая смекалка, лидерство, фантазия, потому как процесс восприятия предложенных анимационных программ зависит от многих факторов.

В практике анимационного дела для целевого конструирования анимационных программ можно выделить следующие функции туристской анимации:

* Адаптационную, позволяющую перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;

* Компенсационную, освобождающую человека от физической и психической усталости повседневной жизни;

* Стабилизирующую, создающую положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность;

* Оздоровительную, направленную на восстановление и развитие физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни;

* Информационную, позволяющую получить новую информацию о стране, регионе, людях и т. д.;

* Образовательную, позволяющую приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире;

* Совершенствующую, приносящую интеллектуальное и физическое усовершенствование;

* Рекламную, дающую возможность через анимационные программы сделать туриста носителем рекламы о стране, регионе и туристическом комплексе;

Такое разнообразие функций туристской анимации обусловило и многообразие видов анимационной деятельности, а также большую разновидность анимационных программ и мероприятий.

Соответственно спросу и мотивации путешествий в практике туристского обслуживания складываются следующие виды анимации, удовлетворяющие различные потребности туристов:

* Анимация в движении - удовлетворяет потребность современного человека в движении, сочетающемся с удовольствием и приятными переживаниями;

* Анимация через переживание - удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного приобщении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

* Анимация через общение - удовлетворяет потребности в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познании себя через общение;

* Анимация через успокоение - удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой, а также потребность в покое и «праздной лености»;

* Культурная анимация - удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

* Творческая анимация - удовлетворяет потребность чело­века в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество.

Реальные анимационные программы носят чаще всего комплексный характер, а перечисленные виды анимации являются составляющими элементами этих программ.

Анимационные программы одновременно с чисто развлекательными мероприятиями включают разнообразные спортивные игры, упражнения и соревнования. Такое сочетание делает эти программы более насыщенными, интересными и полезными для укрепления, восстановления здоровья, поэтому во взаимосвязи туристской анимации и спорта чаще всего и достигается наибольший восстановительно-оздоровительный эффект.

Программное анимационное воздействие на человека во время его отдыха в той или иной мере способствует сохранению и восстановлению его здоровья: соматического, физического, психического и нравственного, которые и определяют соответствующую условную типологию направлений и программ туристской анимации:

Первый тип - спортивные, спортивно-оздоровительные, спортивно-развлекательные программы.

Из них:

  • Спортивные анимационные программы предназначены для туристов, увлекающихся тем или иным видом спорта и приехавших в спортивно-туристский комплекс для занятий спортом по определенной системе тренировок в сочетании с отдыхом.

  • Спортивно-оздоровительные программы отличаются от спортивных тем, что они рассчитаны на туристов, любителей спорта и активного отдыха, для которых туристический комплекс - это единственное место и возможность восстановления сил и здоровья через активные физическое нагрузки в условиях чистой природы и чистого воздуха.

  • Спортивно-развлекательные программы ориентированы на туристов любого возраста. Они строятся на вовлечении туристов в активное движение через заманчивые, увлекательные, веселые конкурсы и безобидные состязания.

Второй тип - зрелищно-развлекательные, приключенческо-игровые программы.

Из них:

  • Зрелищно-развлекательные анимационные программы включают: праздничные мероприятия, конкурсы, фестивали, карнавалы, тематические дни, ярмарки, дискотеки, танцевальные вечера, концерты художественной самодеятельности и.тд.

  • Приключенческо-игровые анимационные программы строятся на соприкосновении туриста с интересным, волнующим, необычным (например, участие в ролевых играх и конкурсах, посещении пещер, пиратской вылазке, вечере народных преданий и легенд, ночном походе, ночном спуске на горнолыжном курорте, в тематическом пикнике). Эти программы имеют спрос независимо от возраста, пола, национальности и образования отдыхающих.

Третий тип - познавательные, спортивно-познавательные, культурно-познавательные, экскурсионные, обучающие, любительские и творческо-трудовые программы. Для каждого из этих направлений можно выделить характерные формы анимационной деятельности.

Из них:

  • Спортивно-познавательные программы строятся на приобщении туристов к духовно-нравственным ценностям в процессе активного отдыха (походы, пешеходные экскурсии).

  • Культурно-познавательные анимационные программы тур­ комплекса строятся на приобщении туриста к культурно-исто­рическим и духовным ценностям нации, страны, местного населения и включают: посещение музеев, театров, кинотеатров, художественных галерей, парков, выставок, национальных фольклорных мероприятий, концертов, вечеров поэзии, встреч с известными деятелями культуры. Некоторые из этих программ зависимы от платежеспособности туристов, уровня их интеллектуального развития.

  • Экскурсионные программы составляются из различных видов экскурсий, а обучающие программы помогают туристам приобрести различные умения и навыки (в плавании и других различных видах спортивных занятий, ремесел).

Любительские (творческо-трудовые) анимационные программы строятся на привлечении туристов к творчеству, сотворчеству, состязанию в изготовлении местных поделок, что вызывает у них интерес к национальным особенностям местного населения. После участия в такой программе гость отмечает, что он научился общению на местном национальном языке, познакомился с национальными музыкальными инструментами, танцами, кухней и.тд. Формы проведения этих программ могут быть самыми разнообразными: аукцион поделок из природных материалов, конкурс любительской фотографии, фестиваль авторских стихов и песен, концерт вокальных и инструментальных исполнителей, выставка детского рисунка, песочной скульптуры и другие.

Четвертый тип — комплексные программы, комбинированные из однородных программ.

Из них:

* Анимационные программы типа «общение по интересам» являются по сути дела комбинациями из упомянутых программ, однако здесь необходимо уделить больше внимания той непринужденной, ненавязчивой, комфортной обстановке, которая располагала бы к общению соответственно интересам и желаниям. Для этого необходим хороший аниматор - энергичный катализатор такого общения.

В свою очередь при разработке этих программ ставятся следующие цели:

* удовлетворение потребности самовыражения;

* поощрение туристов (гостей, отдыхающих) в развитии своих умений;

* направление развлечений и навыков в созидательное русло;

* избавление от ежедневных проблем и стрессов;

* изменение имиджа и расслабление напряжения;

* приобретение дополнительных знаний в области культуры.

При разработке и предложении методики проектного обоснования анимационной программы для гостиничного комплекса, необходимо исходить из потребительских предпочтений на услуги гостиничной анимации представителей целевой аудитории.

Сводный анализ данных используемой литературы, опросов и анкетирования, а также контент-анализа ресурсов сети Интернет, позволяет сделать вывод, согласно которому факторами, определяющими высокое качество гостиничной анимации для представителей целевой аудитории – туристов, являются:

* Наличие и активность профессионально подготовленных анимационных команд;

* Наличие в структуре анимационной программы подпрограмм для взрослых и детей;

* Ненавязчивость анимационного сервиса и проведение анимационных мероприятий в строго отведенных для этого зонах (без контакта с неохваченными анимацией гостями);

* Опора в анимации на «местный колорит» (традиционную культуру региона); проведение мероприятий в различном тематическом «ключе»;

* Учет языкового фактора, а также создание аниматорами позитивного эмоционального настроя у гостей.

Кроме того, для большинства представителей потребительской аудитории важным фактором в пользу качественной анимации является включение анимационных услуг в основной пакет обслуживания (что не требует дополнительных затрат с их стороны).

Успех анимационной программы во многом зависит от правильно организованной рекламной кампании. Реклама, как известно, это информация о потребительских свойствах товаров и видах услуг с целью их реализации и создания спроса на них. Это инструмент, с помощью которого потребителю дается информация о содержании, особенностях, привлекательности конкретной программы с целью заинтересовать его, побудить приобрести рекламируемых товар и стать участником анимационной программы, поскольку тематическое мероприятие отличается от других мероприятий не только наличием темы и программы, ее раскрывающей, но и тесным слиянием информационно-логической и эмоционально-образной линий в едином сценарии.

По меткому выражению Г. Пейджа, гостеприимство - самое первое и самое главное дело для человека. Гостеприимство это философия поведения, но индустрия это уже сервис за вознаграждение. Индустрия гостеприимства, согласно Д. Уэбстеру, это сфера предпринимательства, состоящая из таких видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства, характеризующиеся щедростью и дружелюбием по отношению к гостям.

Литература:

  1. Лиин Ван Дер Ваген. Гостиничный бизнес. Серия «Учеб.пособие» Ростов н/Дону, 2001. С. 182.

  2. Гаранин Н.И., Булыгина И.И. Менеджмент туристической и гостиничной анимации: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2003 – 28

  3. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

  4. Волков Ю.Ф. Технологии гостиничного обслуживания. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. Гостиничный и туристский бизнес / подгот. М.М. Ашомко. М.

  5. Тимохина П.Л. Организация приема и обслуживания туристов: Учеб.пособие.–М.:«Книгодел»,2005-128

  6. Яковлев Э. Д. Гостеприимство в России. М.: 2006. 235 с.

  7. Карнаухова. Сервисная деятельность: учебное пособие/ Под.ред Ю.М. Краковского – М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Дону, 2006.

  8. Анимация в сфере развлечений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://animationteam.ru/

Просмотров работы: 23807