Сегодня сфера профессионального образования весьма востребована российской обществом и экономикой, она становится самостоятельной ценностью и способом социализации молодёжи. В последнее десятилетие в профобразовании России произошли существенные изменения и были решены многие острые, в основном, финансово-экономические и организационно-управленческие проблемы. Но вместе с тем, целый ряд объективных показателей указывает на то, что модернизация этой сферы происходит медленно и требуется специальная концепция долгосрочного развития профессионального образования.
Профессиональное образование ещё не полностью восприняло требования современной экономики и новой хозяйственной модели, поэтому необходима корректировка, уточнение направления реформирования и подготовки конкурентоспособных кадров. Задача приоритетного развития начального и среднего профобразования определена ключевой в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [1], поручениях президента РФ от 7 мая 2012 года. Такой приоритет определяется рядом причин. Во-первых, стало очевидным, что решение актуальных социально-экономических задач напрямую зависит от качества профобразования. Во-вторых, высококвалифицированные рабочие и специалисты среднего звена – самый большой сегмент производительных сил нашего общества. Их доля в числе занятых в экономике составляет, по разным оценкам, не менее 65%. Примечательно, что такая кадровая структура близка к аналогичной в странах Евросоюза. В-третьих, подготовку высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена во многом определяют темпы экономического роста страны и качество жизни: дефицит кадров и уровень их компетенции грозят стать в ближайшие годы основными проблемами экономики.
Стоящая перед государством дальнейшая модернизация системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, связана с формированием у нее таких черт, как:
• гибкость в реагировании на вызовы инновационной экономики в условиях глобализации;
• качество подготовки в соответствии с приоритетами экономического развития регионов;
• широта возможностей для различных категорий граждан в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.
Эта система должна стать современной и привлекательной как для потенциальных абитуриентов (молодежи и взрослого населения), так и для инвесторов. При этом должна быть сохранена функция социализации подростков, усилена система воспитательной, гражданско-патриотическая работа [2, С. 12].
Модернизация системы начального и среднего профессионального образования активно проводится, начиная с 2007 года в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы развития образования и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно официальной информации Министерства образования и науки РФ за последние пять лет в области профессионального образования в России удалось:
1) привлечь значительные инвестиции в развитие системы профессионального образования путем реализации механизма государственной поддержки инновационных проектов на условиях софинансирования со стороны субъектов Российской Федерации и работодателей (доля софинансирования со стороны бизнеса, при этом составила более 30%);
2) создать новые элементы образовательной инфраструктуры подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Речь идет о ресурсных центрах, межрегиональных отраслевых ресурсных центрах на базе техникумов и колледжей, ставших точками роста в региональных системах профессионального образования;
3) завершить в 2012 году регионализацию системы профессионального образования, что позволило при сохранении единой государственной политики планировать структуру и объемы подготовки кадров в субъектах Российской Федерации на основе прогнозирования потребностей регионального рынка труда.
Новый этап модернизации системы профессионального образования предполагает актуализацию региональных программ развития профессионального образования в связи с введением в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующим новую структуру подготовки кадров и общедоступность системы среднего профессионального образования. Это:
– один уровень профессионального образования – СПО (включающий программы подготовки специалистов среднего звена и программы подготовки квалифицированных рабочих);
– самостоятельный вид образования – профессиональное обучение (программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих);
– новые инфраструктурные единицы (учебные центры профессиональной квалификации, кафедры и структурные подразделения образовательных организаций на предприятиях, многофункциональные центры прикладных квалификаций и т.п.) [1, С.23].
Перспективными направлениями в региональных программах модернизации профессионального образования, по нашему мнению, должны стать:
- Формирование новой инфраструктуры ПОО, концентрация и оптимизация ресурсов для подготовки кадров
- Развитие содержания и технологий ПОО
- Усиление роли бизнеса в развитии и функционировании системы ПОО
- Обеспечение общедоступности и социальной защищенности обучающихся.
Литература
1. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года // Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.