ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТИРОВАННОСТИ ЗНАНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТИРОВАННОСТИ ЗНАНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из недостатков современного профессионального образования работодатели называют слабую практическую ориентированность полученных знаний. Именно поэтому многие вузы стремятся разрабатывать и использовать в учебном процессе новые методы и формы занятий.

В настоящее время существует множество различных инновационных форм и методов организации учебного процесса. Все они в той или иной степени повышают его эффективность и практическую направленность. Но особого внимания заслуживает одна из форм, называемая деловой игрой.

Учебная деловая игра – это вариативная, динамично развивающаяся форма организации целенаправленного взаимодействия деятельности и общения всех участников при осуществлении педагогического руководства со стороны преподавателя. Сущность этой формы составляет взаимосвязь имитационного моделирования и ролевого поведения участников игры в процессе решения ими типовых профессиональных и учебных задач достаточно высокого уровня проблематики.

Деловая игра является нормативной моделью процессов деятельности. Используемый игровой метод – это, прежде всего, исполнение роли по определенным правилам. Кроме того, особое значение принадлежит поднятой в игре проблеме: она обуславливает воспитательную и обучающую ценность той или иной конкретной игры, а также выступает источником развития и создания новых проблемных ситуаций уже внутри игрового поля.

В деловой игре при реализации игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности происходит обучение, а также работа по первому направлению профессионального развития, то есть формированию умений и качеств, которых у будущего специалиста нет, но которые ему необходимы. Студенты получают возможность составить четкое представление о том, где и каким образом могут быть применены в окружающем мире приобретаемые ими знания. Диалогическое общение сопровождается достижением учебных целей, так как только плодотворная дискуссия, в которой принимают активное участие все участники игры, ведет к творчеству в работе. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности: студенты активизируют способность генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией. Решая задачи деловой игры, они учатся сопоставлять и анализировать факты, выдвигать и защищать гипотезы, делать обобщения и сопоставления, устанавливать статистические закономерности, аргументировать выводы, решать существующие и выявлять новые проблемы.

Разработчик деловой игры ставит перед обучающимися двоякого рода цели, отражающие реальный и игровой контексты в учебной деятельности. Студенты получают возможность самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня, а также умений и навыков, которые можно совершенствовать целенаправленно. Так происходит процесс работы над вторым направлением профессионального развития, то есть закреплением и совершенствованием уже имеющихся положительных умений и качеств и личностных характеристик будущего специалиста в «мнимых», игровых условиях. При этом студенты совершенствуют свои способности к коммуникации, учатся работать в команде, предотвращать конфликты и решать их [1].

В деловой игре наиболее явным образом моделируется предметное и социальное содержание профессиональной деятельности [2]. Профессиональная деятельность, свернутая до знаковых систем, текстов, учебной информации, получает свою развертку в игровой форме организации учебной деятельности студентов и тем самым усваивается. Знания здесь не оторваны от их практического применения, поскольку участники получают достаточный опыт их использования в функции средств регуляции собственных действий. Знания усваиваются не впрок, не про запас, а в контексте практических действий и на их основе [3].

Таким образом, деловая игра раскрывает личностный потенциал обучающегося: каждый участник может диагностировать собственные возможности – как отдельно, так и в совместной деятельности с другими участниками. Вживаясь в образ специалиста, роль которого будут выполнять, студенты становятся творцами не только профессиональных ситуаций, они решают задачи самоуправления, ищут пути и средства оптимизации профессионального общения, выявляют свои недостатки и предпринимают меры по их устранению. При подготовке игры преподаватель рекомендует им мыслить за своего персонажа, продумать подготовительный этап так, как продумал бы его персонаж. Студенты учатся преодолевать трудности вербального (словесного) и невербального (языка жестов) характера [4].

ЛИТЕРАТУРА

  1. Неверова А. В. Использование деловых игр в учебном процессе для повышения мотивации к профессиональному росту [Текст] / А. В. Неверова // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.2. — С. 108-110.

  2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991.

  3. Сиденко А.С. Игровой подход в обучении // Народное образование, 2000, № 8.

  4. Деловая игра в процессе образования. [Электронный ресурс].– Режим доступа:http://www.akvobr.ru/delovaja_igra_v_processe_obrazovania.html.

Просмотров работы: 4477