ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие современных информационных технологий требует от учебных заведений внедрения новых подходов к обучению, которые обеспечивали бы развитие коммуникативных, творческих и профессиональных знаний, потребностей в самообразовании. В большинстве российских ВУЗов на сегодняшний день аудитории оборудованы мультимедийными проекторами, компьютерами для преподавателя, экранами и/или мультимедийными досками. Кроме того, в университетах созданы условия для открытого доступа к базам электронных библиотек, медиатек, сети Интернет, а также для проведения видеоконференций в образовательном процессе [1].

Одним из таких подходов является интерактивная технология. Однако до сих пор нет устоявшегося термина, который определяет, что понимается под интерактивными технологиями.

Интерактивность [2] (от англ. interaction – взаимодействие) предполагает взаимодействие на нескольких уровнях:

1) интерфейс «человек-машина» – взаимодействие через команды и манипуляции; типичный инструмент – клавиатура, «мышь», пульт дистанционного управления;

2) обмен данными различных форматов (аудио, видео, графические и др.).

Интерактивность – понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Используется в областях: теория информации, информатика и программирование, системы телекоммуникаций, социология, промышленный дизайн и других. Интерактивность – это заложенное в программное обеспечение взаимодействие, нацеленное на представление информации, навигацию по содержанию и размещению каких-либо сведений, включающее использование гиперссылок, заполнение форм, поиск данных по ключевым словам и прочие формы диалога с пользователем. Интерактивная технология – программное обеспечение, которое работает в режиме диалога с пользователем и позволяет управлять процессом обучения [3]. Интерактивные технологии увеличивают эффективность обучения школьников и студентов, повышают производительность.

Основным методом использования интерактивной технологии является интерактивный диалог, который представляет собой взаимодействие пользователя с программной системой. Программная система характеризуется в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов). При этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы. Сегодня рынок информационных технологий предлагает достаточно много интересных решений для сферы образования, а инструменты для ведения интерактивного обучения являются неоспоримыми лидерами.

Одним из главных и интересных инструментов интерактивного обучения являются интерактивные доски и проекторы, используемые в образовании. Первая в мире интерактивная доска была представлена компанией SMART Technologies Inc. в 1991 году, и одними из первых, кто оценил возможности этой новой технологии, были именно преподаватели школ. Использование интерактивных досок сегодня помогает разнообразить занятия, сделать их яркими и увлекательными.

По основным характеристикам различают интерактивные доски прямого и обратного проецирования [4]. Интерактивная доска прямой проекции выглядит как обычная маркерная доска. Проектор помещается перед ней на подставке или на полке. Чаще всего, чтобы избежать загораживания докладчиком части экрана, проектор подвешивают под потолком как можно ближе к доске, объектив наклоняют вниз, а возникающие трапециевидные искажения компенсируют с помощью системы цифровой коррекции. Доска позволяет контролировать все приложения одним прикосновением, писать и рисовать на ней электронными чернилами и сохранять все записи в одном файле или в приложениях Microsoft Office. В интерактивной доске обратной проекции проектор располагается сзади на специальной подставке и составляет единую конструкцию с доской, благодаря чему, человек, стоящий перед ней, не перекрывает световой поток проектора.

Интерактивные электронные доски производятся с применением различных технологий определения положения маркера или пальца на поверхности. В настоящее время существуют: сенсорная резистивная, оптическая, инфракрасная, ультразвуковая, электромагнитная технологии.

Занятия с использованием интерактивных досок имеют ряд преимуществ:

– занятия становятся интересными, развивается мотивация;

– предоставляется больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

– появляется возможность понять более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

– появляется возможность использовать различные стили обучения.

Применение интерактивной доски в образовательном процессе кардинально меняет роль в нем педагога. Из «транслятора» знаний он превращается в деятельного руководителя и планировщика учебного процесса. Студент же – не просто «приемник» знаний, а исследователь, ведь многие учебные программы, в большинстве своем, построены на принципах технологии развивающего обучения. Знания, добытые самостоятельно, намного более ценны и значимы для обучаемого, нежели усвоенные пассивно, поэтому использование современных ИКТ позволяет достаточно эффективно решать многие учебные и воспитательные задачи.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Мультимедийные технологии в учебном процессе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://new.volsu.ru/activities/education/innovation/

  2. Энциклопедия социологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru.

  3. Осипова О.П. Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.openclass.ru.

  4. Электронные интерактивные доски SmartBoard – новые технологии в образовании. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.smartboard.ru/

Просмотров работы: 4027