Запущенность проблемы нарушений уставных взаимоотношений в армии в последние десятилетия привела к тому, что в силовых структурах девиантное поведение вышло за рамки просто аморальных поступков отдельных военнослужащих и представило серьезную проблему для общества. Требуется комплекс правовых, социологических, социально-психологических и педагогических мер для борьбы с этим социальным злом.
Нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими (НУВ) являются специфической формой девиантного поведения, характерного именно для армейских коллективов [1, с.23].
Большинство офицеров понимают под нарушениями уставных правил взаимоотношений любые, обостряющиеся по мере безнаказанности посягательства военнослужащих любых категорий или их групп на личность и права сослуживцев, при этом социально-психологическое содержание НУВ включает единичные, индивидуальные или групповые искаженные способы самоутверждения, поведения, взаимодействия; отрицательные привычки, лжетрадиции групп, подразделений; нервные срывы и реактивные состояния военнослужащих, приводящие к унижению личного достоинства солдат.
Сам термин «неуставные взаимоотношения», или «дедовщина», не в полной мере отражает ту смысловую нагрузку, которая в него вкладывается в связи с обозначением системы негативных явлений во взаимоотношениях военнослужащих, В большей степени он может служить для отражения неформальных взаимоотношений во внеслужебное время.
Термин «дедовщина» получил широкое распространение благодаря журналистам, которые стали обозначать им случаи глумлений и издевательств одних военнослужащих над другими. Этот термин также неприемлем из-за его юридической бессодержательности [2, с.43].
И категория «неуставные взаимоотношения» название слишком расплывчатое, так как любое отступление от требований уставов является, по сути, неуставным отношением к порученным обязанностям. Кроме того, «дедовщина» иногда совершается в форме досконального соблюдения уставов, доведенного до абсурда.
Поэтому рассматриваемые нами явления целесообразнее было бы назвать правонарушениями в сфере межличностных отношений в армии, а более конкретно глумлением, издевательством и насилием над военнослужащими.
Под глумлением, согласно В. Далю, понимается насмешка, подшучивание в социально-негативном плане. Под издевательством – насмехание, изголение, зубоскальство. Под насилием – состояние, быт, жизнь под гнетом. Интересно, что В. Даль определял «дедовщину» как вотчину, «дошедшую от деда».
В некотором отношении все это перекликается и с современной «дедовщиной», поскольку армейский «дед» «передает» свою «вотчину» воспитания молодых солдат очередному «поколению» старослужащих. Поэтому, видимо, будет справедливым согласиться с В. Эминовым, определившим понятие правонарушений в сфере межличностных отношений в армии как устойчивых социально-негативных проявлений криминального характера, основывающихся на отрицательных традициях армейской действительности, уходящих в историческое прошлое, связанных с глумлением, издевательством и насилием одних военнослужащих над другими с целью подчинения их своему влиянию [3, с.23].
Сравнительно-исторический анализ рассматриваемых явлений показывает, что неуставные взаимоотношения в той или иной степени интенсивности существовали и существуют почти во всех армиях мира.
О подобных явлениях в 1855 году писал еще Л.Н. Толстой: «У нас есть солдаты трех родов – есть угнетенные, угнетающие и отчаянные. Угнетенные люди, сроднившиеся с мыслью, что рождены для страдания, что одно качество, возможно и полезное для него, есть терпение, что в общественном быту нет существа ниже и несчастнее его.
Угнетенный солдат морщится и ожидает удара, когда при нем кто-нибудь поднимает руку; он боится каждого своего слова и поступка, каждый солдат, годом старше его, имеет право и истязает его, и он, угнетенный солдат, убежден, что все дурно, что только знают другие, хорошо же то, что можно делать скрытно и безнаказанно; его бьют и гнетут всегда и за все, потому, что он угнетенный и потому, что власть имеют над ним бывшие угнетенные самые жестокие угнетающие.
Угнетающие солдаты люди, перенесшие испытания и не упавшие, но ожесточившиеся духом. Их чувство справедливости заставляет страдать каждого столько же, сколько они страдали. Угнетающий солдат свыкся с мыслью, что он солдат, и даже гордится своим званием. Он старается и надеется улучшить свое положение угнетением и кражей. Он открыто презирает угнетенного солдата и решается высказывать иногда чувство ненависти и ропот начальнику. В нем есть чувство сознания своего достоинства, но нет чувства чести: он не убьет в сражении своего начальника, но осрамит его. Он так же, как угнетенный, невежественен, но твердо убежден в своих понятиях.
Отчаянные солдаты – люди, убежденные несчастьем, что для них нет ничего незаконного и ничего не может быть худшего. О будущей жизни они не могут думать, потому что не думают. Для отчаянного солдата нет ничего невозможного, ничего святого: он украдет у товарища, ограбит церковь, убежит с поля, перебежит к врагу, убьет начальника и никогда не раскается».
И в царской армии начала XX века имелись серьезные недостатки, связанные с фоновым криминальным проявлением «дедовщины», во многом схожие с недостатками, присущими современным Вооруженным Силам.
Сегодняшний солдат, конечно, не сопоставим с солдатом середины прошлого или начала нынешнего, но и сегодня соответствующая проблема стоит не менее остро.
Первые уголовные дела по нарушению уставных правил взаимоотношений появились в 1963-1965 годах – это были единичные факты. Но уже в 70-е годы происходит постепенное превращение единичных случаев в социально-негативные проявления.
Истоки «дедовщины» лежат и в негативных проявлениях общественной жизни начала 60-х годов, когда в армию стали призывать лиц, ранее судимых. Апогей развития данных явлений пришелся на 70-80-е годы, когда особенно пышно расцвели аномалии духовно-нравственной сферы.
Посягательства и конфликтные ситуации, возникающие на почве личной неприязни, обид, несдержанности имеют меньшую социальную опасность (и могут разрешаться), нежели посягательства, возникающие на межгрупповом или личностно-групповом уровне. Эти конфликты представляют серьезную опасность для нормального функционирования не только отдельно взятого подразделения, но и всей воинской организации как целостного социального организма, так как в основе подобных конфликтов лежит неформальное разделение военнослужащих (в отличие от формального, предусмотренного законами и воинскими уставами: по должности, воинскому званию и т.д.).
В результате социального расслоения общества в армию, в основном, призываются юноши, не поступившие в вузы и техникумы. Это приводит к тому, что снижается интеллектуальный потенциал Вооруженных Сил, а в глазах части общества армия превращается в институт социального аутсайдерства.
Культурная неразвитость и низкий общеобразовательный уровень сужают диапазон духовных интересов военнослужащих, формируют их прямолинейное некритическое отношение к действительности, к своим увлечениям, которые становятся заменителями духовной жизни. Подобная ограниченность сопровождается, как правило, нетерпимостью к любому инакомыслию, часто агрессивностью и жестокостью.
Необходимо учитывать, что наиболее криминогенный возраст, это 18-21 год. Молодежи вообще свойственно агрессивно-разрушительное поведение, особенно в последние десятилетия. Можно даже сказать, что это – особенности психики переходного возраста.
Для личности правонарушителя – военнослужащего срочной службы характерна несложившаяся, а потому и неустойчивая психика. Окончательное становление психики у юноши происходит, как правило, не ранее 21 года. Согласно последним научным данным, содержание психики не наследуется, а формируется на протяжении всего постнатального периода и особенно в первый, наиболее бурный период (до 21-22 лет).
Кроме того, молодым людям, подросткам вообще, присущи удовольствие от риска, чувство опасности, которые испытывает человек как бы играя.
Наряду с изучением личности правонарушителя особо актуальными являются виктимологические проблемы (проблемы потерпевших).
Социальное клеймо ябедничества всегда рассматривалось как проявление слабости, неумения постоять за себя, что весьма существенно для юношеского возраста. Несмотря на осуждение правонарушителя, в подразделении остаются его знакомые и товарищи, сочувствующие или даже участвовавшие вместе с ним в преступлении, но не попавшие в поле зрения прокуратуры с вытекающими отсюда последствиями.
Таким образом, нарушения уставных правил взаимоотношений являются специфической формой девиантного поведения, характерного именно для Вооруженных Сил. При этом следует подчеркнуть следующее: отклонения и криминальные нарушения в сфере межличностных отношений в армии имели место почти всегда.
По сути, дедовщина – это не сугубо армейская беда. Это отражение целого набора пороков всего общества: подростковой и взрослой преступности, национализма, изъянов воспитания, психологических комплексов, асоциальности, жестокости, отсутствия ответственности за свои поступки. Весь вопрос в том, что со всеми этими негативными явлениями молодой человек, не имеющий никакого жизненного опыта, к сожалению, встречается в армии один на один, без возможности получить родительский совет и поддержку.
Литература
Небылицын В.Д. К вопросу об общих и частных свойствах нервной системы. // Вопр. психологии. 1998. – № 4. – С. 29-30
Рабочая книга психолога внутренних войск. Под общей редакцией генерал-лейтенанта Кавуна С.Ф. М.:1997. Типография ВВ МВД РФ
Мацкевич И.С. Преступное насилие над военнослужащими / И.С. Мацкевич, В. А Эминов. – М.: Просвещение, 2003. – 181с.