СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Базовым компонентом воспитательной системы является развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у младших школьников, что относиться к эстетическому воспитанию.

Важнейшее значение имеет социальная активность школьников, когда, включаясь во взаимодействие со сверстниками, учителями, родителями, другими социальными агентами, он осваивает различные роли и функции. Включение в эстетическую деятельность предполагает активное участие школьника в созидании прекрасного своими руками: это занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, группах, студиях и т. п.[1].

Эстетическое воспитание в современной российской школе еще не соответствует всем требованиям развития эмоциональной сферы, эстетического сознания личности. Стройное здание эстетического воспитания, которое предстоит построить в школе, должно опираться на фундамент искусства. Школа не продвинется по пути гуманизации до тех пор, пока предметы художественного цикла не займут достойного места в образовательном процессе, пока не пойдут от них волны человеческой доброты и красоты, душевности и духовности на все остальные предметы. Современная концепция общего среднего образования и федеральная программа развития начальной школы предполагают новые пути улучшения качества эстетического воспитания.

Младший школьный возраст характеризуется особенностями в проявлениях чувств и эмоций. Эмоциональная сфера младшего школьника определяется: окрашенностью восприятия, воображения, интеллектуальной и физической деятельности эмоциями; непосредственностью и откровенностью в выражении переживаний; большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений; склонностью к кратковременным и бурным аффектам.

C младшими школьниками эффективно применять формы занятий по предмету «Окружающий мир», как создание экологических троп в ближайшем парке, придумывание сказок о домашних, диких животных, с привлечением научных знаний об этих животных из энциклопедий, фотографии и зарисовки животных, чтение стихотворений о животных, изучить с детьми, занесено ли то или иное животное в Красную книгу [2].

Мы считаем, что большую роль в экологическом воспитании младших школьников играет усиление роли занятий, которые проводятся вне класса (на пришкольном участке, в парке, учреждениях культуры, биологическом кабинете и т. п.). Роль занятий по экологическому воспитанию на классных часах в условиях школы также меняется: из формы организации вербального накопления знаний они становятся средством применения, обобщения и систематизации представлений, полученных чувственным путем.

Эмоциональными факторами для младших школьников являются не только игры и общение, но и успехи или неудачи в учебе, оценки за учебную деятельность. Свои эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются детьми.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное эколого-эстетическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.

Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания.

Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.

Наиболее популярными средствами обучения экологии и эстетического воспитания младших школьников являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы. Экологическое воспитание получит дальнейшее развитие, и будут исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль в воспитании младших школьников.

Постановка цели и задач эколого-эстетического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания [3,4].

Литература

  1. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. – 2010. - №1. С. 19-22

  2. Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. М.: Просвещение, 2009.

  3. Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. – 1998. -№6. - С. 92-94.

  4. Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников. / Русс. яз.– 1993. - №6.

Просмотров работы: 1386