О ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ КОНЦЕПТАХ В СОЗНАНИИ ВОСПИТАННИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

О ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ КОНЦЕПТАХ В СОЗНАНИИ ВОСПИТАННИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Предметом основного внимания в данной работе является вопрос о выделении базовых концептов в психическом бытии воспитанников отечественной школы как социокультурного института.

Поведение человека определяется прежде всего переживаемыми им смыслами. Смысл есть личностно значимое образование в психике человека, являющееся результатом совместного бытия последнего с теми или иными субстанциональными реалиями нашего мира (людьми, социумом, природой и прочими). Смысл есть такое образование в психике, какое обладает определённой субстанциональностью. Смысл есть то, что, существуя в психике человека, тем не менее не является только строевой величиной в последней. Смысл есть то, что рано или поздно выступает как собеседник человека, собеседник его «я». Психическое бытие человека есть совместное бытие - человеческого «я» и смыслов, его образующих.

Мать, отец, родственники, детские друзья, родной двор, речка, лес, учитель, школа ... — все эти и связанные с ними (сказки, песни матери и прочее) реалии для всякого человека в детстве становятся личностными феноменами, или смыслами. Они и составляют строй психического бытия маленького человека. В последующем ими как феноменами будет формироваться образ его целостного "я".

В отечественной педагогике последовательно представленовнимание к определяющим духовное бытие человека смыслам. Алексей Степанович Хомяков, Иван Васильевич Киреевский, Константин Дмитриевич Ушинский, Пётр Фёдорович Каптерев, Василий Васильевич Розанови другие учёные внимательным образом относились к тому, чем, какими переживаниями живёт человеческая духовность в юношеские годы. В трудах данных учёных отчетливо сформулировано положение о связи нравственного и умственного развития человека с опытом переживания воспитанником своих первых впечатлений, опытом, преобразующимся в те или иные личностные смыслы[1, 2, 3].

С понятием «смысл» связано используемое в современной лингвистике понятие концепта. Концепт есть образ, содержательный аналог переживаемого человеком смысла. Концепт как умозрительный феномен удерживает в себе то, что составляет ценностно-понятийную основу личностного образования - смысла. Мама как бесконечно дорогое, как абсолютно верящее в тебя и просящее у Бога счастья и удачи тебе, как сберегающее уют и покой твоей личной жизни- вот пример возможного общего содержания концепта «Моя мама».

Концепт с логико-гносеологической точки зрения есть некое осознаваемое - отстранённое от познающего, определяемое как предмет его внимания. Такое осознаваемое, которое характеризуется как целостность.

Целостность, отчётливо структурированная, то есть осмысленная на основе принятых в науке рефлексий: структуралистской, функциональной и прочих. Целостность, достигшая полноты своего развития (концепт есть выражение зрелого личностного образования) и в этом характеризующаяся отчётливой оригинальностью в отношении других аналогичных умозрительных феноменов.

Концепт есть потенциально осознаваемый индивидом феномен. Человек живёт рождающимися в его психике смыслами и меняет, строит свою жизнь посредством осознания последних, развёртывания их содержания и порождения на этой основе новых личностно значимых образований. Осознание последних и опирается на выявление в психических образованиях общего (умозрительного, отвлечённого), того, что служит пониманию переживаемого и определяется как концепт того или иного личностного смысла.

Концепты личностных смыслов и составляют в своём единстве личностную картину мировидения индивида.

Принципиален вопрос об отличии основы концепта от основы других образований - концепций, теорий, программ, стандартов и прочего. Представляется, то это отличие связывается с тем, что концепт, в отличие от других реалий, есть выражение субстанциональногопсихического образования.

Концепт несёт в себе память о личностном характере постигаемого. Потому его ценностно-гносеологическая основа, в отличие от других форм знания, принципиально асимметрична. Асимметричность эта выражается в сжатии целостного знания в определённом отношении, том, какое комплементарно (термин Льва Николаевича Гумилёва) для носителя или носителей тех или иных культурных смыслов[4].

Концепт есть выражение личностного образа чего-либо значимого для индивида, того, что рано или поздно становится равным ему и ведёт с ним беседу.

Концепт есть инструмент для понимания, фиксирования, корректирования, прогнозирования тех или иных смыслов-переживаний в психическом бытии индивида.

Понятие концепта перспективно в педагогической теории и практике.

Опора на него позволяет направлять нравственное и когнитивное развитие индивида. И первое, и второе связывается с освоением индивидом определённого культурного опыта - опыта эмоционально-ценностных отношений и опыта понимания и преобразования тех или иных реалий человеческого бытия. Приобретение индивидом указанного опыта изменяет его видение мира и себя, вводит его в более богатое смыслами и семантикой пространство.

Быть (действовать, понимать, ориентироваться) в этом семантико-смысловом пространстве и означает стать иным в нравственном отношении, стать способным ориентироваться в иной для себя гносеологии и логике. «Попасть» в то или иное ценностно-гносеологическоепространство можно лишь переживая некое и в связи с этим открывая в своей психике новые для себя личностные образования - особые смыслы. Открывать в своем сознании (актуализировать в себе самом некое) новые смыслы и означает выявлять общее в них, то есть создавать их концепты.

Знание о соответствии конкретных концептов, их единств и прочего тем или иным ценностным и гносеологическим пространствам - культурным реалиям и может стать ориентиром для поддержания и развития нравственных и интеллектуальных черт личности воспитуемого.

Литература

  1. Хомяков А.С. Сочинения в 2-х томах («Из истории отечественной философской мысли»). М., 1994.

  2. Днепров Э. Д. Ушинский и современность. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007.

  3. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели - Изд. 2-е, доп. - СПб., 1914.

  4. Гумилёв Л.НКонец и вновь начало. М., 2010.

Просмотров работы: 1150