ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в российское образование активно внедряется компетентностный подход, что обусловлено общеевропейской и мировой тенденцией интеграции. В контексте данного подхода развитие самообразования студентов становится более актуальным как основа для творческой индивидуальности будущего специалиста. При использовании компетентностного подхода возможно соединить цели образования и профессиональную деятельность, а также перейти от воспроизведения знания к его практическому применению.

Процесс обучения, построенный на основе компетентностного подхода, нацелен на формирование различных компетентностей или компетенций студента. Это, в свою очередь, требует использования методов и методических приемов, способствующих формированию у студентов навыков самостоятельного подбора новой информации и анализу полученных сведений, умению выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии, которые могут быть использованы как на аудиторных занятиях, так и во время внеурочной деятельности.

Цель проектного обучениясостоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Проектная учебная деятельность студентов – компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую учебную работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации педагога. Отсюда следует, что другой стороной, компонентом проектного обучения является деятельность педагога. В системе проектного обучения важен индивидуальный подход, так как в каждойгруппеимеютсястуденты с различными способностями. Поэтому необходимо учитывать индивидуальные особенности обучаемых при постановке задания. Более сильные студенты могут выполнить более глубокие исследования, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным требуется больше поддержки при меньшей требовательности со стороны преподавателя. Такие студенты могут проводить меньше исследований, выбирать из меньшего количества. У каждого из них может быть свой запланированный конечный результат. Желательно, чтобы педагог обговаривал со студентами ожидаемый результат как в начале, так и в ходе выполнения проекта. Важно, чтобы каждый студент закончил то, что было запланировано и согласовано с преподавателем. Занятия по проектированию должны проходить в непринужденной обстановке на основе сотрудничества преподавателя и учащегося. Успешность обучения методом проектов базируется на знании возможностей каждого студента, умении подсказать и привести его к принятию собственного решения.

Одним из ключевых моментов проектной деятельности выступает процедура проблематизации, которую можно определить как ценностное самоопределение в проблемном поле проекта. При этом роль преподавателя обуславливается помощью студентам не только увидеть в изучаемой теме некое противоречие, но и найти и сформулировать на его основе свою проблему, которую важно и интересно решить. Для достижения этой цели на основе стартовых представлений студентов об объекте и предмете проектирования организуется всестороннее обсуждение ситуации 1. Обнаружение новой для себя проблемы способствует появлению мотива включения студента в проектную деятельность. При этом важно правильно сформулировать проблему, т.е. способствовать осознанию природы и формы существования того или иного противоречия.

При подготовке к реализации проекта следует обратить внимание на построение логики педагогического проектирования. Многообразие подходов к решению данной задачи отражено у ряда авторов 2,3,4 и объясняется различными целями, поставленными организаторами проектов.

Проектная деятельность в учебном процессе представляется более перспективной при условии компетентностного подхода, который позволяет реализовывать содержание образовательной программы на основе логики профессиональной деятельности. И.А. Зимняя5 в состав компетентности включает следующие компоненты:

1) Готовность к проявлению компетентности, или мотивация действий.

2) Владение знанием содержания компетентности.

3) Опыт проявления компетентности в различных ситуациях.

4) Отношение содержания компетентности к объекту ее приложения.

5) Эмоционально – волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.

Проектная деятельность в рамках компетентностного подхода позволяет с одной стороны, сократить нагрузку на студента, а с другой стороны - повысить качество профессиональной подготовки специалистов. В современных условиях стержневым вопросом образования становится не усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, а ориентация в потоке информации. При осуществлении проектной деятельности студенты находятся в ситуации самостоятельного определения движения в информационном пространстве, самостоятельного создания содержания образования, самостоятельного проектирования учебных материалов, которые могут быть востребованы другими.Кроме того, проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, развитию информационной и коммуникативной компетентности и других профессиональных и социальных навыков, что имеет значимость в рамках практикоориентированного обучения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Газизова Т.В. Социально-педагогические предпосылки педагогического обеспечения готовности к проектной деятельности будущих бакалавров педагогики в вузе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/6_PNI_2013/Pedagogica/2_130113.doc.htm

  2. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999.

  3. Заир-Бек Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию. СПб., 1995.

  4. Радионов В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования. СПб., 1996.

  5. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования? // Высшее образование сегодня. – 2006. №8. С.20-27.

Просмотров работы: 10575