ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ПУБЛИЦИСТИКЕ В. Ф. ОДОЕВСКОГО - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ПУБЛИЦИСТИКЕ В. Ф. ОДОЕВСКОГО

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Князю Владимиру Федоровичу Одоевскому, последнему представителю одной из старейших ветвей рода Рюриковичей, принадлежит одно из самых почетных мест среди культурных деятелей пушкинской эпохи, да и всего русского XIX века. Он был видной фигурой в русских общественных кругах и поражал, прежде всего, своей энциклопедичностью, интеллектуальной ши­ротой и отзывчивостью.

В 1846 г. Владимир Федорович был назначен помощником директора Императорской публичной библиотеки и директором Румянцевского музея. «Универсально образованный человек и философ, музыкант и музыкальный критик» [1], очень вдумчивый мыслитель, оригинальный и талантливый писатель.

Князь был человеком разносторонних интересов. Его занимала и философия, и литература, и естествознание. Трудно назвать область знаний, которой не коснулся бы этот универсальный ум. В.Ф. Одоевский оставил свой след в истории русской прозы, в литературной и музыкальной критике, в педагогике, в законодательстве, в философии, в библиотечном деле и даже в кулинарном искусстве.

Одной из линий его просветительской деятельности была работа в области педагогики. Педагогическая область исследований князя мало изучена и, на наш взгляд, представляет особый интерес.

В 30 - 40-х годах XIX века Владимир Федорович стал широко известен как организатор и теоретик дошкольного образования. С именем В.Ф. Одоевского связывается организация детских приютов для детей в Петербурге и в других городах России. Как организатор данных учреждений Владимир Федорович написал целый ряд сочинений, предназначенных для детей дошкольного возраста и для их воспитателей: «Сказки и другие произведения для детей дедушки Иринея», «Азбука для употребления в детских приютах», «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея», «Руководство для гувернанток» и другие.

Из большого педагогического труда Владимира Федоровича «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея» в журнале «Отечественные записки» в 1845 году была напечатана статья «Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей». Многие идеи, высказанные В.Ф. Одоевским в то время, вызывали животрепещущий интерес и были своего рода новинкой, некоторые из них, отличаясь оригинальностью, глубиною, являются своего рода единственными до сих пор.

Князь стремился к усовершенствованию русской педагогики как науки. Деятельность Владимира Федоровича Одоевского является примером разработки методики нравственного и духовно дошкольного воспитания в российской педагогической традиции.

Владимир Федорович придерживался новой трактовки воспитания: если воспитание и есть воздействие на психику ребенка, то это воздействие не механическое и насильственное, а продуманное, проникнутое уважением к личности ребенка, согласованное с процессом его естественного воздействия. Вся трудность искусства воспитателя в новом его понимании заключалась именно в том, что педагогу нужно не подавлять естественный процесс развития ребенка, а умело направлять его в желаемую сторону и притом так, чтобы ребенок не сомневался, что его самостоятельность, инициатива остаются неприкосновенными.

Главную задачу воспитательской работы Владимир Федорович видел в умении пробудить активность ребенка: «Человека, - пишет В.Ф. Одоевский, - можно направить, но не исправить: человек исправляется сам собою, то есть когда сам сознает необходимость своего исправления. Не передавайте человеку знания, но старайтесь, чтобы он получил способность сам доходить до него, — вот крайний предел педагогики во всех степенях учения, а тем более на степени элементарной» [2].

По мнению В.Ф. Одоевского, основная цель в духовно-нравственном воспитании детей состоит в помощи ребенку самому осознать существование в себе нравственных чувств, «заставить заговорить те стихии духовные, с которыми мы родимся, которые даже в грудном младенце проявляются в виде бессознательных побуждений навести ученика на ту дорогу, по которой он от бессознательных понятий может постепенно дойти до сознательных; то, что неопределенно представляется его душе, выразить определенным словом и связать то, что детскому уму представляется разрозненным, не имеющим между собою никакого отношения» [2].

Таким образом, в противоположность прежней схоластической системе, накачивавшей учащегося словесными определениями, Владимир Федорович на первый план выдвигает самодеятельность ребенка, его личные интересы и пристрастия. Параллельно, побуждая умственные силы, следует развивать и благодатные чувства в душе ребенка, затрагивая моральные и нравственные стороны в его развитии.

«Навести» ребенка на эту «дорогу» В.Ф. Одоевский считал возможным с помощью так называемого метода сократической беседы. В своей работе «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея» князь представил этот метод. Данная работа – один из первых в русской педагогике опыт систематической разработки практического курса духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Весь процесс воспитания в дошкольном детстве Владимир Федорович представлял как особого рода подготовку к школьному воспитанию, как своего рода «науку», предшествующую науке школьной. Сущность этой науки сводится к тому, чтобы развить не столько детское мышление, сколько привести в деятельность «врожденное чувство добра», нравственные и религиозные чувства.

Педагогика Владимира Федоровича Одоевского, с его личностным подходом к каждому ребенку, с учетом психологических особенностей и умственных способностей, основанные прежде всего на доверительных, партнерских отношениях, требовала и новой формы подачи материала, отличающейся от обычных уроков. Князь предлагает сухое изложение науки превратить в живую беседу воспитателя с питомцами, чтобы чувствовалась внутренняя неразрывная связь между ними, служащая основой доверия и любви.

«Наука до науки» Владимира Федоровича Одоевского написана в форме катехизиса, вопросов учителя и предполагаемых ответов ученика; в ней нет теоретического морализаторства и отвлеченных понятий, приводятся конкретные, понятные каждому ребенку образы.

Представляется возможным выделить 4 раздела, в которых: рассматривается отношение ребенка к самому себе; отношения к близким: родителям, братьям и сестрам; говорится о Боге, духовном мире; рассматриваются отношения ребенка к окружающим его людям.

В своих произведениях, адресованных дошкольникам, В.Ф. Одоевский так же ненавязчиво учит детей христианским добродетелям: справедливости и милосердию («Серебряный рубль»), трудолюбию (сказки «Мороз Иванович», «Два дерева») и даже знакомит их с христианскими догматами (рассказ «Червячок»).

Важно, что эти произведения Владимира Федоровича могут иметь не только историко-педагогическое, но и прикладное значение, будучи использованы в практике духовно-нравственного воспитания и сегодня.

Литература

1. Соколов. А.Н. История русской литературы XIX века (1-я половина). М., 1970. – с.335-336.

2. Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения // Под ред. В.Я. Струминского. - М., 1955. – с.365.

Просмотров работы: 3907