ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВУШЕК 13-14 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ БАСКЕТБОЛОМ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВУШЕК 13-14 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ БАСКЕТБОЛОМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Баскетбол широко используется как средство физического воспитания детей школьного возраста. Систематические занятия спортивными играми способствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических качеств, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость. Спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей. Игры содействуют и нравственному воспитанию. Поэтому спортивные игры, в частности, баскетбол, в школьной программе представлены как основной материал, который широко используется во внеклассной работе.

Современный баскетбол характеризуется интенсификацией соревновательной деятельности, что проявляется в увеличении плотности игровых действий, уменьшении времени выполнения как технических приемов в целом, так и их отдельных фаз, в быстроте и стремительности тактических взаимодействий, увеличении числа индивидуальных игровых действий. Специалисты отмечают, что одним из резервов результативности соревновательной деятельности является совершенствование специальной физической подготовки баскетболистов, а именно: скоростно-силовых способностей, проявлением которых является прыгучесть.

В связи с этим целью данного исследования является изучение динамики показателей скоростно-силовой подготовки баскетболисток 13-14 лет, занимающихся по различным тренировочным программам.

Исследование особенностей развития скоростно-силовых качеств баскетболисток проводилось в период с октября 2011 г. по апрель 2013 г. Тестирование проводилось периодически через 6 месяцев (октябрь, апрель). В исследовании принимали участие две группы девушек в количестве 28 человек: 1 группа – девушки 1997-98 гг. рождения, занимающиеся баскетболом в спортивной секции МБОУ «Лицей № 62», в количестве 12 человек; 2 группа – девушки 1997-98 гг. рождения, не занимающиеся спортом, в количестве 12 человек.

При сравнении эффективности различных методов по развитию скоростно-силовых качеств, использовались следующие общепринятые расчеты: подсчет среднего арифметического значения (М) в каждом из тестов в каждой группе; среднего квадратического отклонения (б); ошибки среднего арифметического значения (m), а также вычисление величины t-критерия Стьюдента.

Использовались следующие методы: анализ и обобщение литературных данных; контрольные испытания (прыжок в длину с места, бег 30 метров; челночный бег 3 по 10 метров; бросок мяча 1 кг), педагогический эксперимент, статистическая обработка данных.

Результаты исходных показателей скоростно-силовых качеств у девушек, занимающихся баскетболом, и у девушек, не занимающихся спортом, не выявили достоверных различий.

Во второй год обучения в группе девушек, занимающихся баскетболом помимо общефизической подготовки стали использоваться специальные упражнения для развития скоростно-силовых качеств.

Упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых качеств, применяемые во второй год обучения в первой группе:

Прыжки с разбега до баскетбольного щита, сетки (толчком одной или двумя ногами). 4-5 серий по 8-12раз. Время отдыха между сериями - 25-30 сек.

Прыжки через скамейку правым и левым боком, продвигаясь вдоль скамеек, толчком двух и одной ногами.4-5 скамеек по 2-3 серии. Время отдыха между сериями - 25-30 сек.

Прыжки на скакалке (на двух ногах – 300-350 раз, на одной - 100-120 раз).

Подъем на носки с сопротивлением партнера. 4 серии по 18-20

повторений. Время отдыха – 30 – 40 секунд.

Запрыгивание на возвышенность толчком двумя (20-25 раз) и одной (16-18 раз) ногами. 3-4 серии. Время отдыха - 25-30 сек.

Выпрыгивание из положения полуприседа с доставанием предмета толчком двух ног. 3-4 серии по 15-20 повторений. Время отдыха - 30-35 сек.

Выполнение беговых и прыжковых упражнений по прямой (3-4 прямых по 20 м).

Прыжок в длину с места без остановки по прямой. 3-4 серии по 6-8 прыжков. Время отдыха - 15-20 сек.

Прыжок вверх толчком двух ног, коснуться коленями груди. 4-5 серий по 20-25 повторений. Время отдыха – 25-30 сек.

Передачи набивных мячей весом 1кг и 2 кг в парах 4-5 серий по 20-25 повторений. Время отдыха – 25-30 сек.

На тренировочных занятиях специальные упражнения были использованы следующим образом: когда на тренировке шло целенаправленное развитие скоростно-силовых качеств (1 раз в неделю), то девушкам предлагалось 4-5 упражнений из данной программы, кроме того, им было предложено по 1-2 упражнения на развитие другого качества.

Использование большого количества разнообразных, специальных упражнений на развитие скоростно–силовых качеств не вызывало у девушек привыкания к ним, и они выполняли тренировочные упражнения с хорошим настроением. Специальные упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых качеств, для девушек, занимающихся только на уроках физической культуры, не применялось.

В динамике изменений показателей скоростно-силовых качеств у девушек первой и второй групп с октября 2011 года по апрель 2013 года прирост показателей наблюдался в обеих группах, но у девушек, занимающихся баскетболом, скоростно-силовые показатели улучшались более быстрыми темпами (табл. 1).

Наиболее плодотворным с точки зрения развития физических качеств был период с октября 2012 года по апрель 2013 года, когда в тренировочный процесс девушек первой группы были включены специальные упражнения на развитие скоростно-силовых качеств.

Таблица 1

Динамика изменения показателей скоростно-силовых качеств у девушек, занимающихся баскетболом

 

Октябрь 2011

Апрель 2012

Октябрь 2012

Апрель 2013

Прыжок в длину с места

157,75+5,86

166,42+ 6,94

170,83+ 6,50

184,17+6,80

Метание мяча 1 кг

544,17+ 24,29

592,50+35,96

616,67+ 29,02

689,17+33,42

Бег 30 м

6,13+0,14

5,88+ 0,15

5,74+ 0,16

5,55+ 0,18

Ч/бег 3 по 10м

9,13+ 0,14

8,88+ 0,15

8,74+ 0,13

8,37+ 0,19

Таблица 2

Динамика изменения показателей скоростно-силовых качеств у девушек, не занимающихся спортом

 

Октябрь 2011

Апрель 2012

Октябрь 2012

Апрель 2013

Прыжок в длину с места

154,0+5,73

158,08+6,22

159,33+7,57

160,67+5,20

Метание мяча 1 кг

524,16+26,78

562,50+26,67

585,83+26,78

600,00+22,15

Бег 30 м

6,08+0,12

5,88+0,14

5,72+0,18

5,57+0,18

Ч/бег 3 по 10м

9,18+0,17

8,97+0,19

8,83+0,16

8,78+0,16

При анализе данных выявлено, что в течение двух лет в обеих группах наблюдался рост результатов по прыжкам в длину с места. В группе девушек, занимающихся баскетболом, результаты росли более высокими темпами, особенно после введения в тренировочный процесс специальных упражнений для развития скоростно-силовых качеств. Если в октябре 2011 года результаты в обеих группах практически не отличались (157,75+ 5,86см и 154,00+5,73 см), то в апреле 2013 года результаты стали достоверно отличаться друг от друга (184,17+6,8 см и 160,67+5,2 см). Критерий t – Стьюдента при сравнении двух групп девушек равняется 2,74, что гораздо больше табличного значения (2,07).

Кроме того, в течение двух лет в обеих группах наблюдался рост результатов в челночном беге 3 по 10 метров. В обеих группах до октября 2012 года результаты росли равномерными темпами. После введения в тренировочный процесс специальных упражнений для развития скоростно–силовых качеств в 1-й группе отмечается более быстрый рост результатов. В апреле 2013 года результаты в обеих группах достаточно сильно отличаются друг от друга (8,37+0,19 сек и 8,78+ 0,16 сек). И хотя достоверных отличий в показателях нет (критерий t–Стьюдента равняется 1,65, что меньше, чем табличное значение 2,07), наблюдается положительная тенденция в развитии скоростно–силовых качеств у девушек, занимающихся баскетболом.

Динамика показателей в метании мяча весом 1 кг сходна с динамикой показателей в челночном беге. Так, до октября 2012 года в обеих группах показатели растут равномерно, а после введения в тренировочный процесс специальных упражнений для развития скоростно-силовых качеств в группе 1 отмечается более быстрый рост результатов в метании мяча 1 кг. В апреле 2013 года результаты в обеих группах достоверно отличаются друг от друга(689,17+ 33,42см и 600,00+22,15 см). Критерий t – Стьюдента при сравнении двух групп девушек равняется 2,22, что больше табличного значения (2,07).

Динамика показателей и результаты в беге на 30 метров в первой и второй группах практически не отличались в течение всего эксперимента с октября 2011 года до апреля 2013 года. Это, вероятно, связано с тем, что на уроках физической культуры больше внимания уделялось развитию быстроты (скоростных качеств), вследствие этого результаты в обеих группах достоверно не отличаются друг от друга.

Сопоставление результатов тестирования в группе девушек, занимающихся баскетболом, показывает, что упражнения по развитию скоростно-силовых качеств у юных баскетболисток 13-14 лет дали положительные результаты. Так как, после применения специализированных упражнений рост результатов проходил более быстрыми темпами. И хотя достоверных отличий получено не было, отмечается положительная динамика в развитии скоростно-силовых качеств у девушек, занимающихся баскетболом.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют рекомендовать специализированные упражнения по развитию скоростно-силовых качеств (прыгучести) юных баскетболисток 13-14 лет для широкого использования тренерам по баскетболу.

Просмотров работы: 2009