Баскетбол широко используется как средство физического воспитания детей школьного возраста. Систематические занятия спортивными играми способствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических качеств, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость. Спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей. Игры содействуют и нравственному воспитанию. Поэтому спортивные игры, в частности, баскетбол, в школьной программе представлены как основной материал, который широко используется во внеклассной работе.
Современный баскетбол характеризуется интенсификацией соревновательной деятельности, что проявляется в увеличении плотности игровых действий, уменьшении времени выполнения как технических приемов в целом, так и их отдельных фаз, в быстроте и стремительности тактических взаимодействий, увеличении числа индивидуальных игровых действий. Специалисты отмечают, что одним из резервов результативности соревновательной деятельности является совершенствование специальной физической подготовки баскетболистов, а именно: скоростно-силовых способностей, проявлением которых является прыгучесть.
В связи с этим целью данного исследования является изучение динамики показателей скоростно-силовой подготовки баскетболисток 13-14 лет, занимающихся по различным тренировочным программам.
Исследование особенностей развития скоростно-силовых качеств баскетболисток проводилось в период с октября 2011 г. по апрель 2013 г. Тестирование проводилось периодически через 6 месяцев (октябрь, апрель). В исследовании принимали участие две группы девушек в количестве 28 человек: 1 группа – девушки 1997-98 гг. рождения, занимающиеся баскетболом в спортивной секции МБОУ «Лицей № 62», в количестве 12 человек; 2 группа – девушки 1997-98 гг. рождения, не занимающиеся спортом, в количестве 12 человек.
При сравнении эффективности различных методов по развитию скоростно-силовых качеств, использовались следующие общепринятые расчеты: подсчет среднего арифметического значения (М) в каждом из тестов в каждой группе; среднего квадратического отклонения (б); ошибки среднего арифметического значения (m), а также вычисление величины t-критерия Стьюдента.
Использовались следующие методы: анализ и обобщение литературных данных; контрольные испытания (прыжок в длину с места, бег 30 метров; челночный бег 3 по 10 метров; бросок мяча 1 кг), педагогический эксперимент, статистическая обработка данных.
Результаты исходных показателей скоростно-силовых качеств у девушек, занимающихся баскетболом, и у девушек, не занимающихся спортом, не выявили достоверных различий.
Во второй год обучения в группе девушек, занимающихся баскетболом помимо общефизической подготовки стали использоваться специальные упражнения для развития скоростно-силовых качеств.
Упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых качеств, применяемые во второй год обучения в первой группе:
Прыжки с разбега до баскетбольного щита, сетки (толчком одной или двумя ногами). 4-5 серий по 8-12раз. Время отдыха между сериями - 25-30 сек.
Прыжки через скамейку правым и левым боком, продвигаясь вдоль скамеек, толчком двух и одной ногами.4-5 скамеек по 2-3 серии. Время отдыха между сериями - 25-30 сек.
Прыжки на скакалке (на двух ногах – 300-350 раз, на одной - 100-120 раз).
Подъем на носки с сопротивлением партнера. 4 серии по 18-20
повторений. Время отдыха – 30 – 40 секунд.
Запрыгивание на возвышенность толчком двумя (20-25 раз) и одной (16-18 раз) ногами. 3-4 серии. Время отдыха - 25-30 сек.
Выпрыгивание из положения полуприседа с доставанием предмета толчком двух ног. 3-4 серии по 15-20 повторений. Время отдыха - 30-35 сек.
Выполнение беговых и прыжковых упражнений по прямой (3-4 прямых по 20 м).
Прыжок в длину с места без остановки по прямой. 3-4 серии по 6-8 прыжков. Время отдыха - 15-20 сек.
Прыжок вверх толчком двух ног, коснуться коленями груди. 4-5 серий по 20-25 повторений. Время отдыха – 25-30 сек.
Передачи набивных мячей весом 1кг и 2 кг в парах 4-5 серий по 20-25 повторений. Время отдыха – 25-30 сек.
На тренировочных занятиях специальные упражнения были использованы следующим образом: когда на тренировке шло целенаправленное развитие скоростно-силовых качеств (1 раз в неделю), то девушкам предлагалось 4-5 упражнений из данной программы, кроме того, им было предложено по 1-2 упражнения на развитие другого качества.
Использование большого количества разнообразных, специальных упражнений на развитие скоростно–силовых качеств не вызывало у девушек привыкания к ним, и они выполняли тренировочные упражнения с хорошим настроением. Специальные упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых качеств, для девушек, занимающихся только на уроках физической культуры, не применялось.
В динамике изменений показателей скоростно-силовых качеств у девушек первой и второй групп с октября 2011 года по апрель 2013 года прирост показателей наблюдался в обеих группах, но у девушек, занимающихся баскетболом, скоростно-силовые показатели улучшались более быстрыми темпами (табл. 1).
Наиболее плодотворным с точки зрения развития физических качеств был период с октября 2012 года по апрель 2013 года, когда в тренировочный процесс девушек первой группы были включены специальные упражнения на развитие скоростно-силовых качеств.
Таблица 1
Динамика изменения показателей скоростно-силовых качеств у девушек, занимающихся баскетболом
Октябрь 2011 |
Апрель 2012 |
Октябрь 2012 |
Апрель 2013 |
|
Прыжок в длину с места |
157,75+5,86 |
166,42+ 6,94 |
170,83+ 6,50 |
184,17+6,80 |
Метание мяча 1 кг |
544,17+ 24,29 |
592,50+35,96 |
616,67+ 29,02 |
689,17+33,42 |
Бег 30 м |
6,13+0,14 |
5,88+ 0,15 |
5,74+ 0,16 |
5,55+ 0,18 |
Ч/бег 3 по 10м |
9,13+ 0,14 |
8,88+ 0,15 |
8,74+ 0,13 |
8,37+ 0,19 |
Таблица 2
Динамика изменения показателей скоростно-силовых качеств у девушек, не занимающихся спортом
Октябрь 2011 |
Апрель 2012 |
Октябрь 2012 |
Апрель 2013 |
|
Прыжок в длину с места |
154,0+5,73 |
158,08+6,22 |
159,33+7,57 |
160,67+5,20 |
Метание мяча 1 кг |
524,16+26,78 |
562,50+26,67 |
585,83+26,78 |
600,00+22,15 |
Бег 30 м |
6,08+0,12 |
5,88+0,14 |
5,72+0,18 |
5,57+0,18 |
Ч/бег 3 по 10м |
9,18+0,17 |
8,97+0,19 |
8,83+0,16 |
8,78+0,16 |
При анализе данных выявлено, что в течение двух лет в обеих группах наблюдался рост результатов по прыжкам в длину с места. В группе девушек, занимающихся баскетболом, результаты росли более высокими темпами, особенно после введения в тренировочный процесс специальных упражнений для развития скоростно-силовых качеств. Если в октябре 2011 года результаты в обеих группах практически не отличались (157,75+ 5,86см и 154,00+5,73 см), то в апреле 2013 года результаты стали достоверно отличаться друг от друга (184,17+6,8 см и 160,67+5,2 см). Критерий t – Стьюдента при сравнении двух групп девушек равняется 2,74, что гораздо больше табличного значения (2,07).
Кроме того, в течение двух лет в обеих группах наблюдался рост результатов в челночном беге 3 по 10 метров. В обеих группах до октября 2012 года результаты росли равномерными темпами. После введения в тренировочный процесс специальных упражнений для развития скоростно–силовых качеств в 1-й группе отмечается более быстрый рост результатов. В апреле 2013 года результаты в обеих группах достаточно сильно отличаются друг от друга (8,37+0,19 сек и 8,78+ 0,16 сек). И хотя достоверных отличий в показателях нет (критерий t–Стьюдента равняется 1,65, что меньше, чем табличное значение 2,07), наблюдается положительная тенденция в развитии скоростно–силовых качеств у девушек, занимающихся баскетболом.
Динамика показателей в метании мяча весом 1 кг сходна с динамикой показателей в челночном беге. Так, до октября 2012 года в обеих группах показатели растут равномерно, а после введения в тренировочный процесс специальных упражнений для развития скоростно-силовых качеств в группе 1 отмечается более быстрый рост результатов в метании мяча 1 кг. В апреле 2013 года результаты в обеих группах достоверно отличаются друг от друга(689,17+ 33,42см и 600,00+22,15 см). Критерий t – Стьюдента при сравнении двух групп девушек равняется 2,22, что больше табличного значения (2,07).
Динамика показателей и результаты в беге на 30 метров в первой и второй группах практически не отличались в течение всего эксперимента с октября 2011 года до апреля 2013 года. Это, вероятно, связано с тем, что на уроках физической культуры больше внимания уделялось развитию быстроты (скоростных качеств), вследствие этого результаты в обеих группах достоверно не отличаются друг от друга.
Сопоставление результатов тестирования в группе девушек, занимающихся баскетболом, показывает, что упражнения по развитию скоростно-силовых качеств у юных баскетболисток 13-14 лет дали положительные результаты. Так как, после применения специализированных упражнений рост результатов проходил более быстрыми темпами. И хотя достоверных отличий получено не было, отмечается положительная динамика в развитии скоростно-силовых качеств у девушек, занимающихся баскетболом.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют рекомендовать специализированные упражнения по развитию скоростно-силовых качеств (прыгучести) юных баскетболисток 13-14 лет для широкого использования тренерам по баскетболу.