Последнее десятилетие характеризуется повышенным интересом тренеров, спортсменов, исследователей к проблемам спринтерского бега. Становится неоспоримым тот факт, что совершенствование скоростной подготовки – ключ к повышению результатов не только во многих видах легкой атлетики, но и в других видах спорта.
Добиться высоких результатов в беге на короткие дистанции спортсмен сможет лишь в том случае, если в его организме будет обеспечено успешное протекание физиологических и биохимических процессов, соответствующее характеру бега, его скорости и продолжительности на избранной дистанции. Это и определяет требования, предъявляемые к методам тренировки бегунов на короткие дистанции. В системе подготовки бегуна на короткие дистанции одно из ведущих мест занимает физическая подготовка. Достижение спринтерами высокого уровня развития физических качеств определяет их функциональные возможности в беге на короткие дистанции. Вместе с тем, физическая подготовка спортсменов осуществляется в тесном единстве с совершенствованием техники спринтерского бега.
Важное значение в процессе развития физических качеств юных бегунов на короткие дистанции имеет воспитание скоростно-силовых качеств, так как высокий уровень их развития способствует достижению спортивных результатов. В арсенал современной подготовки бегунов на короткие дистанции входит широкий круг средств и методов, одним из которых является скоростно-силовая подготовка.
В беге на короткие дистанции спортсмен выполняет работу максимальной мощности. При этом предельные усилия повторяются в течение довольно длительного промежутка времени (10 и более секунд в беге на 100 м, 20 и более секунд в беге на 200 м). Бег на короткие дистанции осуществляется в основном за счет анаэробных процессов.
Скоростно-силовые упражнения не только оказывают положительное влияние в смысле совершенствования силы и быстроты, но и формируют рациональную конституцию тела спортсмена, укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы, способствуют становлению техники бега.
Необходимо отметить, что в настоящее время достаточно широко разработана система скоростно-силовых упражнений в различных видах спорта. Опубликовано значительное количество работ, посвященных изучению данной проблемы (Ю. В. Верхошанский, В. В. Кузнецов, А. Н. Воробьев, В. П. Филин и др.).
Однако эффективность и целенаправленность развития скоростно-силовых качеств достигаются тогда, когда не только тренер, но и сам спортсмен знает конкретные характеристики своих движений при выполнении соревновательного упражнения и ориентируется на них при выборе и выполнении специальных упражнений.
Целью исследования является выявление эффективности разработанной методики воспитания скоростно-силовых качеств юных спринтеров 10-12 лет на этапе начальной спортивной специализации.
Объект исследования – спортивная подготовка юных бегунов на короткие дистанции на начальном этапе тренировки
Предмет исследования – воспитание скоростно-силовых качеств юных бегунов на короткие дистанции на начальном этапе тренировки.
Рабочая гипотеза. Предполагается, что наиболее эффективная методика воспитания скоростно-силовых качеств подчиняется общим закономерностям развития функциональных систем организма под воздействием учебно-тренировочного процесса и на отдельных его этапах.
Теоретическая значимость: собран и проанализирован теоретический материал по проблеме воспитания скоростно-силовых качеств юных спринтеров на начальном этапе тренировки; выявлены наиболее информативные педагогические контрольные испытания для организации контроля за уровнем развития скоростно-силовых качеств юных спринтеров; разработана методика воспитания скоростно-силовых качеств юных спринтеров 10-12 лет на этапе начальной спортивной специализации.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в деятельности тренеров по легкой атлетике.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы было необходимо решить следующие задачи:
Изучить возрастные особенности развития организма и методику воспитания скоростно-силовых качеств юных спринтеров 10-12 лет.
Выявить динамику возрастных изменений скоростно-силовых качеств юных спринтеров 10-12 лет.
Разработать и экспериментально обосновать методику воспитания скоростно-силовых качеств юных спринтеров 10-12 лет на этапе начальной спортивной специализации.
Для решения поставленных в работе задач применялись следующие методы исследования:
Теоретический анализ и обобщение литературных данных.
Педагогические контрольные испытания (тесты):
бег 30 м с высокого старта
бег 60 м с высокого старта;
прыжок в длину с места;
тройной прыжок с места.
Педагогический эксперимент.
Методы математической статистики.
Все контрольные испытания проводились в соревновательной обстановке, что способствовало отражению истинной картины физической подготовленности испытуемых. Из трех попыток во всех испытаниях учитывался лучший результат.
В педагогическом эксперименте приняли участие 24 юных спринтера 10-12 лет, которые были разделены на экспериментальную и контрольную группы, по 12 юных спортсменов в каждой. В экспериментальной группе был повышен удельный вес упражнений скоростно-силового характера за счет сокращения на 30% объема тренировочных средств, отводимых на технико-тактическую подготовку. Контрольная группа занималась по общепринятой методике.
На основе тщательного учета возраста, уровня физического развития и подготовленности занимающихся пред началом эксперимента нами был разработан комплекс физических упражнений, направленных на всестороннюю физическую подготовку юных спринтеров. Этот комплекс упражнений был разбит на три большие группы:
а) группа средств общей физической подготовки, куда входили общеразвивающие упражнения и упражнения из других видов спорта;
б) группа средств специальной физической подготовки – специальные подготовительные, скоростно-силовые, подводящие и технико-тактические волейбольные упражнения;
в) группа специальных силовых физических упражнений с отягощениями используемых по «методу круговой тренировки».
В подборе упражнений мы исходили из того, что всестороннее физическое развитие юных бегунов на короткие дистанции - основа дальнейшей специализации их в этом виде спорта. Одновременно мы пытались учитывать и специальную направленность выбранных упражнений, которая в ходе эксперимента, давала возможность развивать необходимые физические качества, умения и навыки юных спринтеров
Таким образом, решая вопросы комплексной физической подготовки, мы вместе с тем имели в виду, что эта подготовка должна быть направлена на всестороннее развитие юных спринтеров. Кроме этого данное распределение имело достаточные признак, специализированной подготовки, необходимой для достижения в будущем высоких спортивных результатов. Средствами для такой подготовки явились специальные и вспомогательные упражнения. К средствам специальной физической подготовки экспериментальной группы относилось большинство видов скоростного бега, прыжков, ускорений.
Рис.1. Распределение направлений специальной подготовки юных спринтеров 10-12 лет
На протяжении эксперимента (подготовительный период) спортсмены первой группы использовали на занятиях до 30% времени для развитие скоростно-силовых качеств, скорости, скоростной выносливости, во второй группе такие упражнения применялись по обычной программе.
Недельные циклы тренировки в этот период строились следующим образом.
Первая группа: 1-й день – развитие быстроты и скоростно-силовых качеств, 2-й день – развитие силы и скоростной выносливости, 3-й день - отдых, 4-й день – развитие быстроты и скоростно-силовых качеств, 5-й - развитие силовой и скоростной выносливости, 6-й день – повышение общей физической подготовки, 7-й день - отдых.
Вторая группа: 1-й день – развитие скоростно-силовых качеств, работа над техникой и общей выносливость, 2-й день – развитие силы и скоростной выносливости, 3-й день – отдых, 4-й день – развитие скоростно-силовых качеств, работа над техникой и общей выносливость, 5-й день - развитие силы и скоростной выносливости, 6-й день – повышение общей физической подготовки, 7-й день – отдых.
Следующие 3 месяца в соревновательном периоде спортсмены обеих групп тренировались по схеме недельного цикла первой группы. Таким образом, бегуны первой группы проводили скоростную работу на протяжении всех 6 месяцев.
Анализ эффективности примененных в исследовании средств специальной подготовки для юных спринтеров экспериментальных группы показал, что одни и те же упражнения в зависимости от решаемых задач применялись в одних случаях как общеразвивающие, а в других – как специальные. На рис.1. приводятся данные о том, как распределялись средства специальной подготовки (сгруппированные по направлениям) в занятиях экспериментальной группы на этапе начального обучения.
В начале эксперимента в уровне физической подготовленности участников эксперимента статистически достоверных отличий обнаружено не было. Следует отметить, что в начале нашего исследования юные бегуны на короткие дистанции двух групп (контрольной и экспериментальной) показывали примерно одинаковые результаты в тестовых заданиях, характеризующих уровень развития скоростно-силовых качеств.
В конце эксперимента снова проводились контрольные испытания с соблюдением всех условий начальных контрольных испытаний.
На рис. 2,3,4,5 показана динамика роста скоростных и скоростно-силовых качеств в контрольной и экспериментальной группе в сравнении. Таким образом, бегуны первой группы проводили скоростную работу на протяжении всех 6 месяцев эксперимента, а юноши второй группы - лишь в течение последних трех месяцев. После анализа данных, полученных в ходе педагогического эксперимента (табл. 4), можно заключить, что в беге 30 м, 60 м, прыжке в длину с места и тройном прыжке более заметных сдвигов добились бегуны экспериментальной группы.
Рис. 2. Динамика роста среднего показателя в беге на 30 м (сек)
Рис. 3. Динамика роста среднего показателя в беге на 60 м (сек)
Рис. 4. Динамика роста среднего показателя результатов прыжка в длину с места (м)
Рис. 5. Динамика роста среднего показателя результатов в тройном прыжке с места (м)
Результаты эксперимента позволяют утверждать, что у юных спринтеров работа над развитием быстроты должна проводиться на протяжении всего макроцикла, а не только в соревновательном периоде тренировки.
Таблица 1
Динамика роста среднего показателя скоростных и скоростно-силовых качеств 1 группы (контрольной) и 2 группы (экспериментальной) в конце эксперимента
Контрольные упражнения |
10 лет |
11 лет |
12 лет |
||||
Бег на 30 м (сек) |
1 группа |
4,2 |
4,1 |
3,8 |
|||
2 группа |
3,9 |
Сдвиг – 0,2 |
3,8 |
Сдвиг – 0,3 |
3,6 |
Сдвиг – 0,2 |
|
Бег на 60 м (сек) |
1 группа |
8,2 |
8,1 |
7,9 |
|||
2 группа |
8,1 |
Сдвиг – 0,1 |
8,0 |
Сдвиг – 0,1 |
7,7 |
Сдвиг – 0,2 |
|
Прыжок в длину с места (м) |
1 группа |
1,94 |
2,12 |
2,34 |
|||
2 группа |
2,12 |
Сдвиг – 0,18 |
2,36 |
Сдвиг – 0,24 |
2,52 |
Сдвиг – 0,18 |
|
Тройной прыжок с места (м) |
1 группа |
6,18 |
6,84 |
7,22 |
|||
2 группа |
6,28 |
Сдвиг – 0,10 |
7,1 |
Сдвиг – 0,26 |
7,48 |
Сдвиг – 0,26 |
По данным средней арифметической каждой возрастной группы 10,11,12 лет было выявлено, что показатели прироста физических качеств (по результатам в беге на 30 м, на 60 м, прыжке и тройном прыжке) с возрастом увеличиваются, однако увеличение происходит неодинаково. Мы видим, что в экспериментальной группе он выше.
Наиболее высокий прирост показателей, характеризующих уровень скоростных и скоростно-силовых качеств, наблюдается на возрастном этапе 11-12 лет
Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что увеличение объема скоростно-силовых упражнений до 30% от общего объема тренировочной нагрузки способствовал значительному росту всех физических качеств и повышению уровня спортивного мастерства. Об этом свидетельствуют различия в результатах занимающихся экспериментальной и контрольной групп. Так, в экспериментальной группе по сравнению с контрольной наиболее существенно возросли уровни скоростно-силовой (на 15%) и силовой подготовленности (на 18%) занимающихся.
Применение целенаправленных средств и методов развития скоростно-силовых качеств в процессе подготовки юных бегунов на короткие дистанции положительно воздействует на скоростно-силовую подготовленность.
Развитие скоростно-силовых качеств у юных бегунов на короткие дистанции протекает неравномерно. Наибольший прирост результатов наблюдается в возрасте 10-12 лет и продолжается до 16 лет
Оптимальное соотношение различных разделов физической подготовки в годичном цикле тренировки юных легкоатлетов 1-2-го годов обучения. Приемлемым вариантом распределения времени, отводимого на разделы подготовки, является следующий: общей физической подготовке должно отводиться примерно 58% суммарного времени тренировочных занятий, специальной физической подготовке - 42% времени.
На начальном этапе многолетней подготовки большое внимание должно быть уделено развитию физических качеств, прежде всего скоростно-силовых и силовых (не умаляя значения развития и других компонентов физической подготовленности.
На этапе начальной спортивной специализации увеличение удельного веса скоростно-силовых упражнений за счет сокращения объема средств, отводимых на технико-тактическую подготовку (до 30%), способствует значительному повышению уровня физической подготовленности и спортивного мастерства юных бегунов на короткие дистанции.