ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время проблема мотивации занятий физической культурой и спортом очевидна. В связи со слабым состоянием здоровья молодым людям студенческого возраста рекомендуется заниматься физическими упражнениями. Для полноценного физического развития, отличной физической формы, хорошей адаптации организма, уверенности в себе поможет физическая культура возможности, которой очень широки. По нашему мнению, одним из условий успешного построения занятия – это знание мотивов как причины двигательных действий. Это поможет подходить к процессу выполнения физических упражнений более осознанно и целенаправленно и на наш взгляд, определяет актуальность настоящего исследования.

Целью исследования являлось изучение мотивации студентов третьего курса экономического факультета Кемеровского государственного университета занятий физической культурой и спортом.

В теоретической части нашего исследования мы поставили задачу – изучить сущность понятия «мотивация».

Методы исследования: аналитическое исследование основных понятий – мотив, мотивация; анкетирование; графическое представление данных.

Мотивация в научной литературе рассматривается как совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения [1]. Мотив есть субъективная причина деятельности. Это то. Что подталкивает, приводит в движение.

В психологическом смысле, мотив - (от лат. moveo – двигаю) трактуется как материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, т.е. для включения данных переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа [3].

Мотивацию занятий к физической культуре в вузе представил в своих работах Р.С. Наговицын. Автором было определено несколько больших групп мотивов: оздоровительные, двигательно-деятельностные, соревновательно-конкурентные, эстетические, коммуникативные, познавательно развивающие, творческие, профессионально-ориентированные, административные, воспитательные, статусные, психолого-значимые, культурологические [2]. Исследование автора способствовало для изучения мотивации занятий физической культурой и спортом студентов экономического факультета Кемеровского государственного университета.

Задачами практической части исследования являлось:

анализ посещения студентами вуза академических занятий физической культурой;

изучение предпочтений двигательной активности студентов (виды спорта и фитнеса. Кроме занятий физической культурой);

выявление причин, подталкивающих студентов заниматься физическими упражнениями.

В ходе исследования анкета была предложена 30 студентам, среди которых 26 девушек и 4 юноши, что составляет 87% и 13% соответственно.

Первый вопрос предполагал выяснить, занимаются ли вообще студенты спортом, не считая уроков физической культуры в университете, и если занимаются, то как часто.

30% (9 человек) опрошенных не занимаются спортом вообще.

Из остальных 70% (21 человек):

53% (16 человек) занимаются спортом 2-3 раза в неделю;

10% (3 человека) – каждый день;

И по 3% (по 1 человеку) – 4-5 раз в неделю и 1 раз в неделю.

Подведение итогов было разделено на две части: в первой части рассматриваются результаты среди студентов, которые занимаются спортом, во второй – кто не занимается спортом.

Рассмотрим сначала студентов, которые занимаются спортом.

На вопрос: «Какие физкультурно-спортивные занятия вы чаще всего посещаете?» 36% (9 ответов) ответили, что занимаются дома. Причиной этого, скорее всего, служат довольно высокие цены на посещение каких-либо спортивных учреждений. Затем, 28% (7 ответов) ответили, что занимаются фитнесом, и 12% (3 ответов) – ходят в спортивный зал.

Рис. 1. Ответы на вопрос «Какие физкультурно-спортивные занятия вы чаще всего посещаете?»

Следующий вопрос заключался в выяснении причин занятий спортом. Как ни странно, основная причина не похудение, а полезность для здоровья. Так ответило 42% (14 ответов) опрошенных. Следующее идет наращивание мышц и похудение (по 21%, по 7 ответов).

Рис. 2. Причины занятий спортом

Затем, был вопрос об активном отдыхе в свободное время. На первом месте стоит зимний вид отдыха – это коньки, так ответило 35% (12 ответов). После этого – велосипед – 20% (7 ответов) и у 17% (6 ответов) активный отдых отсутствует.

Рис. 3. Активный отдых

Далее, мы пытались выяснить, довольны ли студенты своей фигурой. Подавляющее большинство (66%, 14 человек) сказали, что довольны своей фигурой, 19% (4 человек) – не довольны и 14% (3 человека) довольны своей фигурой, но хотели бы более рельефные мышцы.

Рис. 4. Довольны ли вы фигурой

Затем, мы перешли непосредственно к университетскому спорту. Сначала, мы выясняли, как студенты относятся к различным соревнованиям, происходящим в университете, а именно, участвуют ли в них. К сожалению, 81% (17 человек) не участвует в соревнованиях вообще и лишь 14% (3 человека) ответили положительно, а 1 человек (4%) ответил, что не участвует, но хотел бы.

Рис. 5. Соревнования

Далее, мы решили задать про посещение занятий физической культуры в университете: по какой причине они посещают уроки по физической культуре. Выяснилось, что для студентов важнее получить зачет (66%, 14 ответов), чем держать хорошую форму (23%, 5 ответов), и два студента (9%) не ходят на данные пары по какой-либо уважительной причине.

Рис. 6. Посещение занятий физической культуры

Если большинство студентов ходит на уроки физкультуры только ради зачет, то может им хотя бы нравится, как они проходят? Мы попробовали это выяснить. 36% (7 человек) ответили, что скорее им нравится, чем не нравится, как проходят уроки физкультуры. 26% (5 человек) ответили, что нравятся и 15% (3 человека), что скорее не нравится.

Рис. 7. Нравится ли занятия физической культуры

Т. к. присутствуют те, кто затрудняется ответить или не очень доволен физкультурой, следующий вопрос заключался в том, что можно изменить или добавить в проведение данных уроков. 26% (5 человек) ответили, что следует уменьшить количество часов занятий, 21% (4 человека) – что надо увеличить нагрузку и 21% (4 человека) – нужно добавить различные упражнения соревновательного характера.

Рис. 8. Что изменить в занятиях физической культуры?

И последний вопрос: какие меры стоит принимать, чтобы люди больше занимались спортом, как мотивировать людей на занятие спортом?

38% (8 человек) опрошенных не стали отвечать на данный вопрос, просто поставили прочерк. По-видимому, они считают, что и так достаточно людей занимается спортом, что нет необходимости в мотивации.

23% (5 человек) ответили, что стоит проводить различные агитации и пропаганду спорта.

По 9% (по 2 человека) ответили, что нужно разнообразить занятия физкультурой, чтобы у человека в университете появлялась тяга к спорту; стоит снизить цены на различные спортивные услуги; занятие спортом зависит от самого человека, от его желания.

И было предложено два интересных предложения. Первое – это упражнения без длительного отдыха, что вызывает азарт в процессе занятия спортом. И, второе – это обязательное условие занятия спортом при приеме на работу – довольно необычное предложение.

Теперь рассмотрим ответы тех, кто не занимается спортом.

Таких студентов оказалось 30% (9 человек) из всех опрошенных, при чем все девушки.

В жизни этих опрошенных присутствует активный отдых: 36% (4 ответа) катаются на велосипед, 27% (3 ответ) – на коньках и, к сожалению, у 18% (2 ответа) активного отдыха нет.

Не смотря на то, что данные опрошенные не занимаются спортом, 33% (3 человека) довольны своей фигурой, но и 33% (3 человека) – не довольны своей фигурой. Т.е. красивая фигура не является мотивацией к занятию спортом.

Затем, все 100% не участвуют в каких-либо соревнованиях в университете.

66% (6 человек) посещают занятие физкультурой, чтобы получить зачет. И лишь 22% (2 человека) – чтобы держать форму.

Не смотря на то, что многие посещают занятия физкультурой только ради зачета, 50% (4 ответа) нравится, как проходят уроки, 37% (3 человека) - скорее нравится, чем нет, и лишь 12% (1 человек) – не нравится.

Дальше был вопрос про то, что стоит изменить в уроках физкультуры.

Мнение разделилось среди добавления соревнований, ничего не менять и уменьшить количество часов (по 25%, по 2 человека). Также был предложен вариант ввести этот предмет на выбор (1 человек).

Ну и, наконец, какие меры стоит предпринимать, чтобы мотивировать людей на занятие спортом. 44% (4 человека) ответили, что стоит пропагандировать спорт, 33% (3 человека) не ответили ничего. Также, был предложен вариант проведения различных соревнований, где победитель получает щедрый приз (1 человек).

Таким образом, можно сделать вывод, что обладание хорошей фигурой не мотивирует студентов на занятие спортом, а те, кто им занимаются – не ходят в какие-либо спортивные заведение по причине высокой цены на спортивные услуги.

Для многих занятие спортом – это хороший способ поддерживать здоровье. А активный отдых присутствует как зимой (коньки), так и летом (велосипед).

К сожалению, для большинства причина посещения физкультуры – получение зачета, хотя это один из способов поддерживать себя в форме.

Большинство опрошенных не ответили на вопрос, какие меры стоит принимать для мотивации занятий спортом, видимо, они считают, что в этом нет необходимости. Но остальная часть считает, что стоит агитировать людей, проводить пропаганду здорового образа жизни, повысить актуальность физической культуры и спорта в жизни человека.

Литература

  1. Коджаспирова, Г.М, Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.

  2. Наговицин, Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой и спортом [Электронный ресурс] // научный журнал «Фундаментальные исследования». - № 8 за 2011 год (часть 2) / http://www.rae.ru/fs/?article_id=7798353&op=show_article§ion=content.

  3. Психологический словарь [Электронный ресурс] / http://psi.webzone.ru/st/060200.htm.

Просмотров работы: 3808