ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАНИЯ

Сироткина Ю.В. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» Шуя, Ивановская область, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемы качества образовательных услуг, предлагаемых образовательными учреждениями РФ, в последние годы приобретают всё большую актуальность. Достижение эффективности системы обеспечения качества и управления качеством подготовки специалистов колледжа невозможно без комплексного, объективного и систематического оценивания знаний, умений, навыков обучающихся. Каждое учреждение СПО должно обладать системой, позволяющей доказательно продемонстрировать высокий уровень компетенций подготовленных специалистов.

На наш взгляд имеются следующие недостатки при оценивании результатов обучения студентов во многих технических колледжах:

  • правила допуска студента до экзамена и критерии итоговой оценки остаются достаточно субъективными;

  • единственной формальной мотивацией студентов к усвоению учебного материала является необходимость получения положительной оценки на экзамене;

  • в условиях ограниченности времени приема экзамена, «экзаменационного стресса» студента, а так же «лотерейного» принципа выбора экзаменационных вопросов, объективность и без того единственной формальной оценки качества знаний, умений и навыков студента существенно снижается.

Одним из наиболее прогрессивных принципов оценивания знаний учащихся является взвешенное суммирование оценок при формировании показателя успешности учебной деятельности студента, как при освоении отдельных дисциплин, так и учебного плана в целом. Данный принцип явился основой для разработки и внедрения в педагогическую практику модульно - рейтинговой системы оценки знаний.

Рейтинговая система обеспечивает повышение качества обучения за счет:

  • во-первых, повышения объективности оценивания уровня знаний студентов, по сравнению с традиционной системой контроля и, как следствие, возможности проведения более качественного анализа учебной деятельности и внесения в учебный процесс соответствующих корректив;

  • во-вторых, индивидуализации обучения, внесения духа соревновательности, повышения ритмичности освоения дисциплины, прозрачности и справедливости критериев оценок, что повышает мотивацию студентов к учебной деятельности.

Введение рейтинговой системы способствует развитию у студентов таких социально-значимых качеств личности, как дисциплинированность, ответственность за выполнение планов, заданий, добросовестность.

Специфика модульно-рейтинговой системы оценивания качества обучения студентов заключается в следующем:

а) организация учебного процесса осуществляется на основе:

  • структурирования учебных дисциплин по модульному принципу с выделением факторов качества освоения учебного материала;

  • введение в учебный процесс фактора «заработной платы», выраженной в рейтинговых баллах;

  • выделение важности общепрофессиональных и специальных технических дисциплин с сохранением статуса и значимости освоения учебного материала;

б) аттестация освоения учебного материала по отдельным дисциплинам осуществляется в соответствии с требованиями к выпускнику по определенной технической специальности с учетом:

  • весомости модулей дисциплин;

  • весомости факторов модулей;

  • установленной преподавателем шкалы оценивания;

Рейтинг - это не оценка за выполнение отдельного элемента текущего контроля знаний, а количественный накопительный интегральный показатель успешности учебной деятельности студента, позволяющий оценить, во-первых, уровень усвоения им программного материала по дисциплинам, во-вторых, степень его превосходства в учебе по сравнению с другими учащимися группы.

Контролирующая функция рейтинговой системы обеспечивает непрерывный контроль знаний студентов в течение каждого семестра и всего периода обучения, интегральную оценку знаний и творческих способностей студента, получение показателя качества подготовки будущего специалиста. В идеале, рейтинговому контролю должны подвергаться все дисциплины, включая дисциплины по выбору (элективные курсы). В процессе контроля знаний главным звеном следует считать не только констатирующую диагностику учебной успеваемости студента, но и выявление его нереализованных потенциальных возможностей в познавательной деятельности.

Прогнозирующая функция модульно – рейтинговой системы обеспечивает прогноз успеваемости студента на последующие семестры. Объективная оценка уровня знаний и прогнозирование успеваемости обеспечивает активизацию внутренней и учебной мотивации студента, которые в совокупности формируют интерес студента к учебе.

Рассмотрим основные принципы рейтинговой системы контроля учебной деятельности в учреждении среднего профессионального образования.

  1. Модульное построение обучения.

Учебный модуль можно рассматривать как логически законченный самостоятельный раздел дисциплины, объединяющий ряд тем в соответствии с рабочей программой. Цель разработки модулей – расчленить содержание дисциплины на логически завершенные части в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, определить для всех частей дисциплины целесообразные виды и формы обучения и контроля знаний, согласовать их во времени и объединить в единый комплекс. Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими материалами, перечнем основных понятий, навыков и умений, которые необходимо усвоить в процессе обучения. В частности, для каждого модуля формируется набор справочных и иллюстративных материалов, который может выдаваться студенту перед началом его изучения, программа модуля снабжается списком рекомендуемой литературы.

Обычно семестровый курс делят на несколько модулей (но желательно не более трех) аналогично принятому программой делению курса на разделы, подразделы, основные темы. Ограничение количества модулей создает предпосылки для оптимальной организации непрерывного текущего контроля знаний студента и организации учебного процесса в целом.

Для каждого модуля преподаватель устанавливает коэффициент значимости в зависимости от общего числа часов, отводимого на модуль, а также от степени важности рассматриваемого в модуле учебного материала.

Итоговая оценка по дисциплине за семестр формируется, исходя из результатов за каждый модуль с учетом установленных коэффициентов значимости.

  1. Структурирование процесса контроля знаний студентов по каждому модулю дисциплины, а именно:

  • определение преподавателем форм текущего контроля знаний (самостоятельные работы, практические работы, лабораторный работы, письменные домашние работы, устный опрос, семинар и т. д.). Причем можно устанавливать не только обязательные для всех студентов формы контроля, но и дополнительные, оценивание которых будет играть роль повышающего рейтинговый показатель фактора (например, наличие и качество оформления конспектов лекций, подготовка сообщений и др.);

  • определение значимости каждой формы текущего контроля в итоговой оценке за модуль в зависимости от специфики дисциплины (например, для практикоориентированных дисциплин больший коэффициент значимости можно установить для практических и лабораторных работ; для гуманитарных дисциплин – для устного опроса и т. д.).

  • определение контрольных точек по всем предусмотренным формам контроля.

  1. Многобальность при оценивании результатов учебной деятельности.

Например, использовать при оценке знаний следующую оценочную шкалу: от 0 до 5 с шагом 0,1 (50 дифференцированных оценок), что позволяет, с одной стороны, повысить объективность оценивания, с другой стороны, использовать привычный для студентов и преподавателей диапазон оценок. Это упрощает их восприятие и позволяет легко адаптировать критерии традиционной оценочной шкалы, в отличие от начисления произвольного (пусть даже и заранее определенного для того или иного вида работ) количества баллов.

  1. Накопительный характер рейтингового показателя.

Рейтинговый показатель успешности учебной деятельности студента по дисциплине может формироваться с учетом следующих правил:

  • оценка, получаемая студентом за определенную работу, переводится в балл путем ее умножения на соответствующий коэффициент значимости;

  • если получена оценка ниже «2», то начисление баллов не производится;

  • если оценка находится в диапазоне от 2 до 2,4 включительно, то начисляется минимальный балл, равный коэффициенту значимости данной работы;

  • рейтинговый показатель по каждой форме контроля получается суммированием баллов за контрольные точки;

  • рейтинговый показатель (итоговая оценка) за модуль вычисляется с учетом баллов за каждую предусмотренную обязательную форму текущего контроля и коэффициентов их значимости, а также с учетом баллов за дополнительные виды проверки знаний.

  • рейтинговый показатель (итоговая оценка) за семестр вычисляется, как было показано ранее, с учетом оценок за каждый модуль и коэффициентов значимости модулей.

Никаких «карательных» санкций – только «накопительное» созидание. Например, студенту невыгодно отсутствовать на занятии не потому, что за пропуск осуществляется уменьшение рейтингового показателя на определенную величину, а потому, что он просто не получает тех баллов, которые можно получить на уроке. Кроме того, целесообразно предусмотреть возможность и условия повышения студентом оценки по той или иной контрольной точке, что способствует улучшению качества знаний учащихся.

  1. Возможность перевода рейтингового показателя в традиционную оценку.

Перевод рейтингового показателя на необходимом этапе изучения дисциплины в традиционную оценку осуществляется на основе определения в процентном отношении его соответствия максимальному показателю успешности учебной деятельности на рассматриваемом этапе.

  1. Учет итогового рейтингового показателя при проведении промежуточной аттестации.

С целью повышения мотивации студентов к учебной деятельности в течение семестра, возможно осуществлять учет набранного студентом рейтинга при проведении промежуточной аттестации. Например, если набранная студентом сумма, предположим, соответствует оценке «удовлетворительно» и это совпадает с его внутренней самооценкой, то студенту предоставляется право не сдавать итоговые контрольную работу зачет или экзамен. В этом случае со стороны преподавателя можно предложить студенту принять участие в итоговой проверке с целью улучшения оценки. При этом форма такого итогового контроля должна охватывать весь семестровый материал, и наиболее удобным в этом отношении является тестирование.

В случае если студенты сами принимают решение о выходе на зачет или экзамен, то должен действовать принцип «чистого листа». Они несут ответственность за свой выбор и получают окончательный результат вне связи с накопленной ранее суммой баллов.

Но сторонники принципа «чистого листа», видимо, правы в том, что накопительная система баллов все же является более объективным закономерным показателем успешности освоения дисциплины, чем внезапное «экзаменационное» прозрение.

Модульно-рейтинговая система оценивании знаний обучающихся требует от преподавателя, особенно в период внедрения, больших трудовых затрат по сравнению с традиционной системой контроля знаний студентов. Но эти трудности, несомненно, окупаются повышением качества учебного труда студентов и, как следствие, повышением качества обучения, что является целью каждого педагога в отдельности и учебного заведения в целом.

Библиографический список

  1. Ваганова, Т. Г. Модульно-компетентностное обучение физике студентов младших курсов технических университетов Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / Т. Г. Ваганова. М.: [б.и.], 2007. - 24 с.

  2. Кайнова, С. А. Модульная система обучения: новые педагогические технологии в профессиональном образовании Текст. / С. А. Кайнова // Профессиональное образование. — 2004. № 4. - С. 5-12.

  3. Качура, Н. Е. Модульное обучение как педагогическая технология Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. Е. Качура. — Тула. 2002. - 204 с

  4. Королева, О. Н. Модульное обучение физике в системе развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся старших классов средней школы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. Н.Королева. Челябинск: [б.и.], 2003. - 22 с.

  5. Матвеева, Д. А. Модульные технологии обучения Текст. / Д. А. Матвеева, И. Л. Яворская, Е. В. Токарева // Среднее профессиональное образование. -2002. -№ 8.-С. 19-21.

  6. Новиков, А. Н. Модульная технология как средство повышения качества обучения в ВУЗе Текст. / А. Н. Новиков, Г. В. Букалова // Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. - № 2. — С. 39-42.

  7. Переверзев, В. Ю. Инновационные образовательные технологии в системе среднего профессионального образования на современном этапе Текст. / В. Ю. Переверзев, С. Н. Фомин, Н. Д. Макаров // Среднее профессиональное образование. — 2003. № 8. - С. 28-31.

  8. Самылкина, Н. Н. Современные средства оценивания результатов обучения Текст. / Н. Н. Самылкина. М : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 172 с.

  9. Кашицын, А.С. Современные проблемы обучения физике в школе и педагогическом вузе. Текст // Научный поиск. 2012. – № 4.4. – С. 67-69.

  10. Чепенко, О. А. Интегративно-модульные технологии обучения Текст. / О. А. Чепенко // Специалист. 2004. - № 3. - С. 20-22.

Просмотров работы: 3048