ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ В РЕФЛЕКСИВНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБРАЗОВАНИЯ И РЕЛИГИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ В РЕФЛЕКСИВНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБРАЗОВАНИЯ И РЕЛИГИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Пока идет спор о том, «можно ли использовать знания психологии в церковной практике» (6.66), светские психологи ищут ответ на воп­рос, возможно ли реальное соединение, взаимодействие, сотрудничество светской и христианской психологии (1,7). «При всех спорах и разли­чиях, - пишет С. Ганьжин, - религиозная и светская системы образования по-хо­рошему обречены на сотрудничество» (2,18), поскольку у них одна и та же цель: воспитание духовно здорового поколения.

Учитывая многовековое противостояние науки и религии, мы по­лагаем, что необходимо установить некое связующее звено между ними - а именно - социальное познание. Социальное познание - это позна­ние людьми самих себя и других людей в условиях повседневности. Оно включает в себя научные, обыденные, религиозные и мистические зна­ния. С одной стороны, социальное познание адекватно отражает дей­ствительность, с другой - это познание «любителя», обыденного чело­века. В зарубежной психологии его называют познанием «наивного ученого».

После долгих лет господства атеизма и лжи в нашей стране чело­век уже не может быть «доверчивым простачком» (6, 72). Он стремится сначала знать, потом - верить. Приходится учитывать эту особенность наших студентов, в сознании которых умещаются научные знания, бес­системные религиозные знания и благоговение перед Тайной. Поэтому ВУЗ и Церковь призваны прежде всего предоставить молодежи широ­кий спектр естественнонаучных, социальных, философских, религиоз­ных, литературно-художественных, космологических, историософских и других знаний. Как известно, научные и религиозные знания в созна­нии выдающихся философов, ученых, естествоиспытателей, художни­ков, поэтов и писателей позволяли им создавать шедевры, делать вели­кие научные открытия, всякий раз «осуществляя концептуальное при­мирение двух основных понятий: проблемы и тайны» (4,33).

Жизнь человека в социальном мире преисполнена стремительно развивающимися инновационными событиями: новая школа и образо­вание, новые взаимоотношения людей в быту и на производстве, новая форма ведения войны и проч. В своем конкретном преломлении обще­ственные события осмысливаются конкретными людьми, у которых на этой основе формируется социальное познание. Как таковое, оно воз­действует на все аспекты жизни людей. Не только в России, но и на всей Планете, грамотное осмысление людьми их социального окружения не­редко отсутствует. Даже у довольно высокообразованных людей их представления о себе, о своих близких и о других людях бывают несоот­ветствующими действительности.

Проблема социального познания переросла индивидуально - лич­ностные рамки, в которых индивид еще недавно расплачивался за свою социальную некомпетентность ценой своего страдания или своей соб­ственной жизни. В настоящее время, как свидетельствуют многие пе­чальные события в мире, определенные социальные представления од­ного человека или небольшой группы людей могут повлечь за собой непоправимые действия, террористические и насильственные акты. Та­кие действия способны унести жизни сотен и тысяч ни в чем не повин­ных людей. Об искаженное социальное познание разбиваются многие благие правительственные начинания в разных странах.

Связанное с реальными людьми и событиями окружающей среды, социальное познание фактически осуществляется посредством социаль­но-психологических механизмов: аттитюдов, стереотипов, схем, атри­буций и др. Являясь, по существу, защитными средствами, они констру­ируют такую картину мира для индивида, которая наиболее приемлема для него, независимо от того, насколько она реальна в данный момент (3). Именно социально-психологические механизмы формируют обы­денное познание людей, здравый смысл, «этот священный огонь, зажжен­ный предвечным Создателем в уме человека» (5, XX).

Органическая связь светской и христианской психологии отраже­на в словах А.Рогозянского: «Понимание психологических механизмов, движущих человеком, несомненно, необходимо и пастырю, и верующе­му учителю, и родителю» (6,72). И если А. Рогозянский предлагает вве­сти обзорные лекции для прихожан по истории психологии, то в уни­верситетах необходим курс «Религиозная психология».

Литература:

1. Братусь Б.С. Христианская и светская психотерапия // Московский психотерапевтический журнал. 1997, №4.С.7.

2. Ганьжин С. Религия и образование // Журнал Московской Патриар­хии. 2000. №11.С. 18.

3. Мукашева А.К. Механизмы социального познания в психологичес­кой науке. Владимир. 1999. - 264с.

4. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М.: Школа-Пресс, 1994. С.ЗЗ.

5. Продан И.С. Познание и его объект. В 2хт. Харьков, 1913. Т.1.С. XX.

6. Рогозянский А. Психология и церковное душепопечение // Журнал Московской Патриархии. 2002. №6.С.66;72.

Просмотров работы: 922