РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Абдуллаева Н.А. 1, Абдуллаев Р.Ш. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Процесс становления гражданского общества в современном мире актуализирует проблему соотношения прав и свобод личности. Социальные гарантии полноценного человеческого существования рассматриваются сегодня как обязательное условие позитивного общественного развития. Отсюда понятно внимание психолого-педагогической науки к проблеме детства и вопросам, связанным с социально-правовой защитой детства.

Проблема прав ребенка и их защита, забота о его жизни, развитии, образовании и воспитании сегодня стала общечеловеческой, планетарной. Она регулируется соответствующими правовыми нормами. Взаимодействие этих двух аспектов проблемы выводит на социально-правовую защиту детства и отдельного ребенка.

В состав прав детей входят: право на охрану здоровья; на участие в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих возрасту ребенка; право на свободное участие в культурной и творческой жизни, на занятия искусством; на отдых и досуг; на свободное выражение своего мнения; на свободу мысли, совести и религии; на свободу ассоциаций и мирных собраний; на личную жизнь; на пользование благами социального обеспечения, включая социальное страхование; на защиту от насилия, грубого или небрежного отношения.

Охрана детства призвана решать двуединую задачу: социально-правовую защиту, что включает в себя принятие законодательных актов, создание специализированных социальных, образовательных, медико-социальных и других учреждений для детей, и психолого-педагогическую, включающую в себя создание достойных условий для развития, воспитания, творчества, досуга, выбора жизненного пути в образовательных и воспитательных учреждениях.

Это требует от педагогов не только знаний по социально-правовой защите детства, но и переориентации их подготовки на гуманистические ценности, соотносимые с их педагогической деятельностью.

Современная педагогика ориентирована на необходимость раннего выявления детей с проблемами в развитии и поведении, что требует подготовки педагогов дошкольных учреждений и школ к воспитательной работе, по оказанию детям помощи в социализации и адаптации, в их социально-правовой защите [3].

В России сорок два миллиона детей, что составляет 28,5% всего населения. Их положение характеризует социальная депривация, т.е. недостаточность, ограниченность или отсутствие тех или иных условий, материальных ресурсов для выживания и развития ребенка. Растет число детей – жертв насилия, подвергавшихся жестокому обращению со стороны родителей, воспитателей, ухудшается здоровье детей, их питание, отдых.

Это детерминируется многими факторами: экологическим, экономическим, социальным, демографическим кризисом, которые в совокупности увеличивают число детей с отклонениями в физическом, психическом и умственном развитии.

Поэтому проблема защиты прав детей, забота об их жизни, развитии, образовании и воспитании является одной из актуальных задач общества. Права детей на свое место в обществе регулируются такими международными, федеральными и государственными документами, как «Декларация прав ребенка» (1959), «Конвенция ООН о правах ребенка» (1989), «Федеральная программа «Дети России» (1995) и другие. Правительством Российской Федерации в период с 1991 г. принято около 250 постановлений, направленных на улучшение положения детей в стране [3].

Российское государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципа приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно-значимой активности, воспитания высоких нравственных качеств.

Воспитание в детских учреждениях строится по апробированным программам. Его необходимым элементом является обучение детей общению, деятельности в составе группы, подготовка к поступлению в школу.

Социально-личностное развитиев дошкольной педагоги­ке рассматривается как комплексный процесс, во время ко­торого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру об­щества или сообщества, в котором ему предстоит жить [1].

Социально-личностное воспитание дошкольника выражается в развитии способности ребенка ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать ценность собственной личности и других людей, проявлять свое отношение к миру и людям в соответствии с культурны­ми традициями, нормами и правилами, принятыми в обществе [2].

В ряде работ ученых среди проблем социального развития особо выделяется развитие социальной компетентности (увереннос­ти) у дошкольников [5]. Она обеспечивает ребенку адек­ватное отношение к позитивным и негативным ситуациям и является основой здорового образа жизни. Социально компе­тентное поведение включает такие навыки эффективного об­щения, как умения сказать «нет», выражать желания и тре­бования, налаживать контакты, вести и заканчивать разго­вор, выражать как позитивные, так и негативные чувства [1].

Социальная защита дошкольников осуществляется во взаимодействии с медициной, педагогикой, производством. Органы социальной защиты населения способствуют оздоровлению и лечению дошкольников, для чего предоставляются льготные условия для пребывания дошкольников в санаториях, на летних дачах.

Широкий круг мероприятий предусмотрен для детей, имеющих проблемы со здоровьем и отклонения в развитии. Существуют специализированные детские сады, цель которых – подготовка к обучению в обычной школе. Однако некоторая часть дошкольников с серьезными проблемами со здоровьем получает подготовку для обучения в специальной школе.

День 1 июня – не столько праздник, сколько повод напомнить взрослым – обществу и государству – о своих обязанностях по отношению к детям.

Рассмотренные права детей и обязанности родителей преследуют единую цель — социальную защиту детства.

В этих целях ныне действующий Семейный кодекс Российской Федерации впервые в истории России сформулировал права детей как самостоятельного субъекта права.

Важнейшей обязанностью родителей является воспитание детей, забота об их здоровье, духовном и нравственном развитии.

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Они свободны в выборе формы образования и образовательного учреждения для ребенка. Но по мере взросления ребенка они обязаны все более учитывать его мнение. Они также обязаны создать ребенку необходимые условия для учебы и не вправе препятствовать посещению ребенком образовательного учреждения. Если же родители по каким-либо соображениям препятствуют получению ребенком образования, то это может стать основанием для лишения их родительских прав [4].

Конвенция о правах детей - международно-правовой акт и универсальный стандарт, который служит мерилом основных прав детей в мире. Конвенция имеет равное значение для народов во всех регионах мира.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 26, 27). В последнее время, в связи с реализацией Конвенции в России был принят ряд мер по усилению адресной государственной поддержки детей и многодетных семей, семей с детьми-инвалидами, предоставлению некоторых льгот, связанных с охраной здоровья, по поддержанию общеобразовательных учебных заведений, детских дошкольных учреждений в условиях развития рыночных отношений.

Многое удалось сделать в сфере социальной защиты и социального обеспечения детей. Расширяется психологическая помощь детям и молодежи. В частности, проводятся мероприятия, формирующие устойчивость против пропаганды наркотиков, насилия, агрессивного поведения.

К сожалению, в силу недостатка финансовых средств, многое из перечисленного пока осуществляется непоследовательно и крайне медленно.

Литература:

1.Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика – М., 2007.

2. Гогоберидзе А.Г.. Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения – М., 2013.

3. Гусейнов Р.Д. Социально-правовая защита детей как условие их социализации – Махачкала, 2006.

4.Лодкина Т.В. Социальная педагогика – М., 2003.

5. Прима Е.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников М., 2002.

6. Пшиканокова З.Т. Подготовка студента – будущего педагога к социально-правовой защите детства – Майкоп, 2007.

 

Просмотров работы: 1900