СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Гаджиева П.Д. 1, Сефералиева Э.И. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сложившаяся ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали такие как, нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы невероятно выросло количество «социальных сирот», детей, которые воспитываются в неблагополучных семьях.

Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к тому, что в стране постоянно увеличиваются такие учреждения, как дом ребенка, детские дома, школы-интернаты, приюты т.д. В свою очередь исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в подобные учреждения не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь влияет на развитие ребенка. После проживания ребенка в подобных учреждениях выявляется его неготовность к самостоятельной жизни. Ребенок не может организовать свой быт, досуг, создать, а также сохранить свою семью.

Несовершеннолетние дети могут оказаться лишенными родительского попечения в результате различных обстоятельств: в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, осуждения родителей к лишению свободы, тяжелой болезни или длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от выполнения своих родительских обязанностей, отказа родителей взять своих детей из родильных и иных учреждений.

Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в семье, посредством родительской любви.

Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути. Часто у таких детей бывает безразличный взгляд на окружающие его вещи. Такие дети зачастую не способны к сопереживанию. Все это в очередной раз говорит, что на качество личности детей влияет атмосфера семьи, родительская и в большей степени материнская любовь.

Оказание помощи детям, по различным причинам, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства.

Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе не только детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Сиротами признают и детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях.

Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей и тем самым вследствие этого дети становились сиротами.

Наиболее опасным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство. Это связано, прежде всего, с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей. Это приводит к росту численности беспризорных детей и подростков.

За последние сто лет общественные преобразования захватили и сферу семейных отношений, традиционные формы которых стали меняться: огромные патриархальные семьи распадаются, количество детей в семье неуклонно сокращается, тесные связи между её членами становятся ломкими и непрочными. В нашем веке семья, помимо всего прочего ещё и перестала быть той единственной средой, где воспитывается и развивается ребёнок.

Возникли разнообразные типы детских учреждений - от прогулочных групп до детских домов. Существуют учреждения, которые дети посещают только днём, в других же они живут пять дней в неделю, возвращаясь к родителям на субботу и воскресенье. В учреждениях третьего типа дети пребывают постоянно и лишь к некоторым из них изредка и ненадолго приходят родственники. Такие учреждения называются закрытыми.

За рубежом долгое время широко бытовало убеждение, что развитие детей подобных учреждениях сильно отстаёт. Многие учёные подчёркивали губительное и необратимое негативное действие таких учреждений на психику детей.

Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования необходимого для развития. Дети, изолированные с рождения до шести месяцев навсегда, остаются менее разговорчивы, чем их сверстники, воспитывавшихся в семьях. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальным последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может нормализироваться.

Проблема социально-психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родителей и их социально-правовой защиты требует объединения усилий государства, региональных и местных органов власти, социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребёнком, оказавшимся в детском доме, приюте, социальной гостинице, после интерната.

Сиротство - это перманентная социальная проблема, решить которую раз и навсегда не возможно. Поэтому социальная политика государства должна осуществляться в двух направлениях: профилактика социального сиротства (эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещения и т.д.) и развитие системы социально-правовой защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Гражданская активность в деле защиты прав детей - сегодня насущная необходимость. Без коренного перелома в настроениях общества, разрешить эти проблемы, вероятно, всего, просто не удастся за короткие сроки.

Таким образом, особенностями социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей можно считать то, что без семьи развитие ребёнка идёт по другому пути, нежели у ребенка, который воспитывался в духе родительской заботы и любви. А также детям, оставшимся без попечения родителей намного сложнее адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.

Литература:

1. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 192 с.

2. Воронова Е. Социальная работа с уличными детьми // Социальная работа. -2008. - №4.-с.44-48.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 2004. - 480 с.

4. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 12003

5. Подпрограмма “Дети-сироты” федеральной целевой программы “Дети России” на 2005-2009 годы//Официальные документы в образовании.-2002.-№31.-С.70-89.

Просмотров работы: 3195