ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Абдуразакова Д.М. 1, Кураева З.М. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из главных направлений стратегии модернизации образования является обновление его содержания. Содержание образования должно дополниться набором ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационных и прочих сферах. Педагоги многих стран считают, что в наше время недостаточно говорить только о знаниях, хотя это очень важно. Образование должно формировать способность жить и работать в обществе.

Одной из составляющих модернизации содержания образования является более глубокое знание о правах и основных свободах человека. При обучении правам человека формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе, воспитываются понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление № использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развивается чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми.

Основные цели обучения правам человека можно сформулировать следующим образом:

  • воспитывать личность, осознающую достоинство человека;

  • формировать межличностные отношения в духе терпимости, ненасилия, уважения, солидарности;

  • давать знания о правах человека в национальном и международном измерениях;

  • воспитывать понимание неразрывной связи прав человека сохранения мира на Земле;

При обучении правам человека должна быть реализована главная целевая установка гуманистического образования — воспитание гуманного человека.

Из целей обучения правам человека вытекают следующие конкретные задачи: развивать способность ценить свободу в тесной связи с ответственностью перед обществом; воспитывать способность признавать и воспринимать различия культур, которые существуют между народами; формировать уважение к культурному наследию, языку и самобытности страны, в которой проживает ребенок, и к цивилизациям, отличным от его собственной; развивать сотрудничество, согласованность между индивидуальными и коллективными ценностями; формировать умение ненасильственного урегулирования конфликтов; воспитывать личную и гражданскую ответственность, солидарность и справедливость на национальном и международном уровне; формировать умение защищать окружающую природу (рекомендации ЮНЕСКО).

Обучение правам человека в общем образовании выполняет следующие функции: философско-культурологическую, образовательно-правовую, психолого-развивающую, воспитательно-формирующую, коррекционную, содержание которых определяет типологические особенности обучения правам человека.

Философско-культурологическая функция направлена на формирование у школьников планетарного сознания и гуманистического отношения к окружающему миру, к людям, человеческим сообществам.

Быть духовной личностью — это значит жить по совести, соотносить свои поступки с вечными, передающимися из поколения в поколения представлениями о назначении человека. Духовность включает в себя определенную сумму ценностных ориентаций, мотиваций, установок учащихся. Философско-культурологическая функция четко выявляется в эстетике и этике отношений с людьми, в отношении к культуре других народов. Она реализуется в изучении родного и иностранного языков как области осознания межнациональной и межкультурной коммуникации, в освоении лучших образцов мировой литературы и искусства, в раскрытии общего и особенного в культурах разных народов, в умении видеть в литературе и искусстве, в реальной жизни общечеловеческие Ценности.

В духовном блоке «права человека» общечеловеческие ценности занимают важное место. Общечеловеческие ценности являются связующим мостом между культурами и религиями различных народов, тем ключом, который может уберечь детей от жестокости, насилия, несправедливости. Воспитание духовности — это создание главной внутренней предпосылки для развития творческой индивидуальности.

Признание и соблюдение основных прав и свобод человека есть основа безопасности, стабильности отношений как в отдельных трудах, так и во всем мире. «Мир, прогресс, права человека — эти цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими» (А. Сахаров). Уверенность человека в том, что и другие люди имеют, знают и действуют в соответствии с непризнанными правами и свободами, правилами, условиями взаимоотношений, позволяет предвидеть ситуацию, ожидать определенной реакции и поведения членов человеческого сообщества. соблюдение прав человека обеспечивает его защищенность, выступает гарантом мира и ненасилия.

Образовательно – правовая функция ориентирована на создание у учащихся общих представлений о государстве и праве в целом. Эти знания служат основой понимания значимости прав человека в жизни общества и каждого его члена. Они знакомят с историей прав человека, механизмом их реализации, проявлениями нарушений прав человека и их последствиями.

Права человека являются ядром правовых знаний. Смысловой компонент этих знаний содержит правовой опыт школьника: знание правовых норм, элементов правоотношений и правовых ин статутов, умение творчески использовать эти знания для решений социально-правовых проблем в целях защиты законности. Второй компонент правовых знаний связан с эмоциональной сферой личности и характеризует степень переживания школьником своего отношения к правовым ценностям, выражает личностный характер этих отношений и выступает как уважение школьников к законам. Познание основных прав человека и элементарных правовых норм является основой формирования правосознания школьников. Правовые знания, которые получат учащиеся, помогут им сформировать устойчивый интерес к правовым аспекта: общественной жизни. Строгое следование закону, желание сои: мерять свои поступки с теми или иными нормативными актам овладение умениями и навыками правомерного и правозащитного поведения являются одними из проявлений правовой культуры.

Суть правовой культуры, а тем более культуры права, заключается в тех юридических ценностях, которые накоплены веками которые лишь тогда проявляют себя как ценность, когда «овладевают всем обществом, непрерывно, шаг за шагом совершенствуясь и обогащаясь». Правовая культура является важнейшим элементом духовности. Овладение ею ускоряет процесс приобщения молодого человека к жизни общества. Она предполагает качественно высокий уровень отношения учащихся к праву в целом правам человека в частности.

Среди проявлений правовой культуры — правовая осведомленность и уровень правового информирования, которые обеспечивают всем оптимальную и свободную ориентацию в сфере общественных отношений. Уяснение мировоззренческих аспектов правовой культуры способствует формированию научного м воззрения у школьников, культивированию уважительного отношения к праву, укреплению законности и правопорядка, пониманию созидательных возможностей правовой культуры как фактора саморазвития личности.

Воспитательно – формирующая функция реализуется в повседневной деятельности школы, направленной на воспитание гуманного поведения учащихся.

Главным ключевым понятием, на котором строится вся систем прав человека, является понятие «достоинство человека». Достоинство, с одной стороны, есть нравственная самооценка, самосознание человеком своей связи с обществом, своего значения, права на уважение со стороны других, со стороны общества, чувства ответственности. С другой стороны, достоинство – это признание обществом социальной ценности, уникальности, неповторимости конкретного человека, значимости каждой личности как частицы человеческого сообщества. Достоинство человека — источник его прав и свобод. Только обладание правами и свободами сочетании с ответственностью являются той предпосылкой, которая даст человеку возможность самораскрыться, самореализоваться как личности. Это ведет, в свою очередь, к обогащению, самосовершенствованию всего человечества. Только через отношения, только через совместную жизнь людей может быть выражено достоинство человека. В философии прав человека действует пре- 5умпция достоинства человека. Гуманизм философии прав чело- 1ека заключается в предположении, что все люди — члены одной человеческой семьи и «они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства», в духе уважения прав и свобод другого человека. Весь гуманистический потенциал прав человека направлен на развитие таких чувств, как любовь, совесть, справедливость, сострадание, соучастие, сопереживание. Знание прав человека как внешний социальный регулятор поведения людей, преломляясь во внутреннем мире, психике конкретного человека, в правосознании, превращается затем во внутренний регулятор его поведения. В качестве предпосылок и составных частей поведения и поступков человека выступают понимание, сострадание, содействие, сотворчество, совесть, нравственность, миролюбие. Воспитательно - формирующая функция ориентирована на глубокое восприятие, осмысление прав человека, представлений, оценок, требований, личностного отношения, затем и преобразование их в устойчивые убеждения, в прочные навыки и привычку постоянного, сознательного правомерного доведения.

Психолого-развивающая функция обучения правам человека пробуждает и совершенствует интерес учащихся к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, установок; служит одной из психологических основ самовоспитания и самосовершенствования, познания своего «Я».

Внутреннее «Я» человека — хранилище всего хорошего, гуманного. что составляет основу его поведения, оно источник творчества и уникальности личности. Через процесс обучения правам происходит выявление и развертывание «данной» натуры, самоопределение личности, ее «самоактуализация», которая проявляется в обязательной внутренней активности и направлена на «продолжение себя в других людях».

Психолого-развивающая функция требует творческого подхода преподавании прав человека, который помогает школьнику самоопределиться, сформировать у него внутреннюю готовность самостоятельно строить, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (жизненного, личностного), т. е. учит школьник рассматривать себя развивающимся во времени и в жизнедеятельности.

Коррекционная функция имеет в виду деятельность учителя, важных личностных качеств человека психолога, направленную на своевременную коррекцию отклони милосердия, доброты, ненасилия, отклоняющегося (агрессивного, гиперактивного, унижающего других людей) поведения.

Неадекватное поведение детей (агрессивность, жестокость т. п.) есть результат каких-либо упущений в системе воспитания. Коррекционная функция направлена на своевременное выявление таких детей, применение педагогических и психологически технологий, способствующих повышению уровня самооценки учащихся, воспитанию у них уважения к другим людям, терпимости и ненасилия, развитию внутреннего спокойствия, с тем чтобы дети могли выработать такие качества, как сострадание, отзывчивость, сопереживание.

Важную роль в обучении правам человека могут играть родители. Создаваемая родителями атмосфера интереса к жизни общества Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о культуре народа, познанию в различных областях науки и техники, права и морали обогащает внутренний духовный мир подростков активно формирует их как личность. «Семья как родной очаг, без которого не обойтись ни малышам, ни подросткам. Конвенции о правах ребенка; дидактическая определить свои взгляды на события в окружающем их мире, и старшим школьникам, готовящимся вступить в самостоятельную жизнь Форма работы: групповая. ориентирует своих детей на систему ценностей, прогнозирует хотя бы ближайшие цели и перспективы их жизни».

Преподавание прав человека соответствует принципу единства: преподавания с практической деятельностью. В связи с этим принципом рекомендуется участие школьников в различных благотворительных обществах, акциях, неправительственных организациях, которые имеют опыт успешной работы за права и достоинства человека.

Универсальность прав человека отражает принцип интеркультурности преподавания. Интеркультурное образование направлено н формирование человека, уважающего права другого, готового к диалогу с другими людьми для достижения взаимопонимания и взаимоприемлемых решений. Практически этот принцип в системе образования реализуется в качестве интегрального компонента учебно-воспитательного процесса через теоретическое и практическое освоение искусства, где подчеркивается значение вклада разных народов в его развитие; через истории изучаемых наук; через изучение истории и культуры регионов; в ходе изучения языковых воспросов, путем организации культурного сотрудничества разных государств и т. д.

Изучение учащимися основных прав и свобод человека является одной из задач современной школы. Содержание прав человека многофункционально и несет в себе значительный гуманистический потенциал, который может быть использован для воспитания важных личностных качеств человека — уважения других людей, и милосердия, доброты, ненасилия.

Ниже предлагаются методические рекомендации по проведению урока по теме «Права человека».

Урок «Основные принципы прав человека»

Цель урока: познакомить учащихся с основными принципами, заложенными в международных документах о правах человека, такими как достоинство, свобода, равенство, толерантность.

Основные понятия: права, достоинство, свобода, равенство, толерантность (терпимость).

Дидактический материал: Конвенция о правах ребенка, Всеобщая Декларация прав человека, бумага, фломастеры, маркеры.

Методы работы: работа с документами, коллаж, «общий галдеж». Этапы урока

  • Работа над понятиями.

Подготовительная работа к уроку: учитель вывешивает на доске плакаты с высказываниями известных людей. В каждом из них пропущено слово.

«Каким должен быть человек, коль скоро Сын Божий платит за его ... высшей ценной?» Папа Иоанн-Павел II (достоинство).

«А если, однако, и Сократ, при всей высоте своего личного .., не был, однако, в своей отдельности вполне, или совершенно, человеком, если и он нуждался в восполнении, то, конечно, не от гражданства или отечества своего, которое окончательно наполнило ему только чашу с ядом, а от чего-то другого». В. Соловьев (достоинства).

«Но когда мыслители XVII века провозгласили естественную свободу человека, то из христианской традиции вместе с этой свободой родилось требование гражданского ...». В. Янков (равенства).

«... в его исполнительном значении есть не что иное, как равенство вышеописанной свободы, а именно: каждый человек одинаково рассматривается как единая, замкнутая в себе монада». К. Маркс (равенство).

«Свобода человека и ... поступать по его собственной воле основывается на том, что он обладает разумом, который в состоянии научить его этому закону, по которому он должен собой управлять». Дж. Мильтон (свобода).

«... есть право делать все, что дозволено законами». Ш. Монтескье (свобода).

«... это не уступка, снисхождение или потворство. ... — это, прежде всего, активное отношение, формулируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека». ЮНЕСКО (терпимость).

«Ни при каких обстоятельствах ... не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности». Из декларации принципов терпимости ЮНЕСКО (терпимость).

Разбейте класс на четыре группы. Каждой группе дайте задания двух видов: первое — индивидуальное, второе — групповое. Задание № 1 (индивидуальное):

  • Вставьте слово, которое, по вашему мнению, должно быть в данном предложении.

  • Подумайте, почему именно это слово вы хотели бы поставить вместо пропущенного слова. Обоснуйте свой вывод.

Задание №2 (групповое):

  • Каждый член группы должен высказать свое предположение и обосновать, почему он выбрал это слово.

Подходят к данному высказыванию и обосновать выбор.

Группы предлагают свои варианты ответов с обоснованием ей позиции. Педагог записывает их на контрольном листе и комментирует высказанные предложения учащихся. Рассуждая чад предложениями учащихся, педагог подводит их к пониманию, что в основных документах о правах человека (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о правах ребенка) сформулированы общие положения о достоинстве и ценностях человеческой личности.

После того как все группы высказались, учитель переворачивает листы с правильными ответами.

2. Закрепление понятий.

Учитель предлагает учащимся прочитать преамбулу декларации и подсчитать, сколько раз в ее тексте использованы слова: «права», «свобода», «равенство», «достоинство».

Предложите школьникам заполнить анкету со следующими вопросами:

  • Если вас попросят изобразить символ свободы, какой предмет- символ вы выберете?

  • Какого цвета будет ваш символ?

  • Какой символ, по-вашему, соответствует понятию «достоинство»?

  • Какой цвет соответствует данному понятию?

» Каким символом вы изобразите понятие «равенство»?

  • Какой цвет соответствует данному понятию?

» В вашей детской или будущей жизни чего вы боитесь, чего опасаетесь, от чего отказываетесь?

  • Как представить ваши опасения в виде символа?

  • Какого цвета он будет?

  • На что вы надеетесь, что вам нравится?

  • Какого цвета ваша надежда?

Учитель анализирует материалы анкет, где каждый ученик самостоятельно выбрал свои символы свободы, равенства, достоинства; выразил свои опасения, тревоги и надежды на будущие.

После анализа анкет дети под руководством учителя рисуют свои символы на планшетах, картоне, раскрашивают их. Затем можно провести церемонию украшения дерева. Учащиеся вывешивают на нем символы надежд и пожеланий. На вершине дерева располагают символы равенства, достоинства, свободы. У подножия дерева устанавливают плакат, обрамленный нарисованной колючей проволокой. На этом плакате укрепляют символы опасений и тревог.

Провести церемонию украшения дерева можно в присутствии Родителей, учеников других классов. Дерево желательно устанавливать на фоне государственного флага и герба страны. В зале (классе), где будет проводиться украшение, должны висеть большие плакаты «Декларация прав человека»). После оформления да рева звучит гимн России. Праздник может быть продолжен песнопением песен, стихов, игр народов мира.

Просмотров работы: 1419