МОЛОДЕЖЬ КАК УЧАСТНИК ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МОЛОДЕЖЬ КАК УЧАСТНИК ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Тарновская М.В. 1, Абрамова О.К. 1
1ВЛГУ КИМ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Молодое поколение – это не только двигатель прогресса и развития страны, это ее «новое дыхание». И это естественно, что уже сейчас функционирование многих общественных институтов не может осуществляться без участия молодых людей. Одним их таких институтов является избирательное право. Совсем недавно во Владимирской области прошел единый день голосования 8 сентября. По данным избирательной комиссии Владимирской области явка избирателей составила 28,51%. Это довольно низкий показатель, например в Кемеровской области она составила 64%, хотя и не самый плохой по стране: Ростовская область 38,37%, в Самарской 30%, а в Архангельской области 21%.

Мы считаем, что одной из причин таких показателей является пассивное отношение именно молодых людей к избирательному процессу.

По заданию Российского центра обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии группой специалистов социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова было проведено социологическое исследование "Молодежь и выборы". По его итогам было выведено несколько моделей негативного электорального поведения молодых людей.

Первая модель - "на выборы не хожу, потому что никому не верю". Это объясняет неучастие молодежи, в выборах исходя из неприятия действующей власти и института выборов. Выборы - это циничный процесс, их механизм, как полагают молодые избиратели, хорошо известен. За деньги кандидат нанимает команду, ему пишут речи, выпускают листовки, учат подстраиваться под избирателей - и победа обеспечена. Молодые люди не хотят быть пешками в чужой игре и поэтому отказываются в ней участвовать.

Вторая модель - "на выборы не хожу, потому что мой голос ничего не изменит". Исходя из этой модели, неучастие молодежи в выборах объясняется тем обстоятельством, что на политической сцене отсутствуют политические силы, способные артикулировать и агрегировать интересы молодежи, что неизбежно ведет к неверию молодых людей в собственные силы».

В чем причина формирования у молодежи такого отношения к избирательному процессу?

«Снижение политической активности молодежи в последнее десятилетие свидетельствует об ослаблении ее влияния в политической сфере по сравнению с другими возрастными группами, хотя избирательное право в России имеют около 25 млн. молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет, а это составляет 23% от числа всех избирателей РФ. Представители молодого поколения демонстрируют более низкие показатели политической активности во всех формах: электоральном участии, организационной и протестной деятельности. Молодежь сегодня в большинстве своем является наблюдателем политических процессов в обществе».

С одной стороны причиной этого, на наш взгляд, является неправильная мотивация взрослых. Может в связи с событиями 1991 года, когда мнение родителей, не смотря на референдумы, было проигнорировано сейчас они не только проявляют отсутствии интереса к выборам, но навязывают свое недоверие детям. С другой стороны, «политические ориентации молодежи тесно связаны с ее социально-экономическим положением. Относительно благополучная молодежь тяготеет к рыночным и либеральным ценностям, менее благополучная - к национально-патриотическим, неблагополучная - к социалистическим. Молодежь современной России негативно настроена ко всем властным структурам, отрицательно воспринимает развитие политической ситуации в стране, не видит для себя возможностей влиять на политический процесс, поэтому пассивна и аполитична».

Однако большая часть молодых людей все-таки имеют твердую гражданскую позицию, которую они выражают в качестве наблюдателей на выборах. Это на наш взгляд еще одна из причин низкой явки на выборах молодежи. Избирательный процесс и участие наблюдателей в выборах «регулируются Федеральным законом от 12.06.2002 г. 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ФЗ от 18.05.2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", ФЗ от 10.01.2003 г. N 228-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", а также другими законами, иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ и международными договорами».[1]

«В соответствии с избирательным законодательством наблюдателями являются граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, которые в день выборов, а также в дни досрочного голосования уполномочены проводить наблюдение за ходом проведения голосования, за подсчетом голосов избирателей и другой деятельностью избирательных комиссий. Политическая партия может назначить в каждую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования».[2]

Так по данным сайта РИА новости на выборах 8 сентября 2013 года зарегистрировались «только от четырех думских партий более 250 тысяч человек, к которым присоединились тысячи наблюдателей от непарламентских партий и общественники». [3].Это на наш взгляд довольно хорошее начало движения России к справедливым и честным выборам, ведь волеизъявление народа одно из важнейших институтов демократии. Однако в связи с отсутствием на региональных выборах открепительных удостоверений сложилась ситуация, что сильная неравнодушная молодежь не смогла проголосовать на своем избирательном участке и как следствии не смогла отдать свой голос политической силе, которой они доверяют.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что основными причинами пассивности молодежи на выборах являются: неверие в возможность изменения существующего положения, отсутствие чувства причастности к власти и своей способности влиять не нее, пропаганда родителями негативного отношения к волеизъявлению и наконец, работа в качестве наблюдателей.

В качестве решения данных проблем мы предлагаем проводить работу по пропаганде необходимости волеизъявления не только молодежи, но и их родителей; усилить правовую базу избирательного процесса нормативными актами, касающимися вопросов разнообразия влияния граждан на власть; создать каналы связи избирателей и кандидатов, а также уже избранных граждан с двусторонней связью; сделать участие молодежи в политических партиях, общественных объединениях более заманчивым за счет реальной демонстрации эффективности и весомости последних.

Одним из наиболее эффективных способов привлечения молодежи к избирательному процессе, да и вообще участию в жизни государство является интернет. «Большинство пользователей Интернета - люди с высшим образованием или студенты вузов, т.е. политически потенциально активные. А с развитием Сети они получили больше возможностей для участия в политической жизни общества - появились интернет-представительства органов власти, политических партий, различные новостные и аналитические политические сайты. С каждым днем политики, органы государственной власти все активнее используют Интернет для достижения своих целей.

В настоящее время в России органы государственной власти создают свои сайты, в структуру которых входят специальные разделы, предназначенные для обратной связи и оперативного обмена информацией с посетителями. Например, сайт Министерства юстиции России www.minjust.ru. Также среди сайтов, имеющих в своей структуре раздел обратной связи, можно выделить официальные сайты Верховного Суда Российской Федерации (www.supcourt.ru), Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (www.arbitr.ru) и т.д., которые в числе прочего содержат ссылки на различные органы государственной власти, специализированные серверы по законодательству». [4]

Таким образом, можно сделать вывод, что, не смотря на некоторую пассивность и отрешенность молодежи от участия в жизни государства, она не потеряна. Эта группа настолько открыта новому, что с легкостью включится в работу, стоит только дать ей поверить в то, что, ее участие принесет ощутимый результат в достижение Россией демократии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Горяный С.В.К вопросу о понимании содержания понятия "избирательные права" //"Государственная власть и местное самоуправление", 2013, N 5 http://consultant.ru/

2. Иоселиани А.Ю. Наблюдатель как субъект избирательного процесса в Российской Федерации // "Государственная власть и местное самоуправление", 2010, N 6 http://consultant.ru/

3. Официальный сайт государственного информационно-аналитического агентства Российской Федерации. http://ria.ru/

1. Мошкина (Погодина) Н.А. Роль информационных технологий в вопросах привлечения молодежи к участию в избирательном процессе //"Государственная власть и местное самоуправление", 2013, N 1 http://consultant.ru/

 

Просмотров работы: 3280