Способы реализации прикладной и практической направленности в обучении математике – очень обширная методическая проблема. Рассмотрим лишь те пути, которые имеют наибольшую важность в многолетних педагогических исследованиях.
Одним из важнейших приемов реализации прикладной и практической направленности в обучении математике являются прикладные задачи (задачи с практическим содержанием). Содержание таких математических задач знакомит школьника, как приложения математики раскрываются в окружающей нас действительности, в предметах, тесно связанных с математикой. К задачам с практическим содержанием вместе с общими требованиями следует указать и еще некоторые:
а) школьникам должен быть доступен нематематический материал, используемый в задачах подобного типа;
б) описываемые в условии задачи ситуации, числовые значения данных, постановка вопроса и получаемого в итоге решения, должны соответствовать реальности.
Задачи прикладного характера, представленные в школьных учебниках математики, очень часто не удовлетворяют выше перечисленным требованиям и нуждаются в некоторой переработке. В число таких задач следует включить:
- задачи на вычисление значений величин, встречающихся в практической деятельности;
- задачи на построение простейших номограмм;
- задачи на использование эмпирических формул;
- составление расчетных таблиц;
- вывод формул зависимостей, встречающихся на практике
Вот примеры задач, предлагаемых для реализации прикладной и практической направленности в обучении математике:
Задача 1: Старинная русская мера объема – ведро. Она примерно равна 12 литрам. Обозначив объем тела в ведрах через x, а соответствующее число литров через y, задайте формулой зависимость между xи y. Постройте номограмму для перевода ведер в литры.
Задача 2: Из куска пенопласта цилиндрической формы требуется вырезать брус с поперечным сечением 3×4 (см). Какой наименьший диаметр должен иметь этот кусок?
Задача 3: Составьте таблицу для вычисления объема стога по эмпирической формуле: V = с2(0,040*k – 0,012*c), где k – длина перекидки стога, м; c – длина замкнутой кривой, ограничивающей основание стога, м.
Использование межпредметных связей также является значимым средством, обеспечивающим достижение прикладной и практической направленности в обучении математике. Эти связи обозначают использование в математике и смежных дисциплинах одноименных понятий. А математические способы выражения зависимостей между величинами (формулы, графики, таблицы, уравнения, неравенства и их системы) применяются при изучении предметов, тесно связанных с математикой. Прикладная направленность обучения математике предполагает планомерную подготовку школьников к применению знаний и умений по предмету к решению практических задач, возникающих в различных областях человеческой деятельности.
Подводя итоги, можно сказать, что необходимость в применении прикладной и практической направленности в обучении математики очень велика. Связь математики с жизнью и другими предметами способствует общей направленности деятельности школьника и играет значительную роль в становлении его личности.
Список использованной литературы:
Шапиро, И. М. Прикладная и практическая направленность обучения математике в средней общеобразовательной школе / И. М. Шапиро // Педагог : Наука, технология, практика.- 1998 . - N 2. - С. 72 - 75.
Фирсов В.В. О прикладной ориентации курса математики /В.В. Фирсов// Математика в школе. - 2006. - №6. – с. 2-9., - 2006. - №7. – с. 2-13.
Колягин, Ю.М. О прикладной и практической направленности обучения математике/Ю.М. Колягин, В.В. Пикан // Математика в школе.- 1985.-№6