ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Малышева C.Ю. 1, Абрамова О.К. 1
1ВЛГУ КИМ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Наиболее остро стоит вопрос в современной России о детях и детях-сиротах. Проблемы детей-сирот были и будут в любом государстве и Российская Федерация не исключение. Это объективное явление и от этого никто не застрахован. Часто таких детей называют «брошенными».

В соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» №124-ФЗ от 24 июля 1998г, ребенком является - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия). [2]

Устанавливая право ребенка на защиту своих прав и интересов, семейное законодательство поручает его непосредственную реализацию законным представителям ребенка, а также в предусмотренных законом случаях органам опеки и попечительства, прокурору и суду. В соответствии с нормами федерального семейного законодательства к законным представителям ребенка относятся родители, усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, а также организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, ими могут быть патронатные воспитатели. Законное представительство, осуществляемое в отношении ребенка перечисленными субъектами в семейных правоотношениях, значительно шире по сфере применения и объему совершаемых представителем действий, нежели в гражданско-правовых отношениях (практически ограничивающееся совершением сделок и других юридически значимых действий от имени и в интересах представляемого), и явно не исчерпывается только полномочиями по защите прав и интересов ребенка. Оно связано с реализацией большего объема прав, принадлежащих ребенку, что продиктовано во многом тем, что ряд принадлежащих ребенку прав не может быть реализован им самостоятельно.

Поэтому, чтобы в полном объеме осуществлялись права ребенка и существуют законные представители детей. Представители должны действовать в интересах детей (будь это родители, опекуны или попечители) и не ущемлять их неотъемлемые права.

Также в РФ могут быть законными представителями неграждане РФ. Семейное законодательство РФ предусматривает возможность усыновления российских детей, как гражданами России, так и иностранцами, закрепляя при этом исключительность усыновления негражданами РФ. Тем не менее, в настоящее время в России сохраняется тенденция к превалированию международного усыновления над усыновлением детей российскими гражданами. Так, по данным Тверского областного центра по централизованному учету детей, оставшихся без попечения родителей, иностранными гражданами был усыновлен 181 ребенок, в то время как российские семьи усыновили 132 ребенка[19]. С другой стороны, результаты социологических опросов свидетельствуют о негативном отношении российского общества к практике усыновления детей из России иностранцами. Причина такого общественного мнения - объективно существующие многочисленные нарушение прав детей - российских граждан при их усыновлении негражданами РФ. В связи с этим сегодня остро стоит проблема реформирования российского законодательства и совершенствования процедуры установления усыновления иностранцами в направлении усиления защиты прав усыновляемых российских детей.

Отправные положения и принципы, на которых должно строиться нормативно-правовое регулирование усыновления, осложненного иностранным элементом, без труда обнаруживаются в Конституции РФ, которая устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а также что забота о детях и их воспитание являются равным образом и правом, и обязанностью родителей. Для института усыновления имеют значение и положения Конституции о равенстве прав мужчин и женщин, о праве на неприкосновенность частной жизни, о праве на самоопределение, о свободе совести и вероисповедания, о правовом статусе граждан и гражданстве, о государственной защите прав и свобод человека, о праве на обращение, на получение квалифицированной юридической помощи, о разграничении полномочий Российской Федерации и субъектов РФ и т.д. Однако для наиболее полной реализации всех положений Конституции в конкретной сфере - в данном случае в сфере обеспечения прав детей, оставшихся без попечения родителей - необходимо принятие соответствующих нормативных правовых актов разного уровня.

Основу современного правового регулирования, так называемого международного усыновления, заложило принятие 8 декабря 1995 г. Семейного кодекса РФ. Кодекс вобрал в себя положения Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, Конвенции ООН о правах ребенка и других международных правовых актов в этой сфере, ратифицированных РФ.

Тем не менее, после принятия СК РФ процедура установления международного усыновления не была надлежащим образом регламентирована: положения СК не подкреплялись новой нормативно-правовой базой, действовали немногочисленные акты, принятые еще до вступления Кодекса в силу. Результатом стали нарушения прав ребенка в ходе установления усыновления негражданами РФ. Ситуация все более обострялась, однако работа по созданию нормативно-правовой базы усыновления с иностранным элементом началась только в 2000 г. За прошедший период был принят Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (2001 г.) [3] Правительством РФ были утверждены Правила ведения этого банка данных [9]. Министерством образования РФ издан Приказ от 28 июня 2002 г. "Об организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей" [11]. Правительство РФ утвердило также Правила постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, усыновленных за границу [8]. Действует Постановление Правительства РФ 2000 г. "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контроле за ее осуществлением" [7] и ряд других актов, направленных на обеспечение защиты прав ребенка - российского гражданина, усыновляемого за рубеж.

Суворова С.А., ассистент юридического факультета Тверского государственного университета в своей статье обращает внимание на последствия установления усыновления российских детей иностранными гражданами. После выезда российских детей за границу защита их прав и законных интересов допускается в ограниченном объеме, в случае если они остаются российскими гражданами. Но даже такие ограниченные возможности реализованы российской стороной не в полной мере. Российским законодательством предусмотрены лишь отдельные, мало связанные между собой мероприятия по контролю за жизнью детей, вывезенных за рубеж. Для улучшения системы контроля за соблюдением прав российских детей, усыновленных за границу, необходимо поднять статус норм, регламентирующих такой контроль, и принять соответствующий федеральный закон. Важным средством повышения уровня защиты прав и интересов детей - российских граждан при международном усыновлении должно стать заключение двусторонних международных договоров об особенностях условий, процедуры и последствий усыновления российских детей в соответствующие зарубежные страны.[3]

Стоит согласиться с мнением Суворовой С.А., дети, будучи усыновленные негражданами РФ неким образом ограничиваются в своих правах. Поэтому имеет место быть заключение международных договоров по вопросу усыновления детей иностранцами, чтобы вопросы детей были четко отрегулированы в документах, принятые государствами, осуществляющих усыновление. Такой же точки зрения придерживается А.В. Гончарова, кандидат юридических наук, доцент. [16].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конституция РФ принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) /РГ. №7. 2009. 21 января

2.ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» №124-ФЗ от 24 июля 1998/1998. 5августа. Интернет-портал "Российской Газеты", www.rg.ru

3. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" // СЗ РФ. 2001. N 17. Ст. 1643.

4. ФЗ РФ от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»/ 30 апреля 2008 . в "РГ" - Федеральный выпуск №4651

5. ФЗ от 21.11.2011 №324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"/ 23 ноября 2011 в "РГ" - Федеральный выпуск №5639 6. ФЗ от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// СЗ РФ, 1996, N 52, ст. 5880; 1998, N 7, ст. 788; 2004, N 35, ст. 3607

7. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием" // СЗ РФ. 2002. N 15. Ст. 1434.

8. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" (с изм. и доп. от 4 апреля 2002 г.) // СЗ РФ. 2000. N 15. Ст. 1590.

9. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 г. N 268 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением" // СЗ РФ. 2000. N 14. Ст. 1501.

10. Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы//

11. Приказ Министерства образования РФ от 28 июня 2002 г. N 2482 "Об организации работы по ведению государственного банка данных о детях, осавшихся без попечения родителей" / Российская газета. 2002. 14 авг.

12. Закон Владимирской области от 25.11.2010 №108-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка во Владимирской области»//

13. Постановление губернатора от 9 октября 2012 года «О стратегии действий в интересах детей Владимирской области на 2012-2017 годы»/ 3 марта 2013, Интернет-портал "Российской Газеты

14. Приказ Уполномоченного по правам ребенка во Владимирской области и его аппарата от 16.01.2012 № ОД/1 «Положение об общественных помощниках Уполномоченного по правам ребенка во Владимирской области»// Информационная бюллетень Администрации Владимирской области №1, 2012

15. Брылева Е.А. «Из опыта Пермского края по внедрению ювенальной юстиции как одной из гарантий»// «Вопросы ювенальной юстиции», 2013, №1, СПС «Консультант плюс»

16.Гончарова А.В. «Государственный контроль за соблюдением прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными гражданами»// «Семейно и жилищное право», 2013, №2, СПС «Консультант плюс»

17. Пешина И.Ю. «К вопросу о законном представительстве ребенка в семейных правоотношениях»// «Семейное и жилищное право», 2012, №6, СПС «Консультант плюс»

 

Просмотров работы: 1240