ДВАДЦАТЬ ЛЕТ С КОНСТИТУЦИЕЙ, ДВАДЦАТЬ ЛЕТ БЕЗ ИДЕОЛОГИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ С КОНСТИТУЦИЕЙ, ДВАДЦАТЬ ЛЕТ БЕЗ ИДЕОЛОГИИ

Балуков А.О. 1, Абрамова О.К. 1
1ВЛГУ КИМ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

А в самом ли деле Россия живет без идеологии уже 20 лет? Ведь согласно Конституции никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной[1].Да, после развала СССР, многие воспринимают идеологию исключительно как страшный ужас советского периода пропитанного коммунистической идеологией. Так что же подразумевается под государственной или обязательной идеологией? Часть авторов формулирует критерии обязательной и государственной идеологии следующим образом. Навязывание гражданам государством какой либо идеологии, в соответствии с чем под страхом наказания они должны разделять, изучать и пропагандировать ее. Так как только государство обладает мерами принуждения, то именно оно может установить обязательную идеологию. Другая точка зрения заключается вот в чем. Прямое или косвенное закреплении идеологии в правовых актах, в том числе и в Конституции[3].Что такое идеология не указано ни в Конституции, даже нет легального толкования этого термина Конституционным Судом РФ, хотя это единственный орган который может дать определение этому термину. В юридических словарях также отсутствует данный термин, что является странным, по нашему мнению. В сфере политологии принято следующее определения идеологии - это относительно систематизированная совокупность взаимосвязных идей, представлений, концепций и доктрин об устройстве и принципа функционирования общества, а также о способах достижения отвечающего интересам носителя этих идей состояния общества, которая создает основу для организованной политической деятельности независимо от того, является ли целью идеологии сохранение, преобразование или разрушение наличной политической действительности[5]. Исходя из определения разве нельзя сказать, что положения Конституции, такие как, человек, его права и свободы являются высшей ценностью в РФ, являются идеологией? Как нам представляется, Конституция – есть акт идеологический. Поскольку в нем закреплена совокупность идей об устройстве и принципе функционирования общества, что в свою очередь создает основу для организованной политической деятельности. А есть ли связь между ними кроме той, что одна является основой для деятельности другой?Политика выделяет и касается аспектов властных отношений. Идеология сопоставляет цели, ценности с возможностью их достижения. То есть, она служит своего рода ориентиром для политики, показывая ей направление деятельности. А политика использует идеологию, чтобы обосновать свои действия, тем самым маскируя их в борьбе за власть. Их универсальность заключается в том, что они охватывают разные сферы деятельности людей и их поведения. В качестве примера приведем Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ. В одном из них говорится: «Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией»[2]. По нашему мнению, в данном акте четко прослеживается идеология империализма. На это указывают такие выражения как: влиятельная страна, развитие, сохранение национальной и духовной идентичности, сохранить себя как нацию и быть Россией. Думается, в этом высказывании Президента задается идеологическое направление работы, что в свою очередь послужит базой, а в дальнейшем и обоснованием политической деятельности. Если мы будем изучать вопрос о наличии или отсутствии идеологии в современной России, мы можем смело сказать, что сложилась идеология, применяемая в органах государственного управления. Однако ее главным признаком является не конкретность. Ведь каждые послания Президента, а также приоритеты в деятельности государственных органов отличны друг от друга и не представляют совокупности и постоянности. Подобную систему взглядов можно назвать «неидеологической» идеологией. Это весьма удобно для обоснования любой государственной политики, защититься от обвинения в произволе и использовании госаппарата в интересах определенных групп людей[3]. Мы полагаем, что необходимо ввести в оборот такой термин как «служебная идеология». То есть идеологии, которая находится на вооружении правящих кругов государства, зачастую конечно это один узкий круг «правящей партии». Данную идеологию они могут каждый раз пересматривать, регулировать и выносить в народ те положения, которые являются наиболее подходящими и востребованными в народе на конкретном этапе развития государства. Главным свойством подобной идеологии является ее неконкретность, размытость, в общем, просто неопределенность для населения каких-либо идей, концепций и доктрин относительно устройства и принципа развития государства. Однако это отлично подходит для достижения отвечающего интересам носителя этих идей состояния общества, которое создает основу для организованной политической деятельности. Вспомним, что К. Мангейм считал любой вид идеологии консервативным. В этом и заложено основное различие между идеологией и утопией. Следовательно, и «служебную идеологию» можно считать таковой. Ведь власть имущие во все времена играли по своим правилам и в своих интересах, оправдывая свои действия теми представлениями, которые они считали верными. Сегодня же идеологией принято считать систему идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средство и метод достижения данных целей, воплощенных в ценностных ориентациях человека и людей, в их инстинктивных стремлениях и целях, которые, в свою очередь, они поставили перед собой. Однако, если по модели идеальных типов Вебера отнести ее в какую-либо определенную группу, то она больше либеральна, нежели консервативна. Так как направлена на достижения новых стандартов, согласно новым учениям применяя при этом старые классические либеральные идеологические догмы, а именно демократия, рынок, суверенитет, уровень жизни. Интерес представляет следующий вопрос, нужна ли России общенациональная идеология? Мы полагаем, необходима идеология, объединяющая людей разных позиций, возрастов, принципов и социальных групп. А.Г. Лукашенко сказал: «Белорусское общество должно развиваться в пределах собственной культурной традиции. Ценности не придуманы, а выстраданы народом в результате естественного приспособления общества к окружающему и социальному мирам»[4]. Если государство является выразителем «воли всех», представителя народа как « политической и экономической общности», то именно оно есть носитель общих ценностей, интересов, целей. Что является ценностью для народа нашей страны в современной мире? Да тоже, что являлось на протяжении всей его истории. А именно: мир, безопасность, национальный суверенитет, экономическая и политическая стабильность, дружное сосуществования различных национальностей и религиозных конфессий[6].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) //РГ.№7.2009. 21 января

  2. Ежегодное послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию 2013 http://www.kremlin.ru/transcripts/17118

  3. Козырев М.С. Идеология в государственном управлении в современной России// Перспективы науки и образования. 2013. № 4. С. 282-291

  4. Лукашенко А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент/ А.Г. Лукашенко//Республика 2003. №71.

  5. Политология:учебник/ред Мельвиль А.Ю. 2013 г.

  6. Чупина Г.А., Шерпаев В.И. Нужна ли России общенациональная идеология?// Российский юридический журнал. 2008. № 4. С. 7-22.

 

Просмотров работы: 938