ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКСИЗМ В КИТАЕ: РАСКРЕПОЩЕНИЕ СОЗНАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКСИЗМ В КИТАЕ: РАСКРЕПОЩЕНИЕ СОЗНАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Березин А.Н. 1
1ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Работа выполнена по материалам статьи Ван Чжихэ «Экологический марксизм в Китае», опубликованной в февральском номере «Мonthly Review» за 2012 год.

Ван Чжихэ – директор Центра конструктивистских постмодернистских исследований, профессор Харбинского технологического института, КНР; директор Института постмодернистского развития Китая, США. Последняя выдающаяся работа автора – «Второе просветление», опубликованная в соавторстве с Мэйцзюнь Фань в издательстве Пекинского университета в 2011 году.

Интерес к экологическому марксизму в Китае постоянно растет на протяжении последних двух десятилетий. Впервые термин «экологический марксизм» (кит. 生态马克思主义) был использован китайским ученым Ван Цзинем в 1986 г. в работе «Экологический марксизм и экологический социализм». Автор рассматривал экологический марксизм и экологический социализм как два разных направления, которые, по его мнению, могут в ближайшем будущем выступить в качестве «единой теории».

Исследования экологического марксизма в Китае основывались на работах западных авторов. Так, наиболее популярными стали работы Б. Аггера «Западный марксизм: Введение», Дж. О’Коннора «Естественные причины: Очерки об экологическом марксизме», У. Лейсса «Господство природы», Дж. Беллами «Экологический марксизм и экология против капитализма». В целом в 2010 г. в Китае было опубликовано 9 книг и 598 статей западных авторов на тему экологического марксизма, переведенных на китайский язык. В результате тщательного изучения зарубежного опыта экологический марксизм становится неотъемлемой частью китаизированного марксизма. Экомарксизм рассматривается в Китае не только как «один из самых влиятельных направлений в современном западном марксизме», но и как «важнейшая составляющая современных экологических теорий». Некоторые китайские теоретики-марксисты полагают, что экологический марксизм – это «самый созидательный аспект философии американизированного марксизма».

Необходимо отметить, что экомарксизм как одна из теорий западной философской мысли не будет принята Китаем в чистом виде. Сегодня развитие экологического марксизма в Китае находится на начальном этапе – этапе изучения зарубежного опыта, западных идей, которые в итоге будут адаптированы и трансформированы с учётом китайских реалий. На данном этапе китайских марксистов привлекли четыре основных теории западного экомарксизма, выделенные ими из многочисленных направлений, школ и теорий отдельных представителей:

1) Теория экологического кризиса У. Лейса и Б. Аггера, которые настаивают на том, что марксистская теория экономического кризиса устарела, т.к. не может объяснить продолжающееся существование и развитие капитализма, не может предоставить теоретического руководства для перехода от капитализма к социалистическому обществу. Следовательно, марксистам необходимо оформить критику капитализма на новом уровне – экологического кризиса, который обусловлен в свою очередь кризисом «потребления», порождаемым капитализмом.

2) Теория двух противоречий капитализма Дж. О’Коннора. Традиционный марксизм акцентирует существование противоречия между капиталистическими производственными силами и производственными отношениями. Однако в современных условиях, по мнению Дж. О’Коннора, необходимо осознание противоречия между капиталистическими производственными силами, производственными отношениями и условиями производства. Именно эти противоречия ведут к экономическому и экологическому кризисам.

3) Теория экологического социалистического строительства Дж. Ковела. Согласно данной теории, в целях преодоления экологического кризиса капитализма, справедливое распределение произведенных ценностей, освобождение труда от капитала, строительство социалистического экологического общества, которое должно отвечать двум условиям: развитие коллективной собственности на средства производства и свободно ассоциированные производители.

4) Теория экологического марксизма Дж.Б. Фостера и П. Баркета. Согласно большинству китайских марксистов, все три предыдущие теории признают, что теория марксизма может предоставить инструкции для решения экологического кризиса капитализма, но ни одна из них не представляет ценностно-мировозренческую, этическую основу для формирования экологического сознания. Фостер и Баркет инициировали создание «экологии Маркса», которая придаст традиционному марксизму философско-мировозренческие основания в решении современного экологического кризиса».

Очевидно, что не каждый китайский марксист согласен с этими теориями. Существуют различные мнения об экомарксизме в общем и в отношении четырёх теорий в частности. Например, приверженцы традиционного марксизма утверждают, что некоторые экомарксисты, такие, как Бен Аггер рассматривают экологический кризис как основной, они пытаются заменить экономический кризис экологическим. Они ошибочно преувеличивают противоречие между развитием человеческой цивилизацией и природой в капиталистическом обществе заменой базовых противоречий капитализма противоречием между человечеством и природой.

Некоторые китайские учёные-марксисты находят изъян экомарксизма в его утопичности. Некоторые учёные указывают на внутренние недостатки и противоречия в самой теории экомарксизма. Одно важное несоответствие состоит в том, что, «хотя экомарксизм рассматривает капиталистический способ производства как причину экологического кризиса, решения говорят о том, что кризис исходит из идейного поля. Этико-мировоззренческая основа для формирования экологического сознания отсутствует. Экомарксизм ограничен в производстве идей этицизма».

Несмотря на критику, экомарксизм в Китае становится популярным ввиду его позитивистской направленности. Экомарксизм способен выступить важным элементом «раскрепощения сознания». Экомарксизм может быть рассмотрен как помощь в расширении горизонтов теории китайских марксистов, не только в том, как они видят современный капитализм, но и в том, как они видят социализм. Для китайских марксистов экомарксизм обогащает традиционный марксизм раскрытием его экологического измерения. Некоторые учёные спорят о том, что экомарксизм действительно вносит новые элементы в марксизм. По мнению Сюй Цинь, исследователя Шанхайской Академии общественных наук, «положительный аспект экомарксизма лежит в попытке сочетания марксизма и современной экологической теории, при этом, с одной стороны, получить для себя весомые теоретические ресурсы, а с другой стороны, определить современную значимость марксизма для мира». Си Цзянь утверждает, что элементы теории экомарксизма полезны для китайского социалистического общества, которое стремится к экологической гармонии.

Существует ряд весомых причин распространения экомаксизма в Китае, к которым относят:

Во-первых, возрастающие экологические проблемы как результат быстрого экономического роста. Быстрый и продолжающийся рост производства в КНР ведет к многочисленным неразрешимым проблемам окружающей среды: 70% рек и озёр в Китае загрязнены, вода в половине китайских городов не подходит под стандарты питьевой воды. Акценты экомарксизма на экологическом кризисе представляют Китаю теоретическую основу преодоления экологических проблем.

Во-вторых, экомарксизм вторит провозглашенному на XVII съезде КПК курсу строительства экологической цивилизации и достижения гармонии между человеком и природой. Руководство КНР поставило цель сформировать «энерго- , ресурсноэффективную и природоохранную модель производства, экономического роста и способов потребления». Соответствие теории экомарксизма провозглашенным принципам строительства экологической цивилизации считается важной политической причиной популярности экомарксизма в Китае. Количество статей на тему экомарксизма резко увеличилось после 2007 г. Правительственная поддержка исследований экомарксизма была выражена в ряде публикаций и поддержанных правительственных грантах в области исследования экомарксизма.

В-третих, экомарксизм имеет множество общих черт с традиционным марксизмом. Их объединяет критика капитализма, забота о бедных, борьба за справедливость и достижение общего благополучия. Таким образом, традиционный марксизм будет открыт экомарксизму и сохранит зависимость от марксистских исследований в целом. Китайские теоретики марксизма убеждены, что «марксизм утратит свою жизненность», если не обратится к экологическому кризису в 21 веке.

В-четвертых, экомарксизм способен поддержать развитие экологических движений в Китае. Отказ от капитализма как анти-экологической системы, и открытость экомарсизма и экологических идей несут теоретическую поддержку движениям за окружающую среду. По словам, Хуа Чжанлиня и Цай Пиня, «одним из важнейших достижений» экомарксизма является «требование от человека думать о том, как лучше относиться к природе».

Несмотря на существующие предпосылки укоренения экомарксизма в Китае, китайским исследователям экомарксизма предстоит решить целый ряд важных проблем. Во-первых, необходимо систематическое углубленное изучение теоретических основ эко-марксизма. Дальнейшего изучения требуют вопросы выявления различий и сходств между экомарксизмом и постмодернизмом, экомарксизмом и другими западными экологическими теориями. Второй этап становления экомарксизма в Китае связан именно с дальнейшим изучением теории.

Во-вторых, экомарксизму предстоит преодолеть своеобразный экологический национализм Китая. Нынешний экономический рост КНР сопровождается подъёмом местного национализма. Некоторые китайцы представляют Китай как жертву «сотни лет позора и унижений» Запада и иностранных интервенций. Следуя принципу Дэн Сяопина «развитие – абсолютный принцип», многие из нынешних китайских марксистов настаивают на росте ВВП и приоритете экономического развития, индустриализации и модернизации. Они убеждены, что внимание Китая к экологическим проблемам может быть обращено только после того, как будут реализованы цели индустриализации и модернизации. Для них развивающаяся экономка не только существенное требование социального развития Китая, но также основной принцип марксизма: «Фундаментальная задача социализма – развивать производственные силы». Следуя этой мысли, многие китайские теоретики выступают против принятия западных экологических теорий в общем и экомарксизма в частности. Типичная идея «Идти нога в ногу с Джонсонами» сегодня имеет множество последователей в Китае и проявляется как элемент национализма. Существует некая оценка этого взгляда, потому что марксизм предлагает идею, что люди имеют право жить лучше; тем не менее, этому взгляду не хватает ответственности. Это не только безответственность по отношению к природе, гражданам страны и будущим поколениям, но также по отношению к самим себе.

Китайские защитники окружающей среды выступают против идеи модернизации на основе экстенсивного развития и приводят факты о том, что за последние 30 лет роста ВВП Китая, количество использованного угля эквивалентно всему количеству, что было использовано за три тысячи лет развития китайской цивилизации. Пань Юэ, руководитель экологического движения Китая и бывший глава Департамента по защите окружающей среды Китая, отметил: «Если Китай продолжит идти по старому пути западной индустриализации, то его ожидает полнейший крах». К счастью, некоторые китайские марксисты начали осознавать, что Китаю сейчас необходимы идей для формирования современной экологической культуры, и китаизированный экомарксизм может в этом плане выступить одним из ресурсов экологического строительства в КНР. Так, китайский ученый, член КАОН, Сяо Сяньцзинь, заявил, что «так как капитализм является причиной проблем окружающей среды, и невозможно выйти из экологического кризиса, тогда Китай не должен повторять путь стран, идущих по капиталистическому пути. Нам необходимо искать новый путь с китайской спецификой, чтобы осуществить стратегию устойчивого развития Китая». Другой китайский исследователь Хэ Пин утверждает, что «Китаю необходим китаизированный экомарксизм, основанный на его собственной реальности. В этом заключается цель и значение нашего исследования экомарксизма».

Таким образом, укоренение и усиление экомарксизма в Китае требует времени и предполагает длительную созидательную работу по его адаплации к современным китайским реалиям.

Использованная литература:

  1. Wang Zhihe. Ecological Marxism in China // Monthly Review. 2012, Volume 63, Issue 09 (February). URL: http://monthlyreview.org/2012/02/01/ecological-marxism-in-china (дата обращения: 24.10.2013).

  2. С.Г. Кара-Мурза Марксизм и экологический взгляд на экономику // Идеология и мать ее наука. URL: http://www.n-i-r.ru/marksizm_i_ykologicheskii_vzgljd_na-1.html (дата обращения 13.12.2013)..

Просмотров работы: 1631