ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ГОСУДАРСТВА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ГОСУДАРСТВА

Меш К.А. 1, Абрамова О.К. 1
1ВЛГУ КИМ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На протяжение всего возникновения, развития и становления общественности идея гуманизма никогда не оставляла человека, вопрос лишь в том, что для данного периода времени являлось гуманным и человечным? Как известно традиции гуманизма в России берут свои истоки от Киевской Руси, где в начале развития государственности гуманность опиралась на идеи мифологических и языческих форм облаченные на нравственные народные устои. Далее с освоением новых территорий и развитием торговых отношений идеи гуманизма связывали себя с принятием христианства и появлением церкви в общественной жизни, смело можно сказать, что в древнерусские традиции носили явно не теоретический характер и во многом сводились к нравственным требованиям верующего. Лишь в XIV-XVI вв. в Московской Руси возможно проследить первые ростки восходящего интереса к человеку, его природе и месту в мире. Знаменитый мыслитель - книжник Феодосии, прославившийся «своим новым учением», провозглашает равенство всех народов, всех вер. «Немцы, татары, русские - все суть едины у господа», - заявляет он.[ 1]

В конце XVII - начале XVII в. в истории Русской культуры наступает новый этап. Философия европейских мыслителей и гуманистические начала, как естественное осознание человеколюбия, становятся достоянием русских ученых, писателей и общественных деятелей. К примеру М. В. Ломоносов (1711-1765) - великий русский ученый, осуществивший бесценный вклад в развитие отечественной науки, имевший необыкновенную силу воли и мужество противостоять препятствиям на своем пути считал, что жизнью человека является неустанном стремление служить на благо человечества.[2]

Конец XIX - начало XX в. был знаменован глубоким кризисом, охватившим как российскую, так и европейскую культуру. Следствием этого было разочарование в прежних идеалах, а так же ощущением гибели существующего общественно-политического строя. На возникших неудачах и разочарованиях развивались совершенно новые взгляды в философии. Источником гуманности явилась религиозная философия в виде православия, как специфического жизненного и духовного бытия. Взаимоотношения бога и человека, являлось центральной темой находящейся во внимании. Она носила всеохватный характер. С этих позиций были освоены такие проблемы, как природа человека, его свобода , смерть и бессмертие; смысл человеческой истории, а так же гуманизм и кризис.[2]

Следующим этапом в развитии гуманистических традиций начался с возникновением коммунистического движения. Взаимосвязь гуманизма и марксизма тема спорная, которая для России является болезненной, где марксистская идеология служила обоснованием всех сфер общественной жизни в течении практически всего XX в., принеся гражданам, как реальные прогрессивные изменения, так и невосполнимые муки и потери. Обсуждения и споры о достижениях и потерях марксистской идеологии не прекращаются до сих пор. Не смотря на это, анализ марксистской идеи показывает, что из множества теорий и движений, связывающих себя с гуманистическими традициями, только марксизм обозначает достижение реального гуманизма. Марксизм отбросил абстрактный, надклассовый подход к проблеме гуманизма и сформулировал новую концепцию гуманизма - "социалистический гуманизм" , впитавший в себя, пожалуй, лучшие достижения гуманистической мысли. Исходя из этого, следует отметить, что закрывая глаза на те страдания и переживания, которые окутало российское общество, идея гуманизма развивалась и генерировала с течением времени, хоть и маленькими, но все же шажками, прорывала свою идеологию сквозь цивилизации.[3]

Говоря об идеалах, в своей работе, Н. Ф. Бучило довольно верно утверждает, что на протяжении всего развития человечества путь становление гуманизма выражался в идеалах, которые складывались в представлениях мыслителей о наиболее безопасном и благополучном образе бытия. Вопрос был лишь в том, к каким идеалам стремилось общество на том или ином промежутке времени. [ 1]

В конце XX в. произошел распад коммунистического лагеря. На обломках СССР возникло новое государство, становление и развитие которого ознаменовано Принятием Конституции Всенародным Голосованием 12 декабря 1993г. Вот уже 20 лет, в этом году, исполняется Основному закону РФ, который провозгласил новое течение и развитие правового государства на основе демократии. С принятием Конституции, мы провозгласили приоритет ни Государству, ни Советам, ни Сильнейшему классу, а ЧЕЛОВЕКУ! Именно человек, его права и свободы являются высшей ценностью, которые государство обязалось соблюдать и защищать. Приняв Основной закон мы встали на новый путь, который является наиболее гуманным на сегодняшний день. Именно в наш период, конец XX - начало XXI в., как демократической России сложились устойчивые гуманистические идеи и сформировалась организация, направленная на развитие и совершенствование гуманистических идей. Следует отметить, что с принятием Основного закона появилось межрегиональное общественное объединение гуманистов "Русское гуманистическое общество", официально существующего с 16 мая 1995 г., призванное на научном уровне изучать основные принципы гуманизма.

Не даром Пуляев В.Т. писал: "Человечество в своем историческом развитии выработало не мало ценностей, которыми мы руководствуемся и на основе которых судим о поступках и поведении людей. К такого рода ценностям относится культура, цивилизация, мораль, философия, религия. Именно они глобализируются и уникализируются в гуманизм. Вне гуманизма все эти ценности представляют собой разрозненные состояния.[4]

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что если нашему обществу и суждено пройти по пути роста культуры и ценностных ориентиров, направленных на гуманизацию нации, то этого движения и не избежать! Вопрос лишь в том, сколько времени понадобится на достижение поставленных целей?

Список литературы

  1. Бучило Н. Ф. В поисках идеала//Журнал гуманитарные науки, 2013 г., № 1, С 4-7.

  2. Замалеев А. Ф. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности./ Замалеев А. Ф., Овчинникова Е. А. Л., 1991. С. 203

  3. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный)/под ред. Ю.А. Дмитриева. - "Деловой двор", 2009 г.

  4. Пуляев В. Т. О гуманизме, будущем России и социально-гуманитарном знании // Социально-политический журнал. 1998. № 3.

Просмотров работы: 1270