Неблагоприятные тенденции состояния здоровья детей в России актуализируют необходимость инклюзивного образования всех уровней и, в первую очередь, дошкольного. Цель инклюзии – организация среды дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), способствующей успешной реализации индивидуальной образовательной программы ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), его физического развития, «включение» его в коллектив обычно развивающихся сверстников на правах «равных партнеров». Инклюзия также помогает развивать у здоровых детей толерантность к сверстникам с психическими недостатками, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Необходимым условием реализации инклюзивного образования является включенность всех специалистов в комплексную реабилитацию ребенка с нарушениями развития. Особое значение в реализации в ДОУ инклюзивного образования могут сыграть специалисты по физической культуре посредством организации адаптивной физкультурно-оздоровительной работы, включая занятия физической культурой, снятие физической напряженности в процессе учебных занятий, лечебную физическую культуру, интеграцию двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях, включение ребенка в организованную образовательную деятельность средствами физической культуры и другие меры по оздоровлению и социализации воспитанников, имеющих отклонения в здоровье. При этом инструктор по физической культуре должен учитывать возрастные особенности и индивидуальные возможности каждого ребенка, особенности развития детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями слуха, нарушениями интеллектуального развития и пр. Однако, к числу проблем, препятствующих реализации инклюзивного образования в ДОУ принадлежит недостаточный уровень профессиональной компетентности специалистов образования.
Необходимость профессиональной подготовки специалистов дошкольного образования, включая специалистов по физической культуре к реализации инклюзивного образования отмечается в современной образовательной политике. В основополагающем государственном документе – Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года (Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. №751) – отмечается значимость общедоступности специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Представленный на общественное обсуждение проект профессионального стандарта педагога, планируемый к внедрению с 1 сентября 2014 года также предъявляет требования к его квалификации в области инклюзивного образования, а именно:
«готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу;
владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с … дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ».
Как отмечено в проекте, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации. Новой инклюзивной модели дошкольного образовательного учреждения нужен специалист по физической культуре, глубоко владеющими медико-биологическими и психолого-педагогическими знаниями и понимающими особенности развития детей с ОВЗ, являющимся профессионалом в области физической культуры, способным реализовывать инклюзивное физкультурное образование. Сегодня именно от системы педагогического образования зависит, будет ли оказана своевременная качественная помощь работающему в ДОУ и будущему специалисту по физической культуре.
Модернизация педагогического образования предполагает значительное обновление его содержания в соответствии с требованиями времени и потребностями субъектов образования. Сегодня педагогу необходимо не только реализовывать образовательную деятельность, но и непрерывно адаптироваться к субъектам образования в соответствии с особенностями их здоровья. Проведенный нами анализ проблем, возникающих в ходе профессионального становления в ДОУ выпускников факультетов физической культуры педагогических вузов послужил основанием для необходимости разработки и внедрения в образовательный процесс в вузе нового содержания форм и методов организации их учебной деятельности с учетом современных образовательных потребностей воспитанников.
Таким образом, социальный заказ на специалиста по физической культуре определен, во-первых, современной образовательной политикой, направленной на удовлетворение образовательных потребностей детей с ОВЗ; во-вторых, реально обозначилась необходимость пересмотра ориентиров профессиональной подготовки специалистов физической культуры в области инклюзивного физкультурного образования.