ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАСОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАСОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема обеспечения социальной безопасности имеет непосредственное отношение к системе образования. Процессы обучения и воспитания граждан, нахождения в образовательных учреждениях, за их пределами, организация досуга, отдыха и оздоровления, создание комфортных бытовых условий, проезда до места учебы и обратно непосредственно сопряжены с мерами безопасности. Знание основ социальной безопасности позволяет полнее выявлять и учитывать разные факторы и угрозы, формировать прогнозы развития опасных ситуаций, использовать качественные и количественные оценки для принятия решений, мер и систем безопасности в быту, в социуме, в том числе в образовательном пространстве.

Мы провели анализ школьных учебно-методических комплектов под редакцией разных авторов, учебную литературу по ОБЖ 10-11 классов. С учетом распределения учебных часов, предусмотренных программами авторов анализируемых учебно-методических комплектов и пришли к выводу о том, что большинством авторов на изучение данной темы отводится максимум 5 часов.

В нашей работе мы предлагаем программу элективного курса.

Предлагаемый элективный курс предназначен способствовать целостной социализации старших школьников, нацелен на формирование у учащихся умений и навыков безопасного типа поведения в социуме.

В 10-11 классах целью элективного курса является расширение, углубление знаний, выработка специфических умений и навыков, знакомство с новыми областями науки в рамках выбранного профиля.

Так как элективные курсы выбираются самими учащимися, они должны соответствовать их потребностям, целям обучения и мотивам выбора курса. Следует отметить, что к основным мотивам выбора элективных курсов в 10-11 классе, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов относятся:

  • подготовка к экзаменам по профильным предметам;

  • приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач;

  • возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;

  • любопытство;

  • поддержка изучения базовых курсов;

  • профессиональная ориентация;

  • интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.

Предлагаемый элективный курс предназначен способствовать целостной социализации старших школьников, нацелен на формирование у учащихся умений и навыков безопасного типа поведения в социуме.

К сожалению, в наших учебниках ОБЖ нет полного раскрытия проблем социальной эволюции человечества, глобализации, вызовов времени, перемен в России, а без этого нельзя понять их объективную природу и сущность, грамотно противостоять новым опасностям и угрозам, ежедневно подстерегающих нас на улицах городов и сёл.

Ведь цельный взгляд на безопасность не сводится только к защите от вооруженной агрессии, обучению действиям в условиях ЧС техногенного и природного характера, о чём подробно написано в школьных учебниках, но на данном этапе национальная безопасность должна отражать потребности России в обеспечении социальной, демографической, информационной, и экономической безопасности».

Исходя из этого, мы предлагаем содержание и структуру элективного курса «Социальная безопасность» для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы, рассчитанных на 32 часа учебного времени.

Содержание элективного курса базируется на основных положениях и задачах безопасности жизнедеятельности и состоит из 8 разделов:

  1. Теоретические основы социальной безопасности жизнедеятельности

  2. Психология социальной безопасности

  3. Природные и техногенные опасности и риски современного мира

  4. Информационная безопасность

  5. Терроризм

  6. Экстремизм

  7. Неблагоприятная социальная обстановка

  8. Экстремальные ситуации социального характера.

В содержании предлагаемого курса при изучении социальных опасностей учитывается интегрированный подход, преемственность знаний из смежных школьных дисциплин. Программа включает в себя изучение понятийно-категориального аппарата по безопасности жизнедеятельности, современных методов изучения, распознавания и профилактики социальных опасностей, поведения в условиях чрезвычайных ситуаций, сохранения здоровья и жизни человека в различных жизненных ситуациях.

При реализации элективного курса основное внимание учителя обращается на выработку у обучающихся психологической устойчивости поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, а так же практических навыков поведения в условиях социальной опасности.

В конце изучения каждого из разделов рекомендуется провести с учащимися семинарское занятие, на котором обобщается и систематизируется изученный материал. Так же предлагается во время изучения курса проходить психологические тестирования. Как самостоятельно, так и на занятиях.

Содержание элективного курса.

Раздел I. Теоретические основы социальной безопасности жизнедеятельности

Социальные опасности как управляемые факторы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Характеристика социальных опасностей, причины их возникновения и распространения. Классификация социальных опасностей. Понятия социальная безопасность, социальная защита, социальная помощь, личная безопасность, общественная безопасность, государственная безопасность, национальная безопасность.

Раздел II. Психология социальной безопасности

Психология безопасности как основополагающий аспект профилактики социальных опасностей. Психологические причины несчастных случаев. Роль человека как основного участника несчастных случаев. Влияние индивидуально - личностных особенностей человека на безопасное поведение.

Психические состояния, увеличивающие риск опасности: напряжение, утомление, дистресс, тревога, испуг, страх, фобии, паника и др.

Методы повышения психологической безопасности. Мотивация и ее роль в формировании безопасного типа поведения. Безопасный тип поведения с позиций функциональных систем. Профилактические мероприятия: пропаганда, отработка навыков по выходу из критических ситуаций.

Раздел III. Природные и техногенные опасности и риски современного мира

Глобальные экологические проблемы современного мира. Их влияние на человека. Методы борьбы с ними и пути их решения.

Нормативно-правовая база по охране окружающей среды. Основные нормативно-правовые документы. Права и обязанности человека. Способы и методы защиты от неблагоприятной окружающей среды.

Раздел IV. Информационная безопасность

Информационная безопасность. Методы и средства защиты человека от негативного воздействия информации. Понятие об информации и виды информационных воздействий. Средства массовой информации (СМИ). Влияние образной информации на человека. Влияние интеллектуальной информации, ее виды. Роль информации в социальных отношениях и ее значение для человека. Понятие дезинформации и причины ее существования. Примеры отрицательных информационных влияний в обществе. Подходы к оценке информационных влияний (мотив, цель, средства, реальные результаты). Методы и средства защиты человека от негативного воздействия информации; роль мировоззрения и нравственной устойчивости личности. Необходимость различных форм контроля над информационными потоками в окружающем пространстве.

Раздел V. Терроризм

Терроризм как глобальная опасность. Терроризм, его виды и основные формы проявления. Аспекты международной безопасности. Основные принципы противодействия террористической деятельности. Основные направления противодействия террористической деятельности. Профилактика террористической деятельности. Международное сотрудничество в области борьбы с терроризм. Способы предотвращения.

Раздел VI. Экстремизм

Экстремизм как глобальная опасность. Экстремизм, его виды и основные формы проявления. Аспекты международной безопасности. Основные принципы противодействия экстремистской деятельности. Основные направления противодействия террористической деятельности. Профилактика экстремистской деятельности. Международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом. Борьба с детским экстремизмом. Способы предотвращения.

Раздел VII. Неблагоприятная социальная обстановка

Виды неблагоприятных социальных ситуаций. Эпидемии, виды эпидемий. Защита при эпидемиях.

Общественные беспорядки, несанкционированные митинги, шествия, пикеты. Защита во время общественных беспорядков. Правила поведения в толпе. Правила поведения во время паника.

Боевые действия. Территория боевых действий. Правила поведения во время нахождения на территории боевых действий. Меры по защите себя и близких. Основные правила безопасного поведения.

Раздел VIII. Экстремальные ситуации социального характера

Понятие экстремальной ситуации (ЭС). Основные элементы ЭС и их диагностика (место, время, нападающий). Основные способы и средства защиты в условиях ЧС социального характера. Степень агрессивности и эмоциональное состояние противника во время ЭС. Психические состояния жертвы, способы и средства выхода из этих состояний. Формирование навыков поведения по снижению риска ЧС социального характера. Основные правила и приемы самообороны. Основные средства самозащиты. Нормативно-правовые аспекты защиты и самозащиты человека в современных условиях.

Приложение

Ученикам предлагается пройти на занятиях и самостоятельно дома ряд психологических тестов. С помощью них, они смогут определить свой тип темперамента, уровень личной и ситуативной тревожности, уровень стрессоустойчивости, конфликтность и прочие личные качества.

В ходе работы был разработан элективный курс по теме: Социальная безопасность», который предназначен для учащихся 10-11 классов.

После изучения научной и методической литературы материал был отобран с учётом психологических особенностей учащихся старших классов и систематизирован для целостного изложения.

Содержание всех занятий позволяет углубить представление учащихся о проблеме обеспечения социальной безопасности в современном обществе.

Каждый человек должен быть подготовлен к безопасному существованию в современном социуме, уметь защитить себя и своих близких в случае возникновения опасной ситуации. К сожалению, на уроках ОБЖ в современных школах уделяется недостаточно времени на изучение данной темы. Так же одной из важных причин является быстрое развитие общества, что ведет за собой появление новых угроз и новых методов борьбы с ними. Именно поэтому мы считаем актуальным разработку элективных курсов «Социальная безопасность».

Список использованной литературы.

1. Кафидов В. В. Социология и технологии безопасности: учебное пособие для вузов / В. В. Кафидов; Российский государственный социальный университет. – М.: Академический Проект, 2005. - 224 с.

2. Социальная безопасность и безопасность личности / А. Ю. Моздаков // Государство и право. - 2008. - №6. - С. 102 - 105.

3. Если вы решили создать авторский элективный курс: рекомендации / И. Болгова // Первое сентября. - 2010. - 15 мая. - С. 14.

4. Социальная безопасность: элективный курс, учебные материалы / С. Руббо // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2010. - №5, 6.

Просмотров работы: 3451