Воспитательно-образовательный процесс педагогического колледжа предполагает не только обучение и воспитание, но и оздоровление студентов. Научно-технический прогресс, информационная перегруженность, ранняя компьютеризация образования предъявляют повышенные требования к психофизиологическим особенностям подростков, что на фоне роста и развития организма может приводить к утомлению, переутомлению, нарушению внутренней среды организма и развитию различных патологических состояний.
Цель проводимого исследования: выявление и экспериментальное подтверждение влияния двигательной активности на уровень здоровья студентов колледжа.
Исследование проводилось в 2012-2013 учебном году на студентах колледжа специальностей «Преподавание в начальных классах» и «Физическая культура». Следует отметить, что условия обучения студентов разных специальностей отличаются долей двигательной и умственной нагрузки. Специфика обучения студентов специальности «Физическая культура» выражается в сочетании учебного процесса с тренировочными воздействиями, и поэтому студентам приходится адаптироваться не только к новым условиям жизни и обучения, но и к регулярной физической нагрузке. Двигательная активность, предусмотренная учебным планом, составляет на специальности «Физическая культура»
1 курс - 6 часов;
2 курс – 13 часов;
3 курс -14 часов;
4 курс – 9 часов.
На специальности «Преподавание в начальных классах» - 2 часа в неделю.
Приоритетным направлением воспитательно-образовательного процесса в колледже является повышение физической активности студентов.
База для проведения физкультурно-оздоровительной работы в нашем колледже достаточная: гимнастический зал, зал легкой атлетики, зал спортивных игр, тренажерный зал, лыжная база, стадион с круговой беговой дорожкой 333,33 м, открытые волейбольная и баскетбольная площадки, зал ритмики и хореографии. Общая вместимость спортивных сооружений – 286 чел. Занятия по плаванию проводятся в городском бассейне.
Большой интерес у студентов вызывают традиционные формы работы: осенний и весенний легкоатлетические кроссы, круговые спартакиады, лыжный кросс, туристический слет, соревнования между командами преподавателей и студентов, многочисленные спортивные праздники.
Постоянно действует круговая система соревнований: волейбол, баскетбол, пионербол, легкая атлетика.
Работают секции повышения спортивного мастерства: шейпинг, волейбол, баскетбол, легкая атлетика, борьба, лыжи; хореографическая студия, туристический клуб.
Таким образом, к учебному плану можно добавить в среднем еще по 2 часа в неделю двигательной активности по каждой специальности.
Расчеты по итогам исследования проводились с помощью программы «Контроль - 1», разработанных на кафедре анатомии, физиологии человека и валеологии КемГУ и программы Statistika 6.0.
Морфометрические исследования студентов различных специальностей позволили выявить некоторые закономерности: при поступлении физическое состояние студентов практически не отличается. К концу 3 курса у представителей, занимающихся по специальности «Физическая культура» в сравнении с «Преподаванием в начальных классах» наблюдается более гармоничное физическое развитие (80% и 43 % соответ.), лучшие показатели физической подготовленности, гемодинамики, функциональных возможностях кардиореспираторной системы (проба Штанге: 44,88±2,2с и 37,97 ±1,32с соответ., ЖЕЛ 3,1±0,09 и 2,70±0,17 соответ.).
Когнитивная сфера на специальности «Преподавание в начальных классах» является более высокой, чем на специальности «Физическая культура»: внимание (343±0,12 и 529±1,6 соответ.), память (13±2,0 и 11±0,9 соответ.).
В то же время представители специальности «Физическая культура» отличилась низким уровнем тревожности (ниже среднего), и более редкой обращаемостью к врачу с ОРВИ (38дн. и 46дн. соответ.), ангиной и острым бронхитом (18 и 76дн.), заболеваниями мочеполовой системы (8 и 21 дн.).
Результаты исследования 3-их курсов указывают на способность представителей специальности «Физическая культура» быстро переключаться с одного вида деятельности на другой и преодолевать интенсивные непродолжительные физические нагрузки, тогда как представители специальности «Преподавание в начальных классах» успешней справляются с продолжительными по времени, но менее интенсивными физическими нагрузками, что не наблюдалось при поступлении. Медицинский осмотр показал существенные отличия в распределении студентов обеих специальностей на физкультурные группы, группы физического развития и уровня здоровья. Как видим, физкультурное отделение отличается большим процентом студентов основной физкультурной группы (Табл. 1).
Таблица 1
Распределение студентов по физкультурным группам (%)
Физкультурная группа |
Спец. 050709 |
Спец. 050720 |
Основная |
87,2 |
91,1 |
Подготовительная |
3,2 |
3,2 |
Специальная |
5 |
1,1 |
Освобожденные |
4,6 |
4,6 |
На школьном отделении преобладает средний уровень физического развития, но на физкультурном отделении – выше среднего (Табл. 2). Соответственно и распределение на группы здоровья на стороне физкультурного отделения (Табл. 3).
Таблица 2
Распределение студентов по уровням физического развития (%)
Уровень физического развития |
Спец. 050709 |
Спец. 050720 |
Выше среднего |
3,8 |
12 |
Средний |
95 |
87,5 |
Ниже среднего |
1,2 |
0,5 |
Таблица 3
Распределение студентов по группам здоровья (%)
Группа здоровья |
Спец. 050709 |
Спец. 050720 |
I |
47,5 |
60,9 |
II |
46,6 |
37,7 |
III |
5,9 |
1,4 |
IV |
- |
- |
Таким образом, анализ морфофункционального и психофизиологического статуса студентов колледжа выявил ряд характерных психосоматических и физиологических особенностей, присущих студентам разных специальностей, которые играют важную роль в формировании уровня здоровья студентов.