ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Воспитательно-образовательный процесс педагогического колледжа предполагает не только обучение и воспитание, но и оздоровление студентов. Научно-технический прогресс, информационная перегруженность, ранняя компьютеризация образования предъявляют повышенные требования к психофизиологическим особенностям подростков, что на фоне роста и развития организма может приводить к утомлению, переутомлению, нарушению внутренней среды организма и развитию различных патологических состояний.

Цель проводимого исследования: выявление и экспериментальное подтверждение влияния двигательной активности на уровень здоровья студентов колледжа.

Исследование проводилось в 2012-2013 учебном году на студентах колледжа специальностей «Преподавание в начальных классах» и «Физическая культура». Следует отметить, что условия обучения студентов разных специальностей отличаются долей двигательной и умственной нагрузки. Специфика обучения студентов специальности «Физическая культура» выражается в сочетании учебного процесса с тренировочными воздействиями, и поэтому студентам приходится адаптироваться не только к новым условиям жизни и обучения, но и к регулярной физической нагрузке. Двигательная активность, предусмотренная учебным планом, составляет на специальности «Физическая культура»

1 курс - 6 часов;

2 курс – 13 часов;

3 курс -14 часов;

4 курс – 9 часов.

На специальности «Преподавание в начальных классах» - 2 часа в неделю.

Приоритетным направлением воспитательно-образовательного процесса в колледже является повышение физической активности студентов.

База для проведения физкультурно-оздоровительной работы в нашем колледже достаточная: гимнастический зал, зал легкой атлетики, зал спортивных игр, тренажерный зал, лыжная база, стадион с круговой беговой дорожкой 333,33 м, открытые волейбольная и баскетбольная площадки, зал ритмики и хореографии. Общая вместимость спортивных сооружений – 286 чел. Занятия по плаванию проводятся в городском бассейне.

Большой интерес у студентов вызывают традиционные формы работы: осенний и весенний легкоатлетические кроссы, круговые спартакиады, лыжный кросс, туристический слет, соревнования между командами преподавателей и студентов, многочисленные спортивные праздники.

Постоянно действует круговая система соревнований: волейбол, баскетбол, пионербол, легкая атлетика.

Работают секции повышения спортивного мастерства: шейпинг, волейбол, баскетбол, легкая атлетика, борьба, лыжи; хореографическая студия, туристический клуб.

Таким образом, к учебному плану можно добавить в среднем еще по 2 часа в неделю двигательной активности по каждой специальности.

Расчеты по итогам исследования проводились с помощью программы «Контроль - 1», разработанных на кафедре анатомии, физиологии человека и валеологии КемГУ и программы Statistika 6.0.

Морфометрические исследования студентов различных специальностей позволили выявить некоторые закономерности: при поступлении физическое состояние студентов практически не отличается. К концу 3 курса у представителей, занимающихся по специальности «Физическая культура» в сравнении с «Преподаванием в начальных классах» наблюдается более гармоничное физическое развитие (80% и 43 % соответ.), лучшие показатели физической подготовленности, гемодинамики, функциональных возможностях кардиореспираторной системы (проба Штанге: 44,88±2,2с и 37,97 ±1,32с соответ., ЖЕЛ 3,1±0,09 и 2,70±0,17 соответ.).

Когнитивная сфера на специальности «Преподавание в начальных классах» является более высокой, чем на специальности «Физическая культура»: внимание (343±0,12 и 529±1,6 соответ.), память (13±2,0 и 11±0,9 соответ.).

В то же время представители специальности «Физическая культура» отличилась низким уровнем тревожности (ниже среднего), и более редкой обращаемостью к врачу с ОРВИ (38дн. и 46дн. соответ.), ангиной и острым бронхитом (18 и 76дн.), заболеваниями мочеполовой системы (8 и 21 дн.).

Результаты исследования 3-их курсов указывают на способность представителей специальности «Физическая культура» быстро переключаться с одного вида деятельности на другой и преодолевать интенсивные непродолжительные физические нагрузки, тогда как представители специальности «Преподавание в начальных классах» успешней справляются с продолжительными по времени, но менее интенсивными физическими нагрузками, что не наблюдалось при поступлении. Медицинский осмотр показал существенные отличия в распределении студентов обеих специальностей на физкультурные группы, группы физического развития и уровня здоровья. Как видим, физкультурное отделение отличается большим процентом студентов основной физкультурной группы (Табл. 1).

Таблица 1

Распределение студентов по физкультурным группам (%)

Физкультурная группа

Спец. 050709

Спец. 050720

Основная

87,2

91,1

Подготовительная

3,2

3,2

Специальная

5

1,1

Освобожденные

4,6

4,6

На школьном отделении преобладает средний уровень физического развития, но на физкультурном отделении – выше среднего (Табл. 2). Соответственно и распределение на группы здоровья на стороне физкультурного отделения (Табл. 3).

Таблица 2

Распределение студентов по уровням физического развития (%)

Уровень физического развития

Спец. 050709

Спец. 050720

Выше среднего

3,8

12

Средний

95

87,5

Ниже среднего

1,2

0,5

Таблица 3

Распределение студентов по группам здоровья (%)

Группа здоровья

Спец. 050709

Спец. 050720

I

47,5

60,9

II

46,6

37,7

III

5,9

1,4

IV

-

-

Таким образом, анализ морфофункционального и психофизиологического статуса студентов колледжа выявил ряд характерных психосоматических и физиологических особенностей, присущих студентам разных специальностей, которые играют важную роль в формировании уровня здоровья студентов.

Просмотров работы: 1649