ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКИХ ШКОЛ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКИХ ШКОЛ

Османова З.О. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет", факультет педагогики и психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Во все времена нравственные ценности были основой человеческой личности. От того насколько культурно воспитан и развит человек во многом зависит будущее той страны, гражданином которой он является. Очень важно прививать подобные качества с детского возраста. Ребенок – это «маленький» человек, но он уже член общества со своими правами и определенными обязанностями, которые он должен выполнять. И, конечно же, особую роль в формировании личности ребенка играет школа [4]..

В современном мире, когда экономика переходит на рыночные отношения происходят изменения во взглядах на духовно-нравственные ценности. Общество стало по другому рассматривать такие понятия как долг, честь, отечество, верность своей Родине.

Конечно, в нынешнее время это осуществить весьма проблематично, так как в интернет-сетях и средствах массовой информации показывают не самыеблаговидные образцы народной культуры. Это одно из причин того, что у молодого поколения начинают проявляться чувства безразличия к своей стране и неуважение к жителям других регионов. С этим и связана актуальность данной проблемы, которую пытаются решить путем возрождения системы, патриотического воспитания подрастающего поколения.

Кадетские школы, в этом плане, несколько отличались от общеобразовательных учреждений. Конечно, программы и задачи кадетских корпусов с момента их открытия постоянно менялись, но одно всегда оставалось неизменным то, что кадет – это воспитанник военно-образовательного учреждения, готовящих себя к государственной и военной службе. Кадета должны отличать:

  • патриотизм;

  • правильное понимание государственных законов страны;

  • семейные и общественные добродетели;

  • благородство души;

  • чистота нравов;

  • твердость характера.

Но не только кадетам должны быть присущи приведенные качества. Ими должны были обладать также и офицеры-воспитатели.

Ведь только люди с чистой нравственностью, достойные и ответственные, со знаниями и способностями к воспитанию могли допускаться к подобной должности.

Вообще стоит заметить, что духовно-нравственному воспитанию всегда отводилось особая роль в российской военной педагогике. Проблемам духовно-нравственного воспитания были посвящены труды заслуженных героев Отечества, которые были участниками нескольких войн,генералов М.И. Драгомирова, П.П. Карцева, М.С. Лалаева, подполковников М.С. Галкина, В.Л. Райковского, подполковников Н.П. Бирюкова, Д.Н. Трескина. О значимости патриотического воспитания в своих работах писал К.Д. Ушинский, который считал, лишь любовь к Родине дает воспитанию тот верный ключ к сердцу человека, что помогает в борьбе с дурными природными и личными наклонностями [6].

В связи с этим основными задачами создания и функционирования кадетского класса является:

  • подготовить воспитанников к поступлению в профильные специальные и высшие учебные заведения;

  • обеспечить культурное, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие воспитанников и получения ими аттестата о среднем (полной) общем образовании;

  • дать начальные знания, навыки военного дела и основы государственной службы, которые необходимы при выборе профессии и дальнейшего обучения в профильных образовательных учреждениях;

  • воспитывать у воспитанников чувства патриотизма и готовности защищать свою Родину;

  • сформировать и развить чувства преданности служебному долгу, товарищества, соблюдения дисциплины, добросовестного отношения к урокам, уважения к закону, стремления к овладению юридической профессии и воспитания любви к государственной службе;

  • привить воспитанникам чувства гражданской ответственности и правосознания;

  • развить высокие морально-психологические, деловые и организаторские способности, физическую выносливость и стойкость.

В кадетских школах функционирует учебный процесс по программе социально-гуманитарного профиля и по дополнительным образовательным программам, такие как духовно-нравственное, эстетическое, патриотическое воспитание и социальная адаптация. Главная цель таких программ – это создание базы для подготовки подрастающего поколения к служению своей стране в государственной сфере. Поэтому одной из важнейших задач кадетских школ является воспитание чувства патриотизма у своих воспитанников. Ведь именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из основных элементов сознания человека.

Патриотическое чувство – это чувство любви к своей земле, народу, к которому ты принадлежишь, к обычаям и традициям. Именно это чувство превыше других, заставляющая отдельных лиц приносить в жертву свои собственные интересы на служение Отечеству и даже отдавать свою жизнь. Патриотическое воспитание в кадетских школах осуществляется путем решения таких задач, как:

  • провести организаторскую деятельность, чтобы создать наилучшие условия для эффективного патриотического воспитания кадет;

  • осуществление действенной работы по патриотическому воспитанию, которая обеспечит приемлемые условия развития у каждого учащегося верности Родине, готовности приносить пользу своему народу и стране;

  • укрепить в сознании и чувствах кадет патриотические ценности, взгляды и убеждения, воспитывать уважение к культурно-историческому прошлому России и традициям своего народа;

  • привлечь воспитанников к работе по восстановлению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края [5].

Героико-патриотическое воспитание – это главная составляющая патриотического воспитания, цель которой вызвать интерес к героическим профессиям и замечательным героическим и историческим датам российской истории, воспитать гордость за сохранность к деяниям предков и их традициям. Это же направление является составляющим и гражданского воспитания, основой, которой являются правовые отношения между гражданином и государством.

В ходе изучения воспитательной программы кадетских школ выяснилось, что в плане патриотической воспитательной работы важную часть составляет личное участие кадетов в проведении торжественных мероприятий, парадов, посвященных праздничным дням и годовщинам. Подобные события оказывают сильное эмоциональное воздействие на воспитанников. Но для того, чтобы в полной мере почувствовать себя патриотом, необходимо, еще и интеллектуальное, ментальное, духовно-нравственное восприятие, которое закрепилось бы на сознательном уровне личности и оставило неизгладимый след в сердце и душе кадета [3].

Подобный эмоциональный настрой создавался и с помощью музыкально-эстетических средств, которым на протяжении всей истории функционирования кадетских школ уделялось особое внимание. В кадетских корпусах всегда существовали свои оркестры и многие воспитанники владели игрой на музыкальных инструментах, поэтому в стенах школы устраивались музыкальные постановки, а парады сопровождались «живой» музыкой.

Следует отметить, что эстетическое воспитание является не менее важной составляющей процесса формирования духовно-нравственных ценностей у воспитанников кадетских школ. По этой причине руководство школ, используя зависящие от него средства, способствовало развитию у учащихся, соответственно их возрасту, любви и вкуса к прекрасному и возвышенному в природе и искусстве.

Сама среда обитания кадетов с первых шагов вызывает восхищение и любовь к Отечеству, пробуждала сильные эмоциональные чувства и переживания. Этот проявилось при просмотре копий картин знаменитых русских художников, выдающихся исторических памятников архитектуры, на фоне портретов признанных отечественных писателей, поэтов, композиторов, ученых, полководцев, а такие картины известных русских баталий и картины мировой жизни, показывающие все многообразие реальной действительности [1].

Исходя из вышеприведенного можно обозначить основные цели эстетического воспитания в кадетских корпусах:

  1. создание на базе общественно-эстетического идеала понимания и переживания кадетами прекрасного в жизни и искусстве, в общественных отношениях, на воинском поприще, на страже Отечества;

  2. развитие у учащихся нравственных и эстетических чувств, особенно чувства красоты, воинского долга, товарищества, мужества и отваги;

  3. развитие художественных способностей воспитуемых и умения вносить прекрасное и возвышенное в личную жизнь и быт.

Это то, что касалось эстетического воспитания. Нравственное же достоинство воспитанников кадетских школ имело оценочную 12-ти балльную шкалу:

  • поведение отличное – 12 баллов;

  • поведение весьма хорошее – 11-10 баллов;

  • поведение хорошее – 9,8 и 7 баллов;

  • поведение посредственное – 6,5 и 4 балла;

  • поведение дурное – 3,2 и 1 балл.

При этом в аттестационных тетрадях ясно указывалось какое поведение кадета соответствует выставляемому баллу. Поступками кадетов считалось: непослушание, нарушения порядка и требований уважения к старшим, лень и не выполнение обязательных занятий, неопрятный внешний вид и неряшливость, а также курение и хранение табачных изделий.

Поведение считалось плохим, если воспитанники по причине душевной испорченности и по наклонности к дурному несколько раз совершали неблаговидные поступки, при этом не раскаиваясь за содеянное и не и показывая желания исправиться. К таким поступкам относились: и грубое и жестокое обращение с товарищами, ложь, обман, воровство чужих вещей, даже самых незначительных, хамство, неохотное повиновение начальству, леность, злость и мстительность.

Из-за подобного поведения воспитанника могли исключить из школы, если провинившиеся кадеты исправляли свое поведение, их перемещали в разряд «поведение посредственное». К нему относятся подростки, которые совершали проступки лишь следуя дурному примеру других, из-за легкомыслия и малодушия.

«Хорошее поведение выставлялось тем воспитанникам, чье поведение доказывало внимание к постановлениям начальников, заботливость о приобретении доброго мнения о себе. Такие кадеты тоже допускали ошибки в поведении, но всегда раскаивались в них и пытались их исправить.

«Поведение весьма хорошее» - выставлялось только, тем учащимся, которое на протяжении долгого времени показывали себя исключительно только с положительной стороны, не нарушали дисциплину и внимательно следили за своим поведением.

«Отличное поведение» - по мнению членов воспитательного комитета подобное поведение подразумевает твердость в правилах нравственности, благородный образ мыслей, любовь к наукам, доверие со стороны начальства и такое уважение со стороны товарищей, что примером своего поведения хорошо влияет на них.

Для кадетских школ была разработана целая система поощрений и взысканий.

К поощрениям относились: похвала и благодарность, объявляемая кадету в присутствии товарищей; благодарственное письмо родителям и родственникам; отпуск домой в праздничные дни; позволение находиться в городе без сопровождающего; освобождение в праздничные дни от караулов; награждение похвальными листами и ценными подарками; занесение на красную доску в классной комнате, прибавление балла по поведению [2].

К взысканиям относились: замечания или выговор, сказанное наедине или присутствии товарищей; запрещение участвовать в играх вместе с другими воспитанниками; назначение в караул в праздничный день; снижение балла; объявление выговора в приказе; лишение погон; арест и содержание в карцере на хлебе и воде; исключение из корпуса.

Особо важным считалось применять воспитательные награды с большой осторожностью и с единственной целью – в учащихся любовь к добру и стремление к труду без высокомерия и хвастливости пере перед товарищами. Военные педагоги придерживались мнения, что кадетов необходимо поощрять похвалой за их добрые дела, принесение в жертву личных интересов. Ведь в итоге необходимо было воспитать в каждом учащемся убеждение в том, что самая большая награда – это собственное внутреннее сознание честно исполненного долга [3].

Таким образом, из всего вышесказанного можно выделить, что для развития духовно-нравственных основ необходимо не только развитие эмоциональных чувств, но особую важность предоставляет процесс осмысления и осознания патриотических ценностей, умение думать и размышлять о них. Патриотическое чувство не рождается у людей самостоятельно. Среда обитания, образ жизни в семье, взаимоотношения со сверстниками и в школьном коллективе – это все формирует патриотизм. Наставники кадетских школ это понимают и разрабатывают программы обучения, в которые были бы включены обучающие методы по формированию духовно-нравственных ценностей. Ведь каждый это будущий защитник Отечества, а чтобы защищать Родину нужно любить и ценить ее, уважать народ, который живет на твоей родной земле, его традиции и обычаи, быть верным своему военному долгу и воинскому братству.

Литература:

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Педагогика, 1985. – 245с.

  2. Алпатов Н.И. Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий: Дис. д-ра пед. наук. – М., 1946. – 367с.

  3. Долгая Н.А. Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях кадетского корпуса // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – Махачкала, 2011 - № 4.

  4. Магомедова З.Ш. Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в сфере влияния этноса. «Стандарты и мониторинг в образовании» № 5, Москва, 2012, с. 19 – 22

  5. Мунгиева Н.З. Воспитание культуры межнационального общения как средства формирования этнической толерантности. «Педагогическое образование и наука» -М., 2013. -№1- С. 117-121.

  6. Свеженцева Ю.И. Особенности нравственно-эстетического воспитания в кадетских корпусах России конца XVIII – начала XX века// Известия Российского государственного педагогического университета им. Герцена. № 37(80): Аспирантские тетради: Научный журнал. СПб., 2008

.

 

Просмотров работы: 1830