ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Кадиева П.М. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет", факультет педагогики и психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Трудовое воспитание играет очень важную роль в формировании нравственных качеств молодого поколения. Как известно именно труд сделал человека каким, каков он есть. Особая роль стоит перед обществом и образовательными учреждениями - привить молодым людям трудолюбие и ответственность за результаты трудовой деятельности.

Трудовое воспитание – развитие основополагающих нравственных качеств человека, необходимые в трудовой деятельности. Гармоничное развитие личности - это неразрывная связь трудового воспитания с другими сторонами воспитания: нравственного, интеллектуального, физического. Образованный и культурный человек всякий труд делает творческо-насыщенным. По этой причине труд и является одним из главных условий, которое обеспечивает здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива в целом. На различных этапах развития истории нашей страны идея трудового воспитания рассматривалась по-разному [2].

До 90-х гг. ХХ в трудовое воспитание (в широком смысле) - целенаправленное развитие социалистического отношения к труду как основы нового духовной сущности человека, воспитания высоко сознательного и всесторонне развитого гражданина.

Трудовое воспитание (в более узком смысле) – целенаправленный, неотделимый от обучения в школе процесс подготовки детей и подростков к трудовой деятельности.

Считалось, что социалистическое отношение к труду развивается в ходе воспитания трудолюбия, готовности и способности выполнять полезную общественную работу, чувства ответственности за результаты труда, умение усваивать идеи коллектива как личные, честно и творчески относиться к выполнению трудовых задач. За рубежом вслед за учеными-педагогами Г. Кершенштейнером и Дж. Дьюи трудовое воспитание определяли лишь как основное средство подготовки дисциплинированных, аккуратных и добросовестных исполнителей, которые стремятся только к успешным результатам интереса и денежного благополучия. Было мнение, что подобное рассмотрение целей трудового воспитания в зарубежной педагогике направлено на сглаживание противоречий социального неравенства, укрепление основ антагонистического государства.

Современная педагогика определяет трудовое воспитание как закономерную часть общего хода воспитания подростков в семье и образовательных учреждениях. Трудовое воспитание ребенка, прежде всего, берет начало с создания в семье и в школе самых простых знаний о трудовых обязанностях. Гораздо позже труд становится неотъемлемым и важным средством развития психики и нравственных норм личности молодого человека [4].

Российская педагогика придерживается следующих позиций: воспитание в основном должно опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход как один из основных аспектов педагогики характеризуется управлением развития молодого человека, основанном на глубоком знании черт его личности и социальных условий его жизни [3].

Педагогика индивидуального подхода, подразумевает не закрепление целей и основного содержания обучения и воспитания непосредственно к отдельному студенту, а закрепление форм и методов педагогического влияния к индивидуальным особенностям, с целью обеспечить планового уровня развития личности. Индивидуальный подход обеспечивает оптимально - благоприятные возможности для формирования обучающих сил, активности, предпочтений талантов каждого студента. Считается, что индивидуальный подход активно взаимодействует с идеями гармонизации воспитания. Сложность заключается лишь в том, что, реализовать его требования на практике, в условиях групповой (коллективной) формы воспитания несколько проблематично.

Основным пунктом в системе современного трудового воспитания является аспект, который гласит о том, что трудовая деятельность позволяет наиболее полно и ярко проявить индивидуальные природные качества и интересы человека.

На сегодняшний день трудовое воспитание неотделимо политехнической базы подготовки молодых специалистов. Политехническое образование предоставляет необходимых основ современной техники, технологии и организации производства, обеспечивает обще трудовыми умениями и навыками, формирует творческое отношение к труду, помогает в правильном выборе профессии. Рассматривая стремление молодого человека к трудовой жизни, важно задаться вопросом о том, что он может сделать для общества, но и такие о том, что труд может лично ему [2].

У каждого человека от природы есть задатки каких-либо способностей. Эти задатки как порох: чтобы их зажечь требуется искра. Подобной искрой в современных условиях может стать волонтерство. Волонтерское движение, волонтерские сообщества, волонтеры – эти понятия непосредственно связаны со становлением гражданского общества, формированием особых отношений между человеком, сообществом и государством. Волонтеры - это выражение личностной гражданской позиции.

Вначале 90-х гг. ХХ в., на смену исчезнувшим крупным организациям, функционировавших на государственном уровне и выполнявших воспитательную функцию в образовательных учреждениях и трудовых группах, пришли новые объединения, а в последние годы были даже попытки возродить образцы всеобщих государственных движений детей и молодежи [7].

Данные организации были в силах привить потребность к труду, трудолюбие, общественно трудовую активность, сознательную дисциплину труда и другие качества личности молодого человека, которые были необходимы ему для трудовой деятельности в интересах общества. Они выражают социально-нравственный аспект в решении современных задач трудового воспитания.

На данном этапе развития общества понимание волонтерской деятельности, привлечение студентов к волонтерской практике, прежде всего, следует рассматривать в контексте социально-педагогической работы. В данном контексте понятие волонтерской деятельности, как формы благотворительного служения во имя помощи человечеству, традиционно объединяет образовательные и социальные институты в общую социальную сферу.

Студенческое сообщество представляет собой наиболее образованную, интеллектуально-развитую и активную часть молодежи и является возможным «инициативным ядром» для воплощения волонтерских проектов, их реальной успешной и широкой социально-педагогической основой [5].

Такие взгляды российского студенчества могут стать неким «социальным стандартом» для остальной молодежи, стать основой для создания социальной нормы отношения к волонтерским движениям, благотворительности, бескорыстному общественному труду.

В современном обществе воспитание, функционируют в рамках практической педагогической работы со студенческой молодежью. Формы привлечения волонтеров к подобной работе опираются на три основных подхода, каждый из которых имеет свою идеологию, методы и направления деятельности:

1. Функциональный подход - представляет собой консервативную идеологию и предполагает такие формы практической работы, которые должны указать «активной» энергии молодежи социально-приемлемое направление; здесь делается упор на моральном развитии молодого поколения.

2. Интерпретативный подход - принят в либеральной идеологии и подразумевает развитие личности молодого человека в направлении на преодоления трудностей, связанных с переходом от детства к взрослости; упор делается на развитии положительного образа «Я», формировании постоянных межличностных контактов, обучении практическим навыкам взаимодействия с функционирующими социальными структурами.

3. Гуманистический подход – соответствует реформистской идеологии и развивает социальное обучение как метод работы с молодежью, который основывается на предположении о существующих в обществе различных формах неравенства, негативно влияющих на многих молодых людей; эти структурные аспекты мешают личностному развитию человека. Однако, на ситуацию неравенства возможно воздействовать, с помощью реформ существующих социальных институтов, законов и оснований управления [2].

Опираясь на российский исторический опыт, волонтерская деятельность может стать одним из видов воспитательной работы в системе современного высшего образования. Воспитание и обучение молодого поколения сегодня создает образ будущего нашего общества на сравнительно длительную перспективу, по крайней мере, в одну человеческую жизнь. Воспитывая и обучая поколение за поколением на протяжении столетий, есть возможность сформировать определенный тип народа с его своеобразными качествами, идеями, духовными и нравственными качествами.

Таким образом, волонтерская деятельность играет очень важную роль в развитии у молодежи трудовых умений и навыков. Образованный и ответственный человек, любящий свою страну, трудолюбивый и честный – это «образ» современной молодежи, к которому стремится общество. Трудовое воспитание помогает развиваться всем этим качествам и закрепить их в молодом сознании.

Литература:

  1. Гиль С.С. Педагогика поддержки инициатив молодежи. М. Социальный проект. 2003г.

  2. Добровольцы в социальных учреждениях. под ред. В.В.Барова-2001

  3. Долгая Н.А. Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях кадетского корпуса // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – Махачкала, 2011 - № 4.

  4. Магомедова З. Ш. Педагогическое сопровождение нравственного становления личности. «Педагогическое образование и наука» - М., 2013. -№1- С. 113-117.

  5. Мунгиева Н.З. Воспитание культуры межнационального общения как средства формирования этнической толерантности. «Педагогическое образование и наука» - М., 2013. -№1- С. 117-121.

  6. Общая педагогика. под ред. И.Ф.Исаева, Е.Н Шиянова, В.А.Сластенина-2003

  7. Педагогика поддержки инициатив молодежи - под ред. С.С.Гиля-2003

 

Просмотров работы: 2372