ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Магомедова А.Д. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет", факультет педагогики и психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Многие года остается актуальной проблема студенческой молодежи в системе ценностей. Но ее структура и динамика остается более актуальной. В последние года эта проблема обретает особую значимость в нашем обществе. Из-за восприимчивости и высокой социальной мобильности возникновение новых ценностных ориентаций и девальвация прежних затронули в большей степени студенческую молодежь.

Ситуация сложившаяся в мире в последние годы с большим потоком выдвигает вопрос о ценностных основаниях человеческого существования, о мобилизации духовно-нравственных, культурно-смысловых ресурсов как необходимых условиях развития саморазвития индивидуума, личности и внутреннего мира человека. Проблема развития ценностного отношения к духовно-нравственным качествам молодого поколения в настоящее время считается особенно заинтересованной. Это объясняется рядом факторов. Во-первых наши года - это эпоха переосмысления фундаментальных проблем, в том числе и кризисного духовно-нравственного развития не только цивилизации в целом, но и личности и внутренний мир человека который стремиться изменить действительный смысл бытия. И этот так называемый выход из кризиса следует вести через призму очевидного: первой причиной системного кризиса человечества является преобладание материальной стороны над духовной, второй причиной являются сложные неоднозначные процессы, которые происходят в стране во всех общественных сферах, в том числе и духовной.

Все эти факторы говорят о надобности понимания в новых условиях и на новом уровне способов и механизмов трансляции универсальных духовно-нравственных ценностей в субъективный мир индивида. Одним из решающих направлений в модернизации страны а так же молодежи становится выделение и создание условий реализации духовного фактора во всех сферах общественной жизни. В противном случае молодежь не найдет в себе внутренних сил и ресурсов для поворота к действительным духовным ценностям, к своей реальной и неповторимой культуре, у нее может не остаться шансов на историческую перспективу.

В настоящее время в прямой зависимости от выделенных факторов и условий находится проблема формирования духовно-нравственной культуры личности будущего специалиста в условиях вуза, и объясняется это тем, что современное поколение студентов живет в условиях быстрой смены событий общественной жизни, динамичных перемен и противоречивых тенденций в развитии общества, нарастающего потока информации. На молодых людей, их духовный облик и ценностные ориентации влияют все глобальные проблемы современности, в том числе такие, как проблемы мира и окружающей среды, сохранения национальной самобытности и толерантности в поликультурном мире. Поэтому, воспитание, ориентированное на формирование духовно-нравственной культуры студентов, выступает как одна из приоритетных целей современной системы воспитания в высшем учебном заведении [5].

Очень важно проявить в каждом студенте истинно человеческое: духовность, волю к самопознанию и самосовершенствованию, саморазвитию, поскольку воспитательная система вуза -это комплекс форм, средств, методов и принципов, стимулирующих развитие духовно-нравственной культуры студента -будущего специалиста, то главной целью воспитания является формирование общей и профессиональной культуры студентов, понимание ими истории цивилизации, возвышение духовных потребностей, приобщение к этическим нормам общения, а также осознание своего места в диалоге культур, саморазвитие нравственного сознания [2].

Некоторой особенностью нынешнего высшего образования является преодоление его направленности лишь на приобретение профессии. Научно-технический и индустриальный прогресс привели к пониманию того, что невозможно за несколько лет получить знания и профессию на всю жизнь. Отсюда задача вуза - в процессе обучения всемерно содействовать саморазвитию и самообразованию личности, ее способности и готовности к освоению системы социальных ролей. Образовательный процесс в вузе должен быть направлен на создание условий для формирования политических, нравственных, духовных, национальных и культурных ценностей личности.

Исходя из этого можно отметить что, составляющими воспитательной работы вуза должны выступать идейно-политическое, гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание личности. В основе формирования духовно-нравственной культуры будущего специалиста лежит процесс культурного самоопределения личности, на который оказывает воздействие массовая культура, распространяющаяся через средства массовой информации и коммуникаций. Современный студент является носителем и генератором форм и идей как массовой культуры, так и отдельно взятых субкультур. Взаимодействие со сверстниками играет важную роль в процессе формирования и развития духовно-нравственной культуры. Молодые люди приобщают друг друга к своему внутреннему миру - мыслям, интересам, увлечениям. Именно дружеские отношения создают благоприятную почву для осмысления и реализации собственного понимания главных компонентов духовно-нравственной культуры будущего специалиста [1].

Процесс формирования духовно-нравственной культуры является важным и сложным направлением в процессе подготовки специалистов высшей школы. Еще более сложной, на наш взгляд, является разработка методов измерения, отслеживание духовного потенциала личности молодого человека и его развития, поскольку, как мы определяли выше, на него влияет большое число условий и обстоятельств, начиная с внутренних психологических особенностей человека до факторов макроуровня. Мы полагаем, что чем более высокая духовно-нравственная культура будущего специалиста, тем выше его социальная востребованность и социальная значимость для общества.

Социальная ценность высших чувств заключаются в том, что они способствуют гуманизации, повышают мативизацию к профессионально-педагогической деятельности, а так же ее успешность, являются условием эффективности самоактуализации студентов и повышают оценку качества их жизни. Все это говорит о необходимости развивать сферу высших чувств именно в тот промежуток времени, который считается сензитивным для их развития- в период обучения в вузе, создавая условия, которые способствовали бы не только интеллектуальному развитию, но и личностному росту молодых людей, становлению их как индивидуальностей, реализацию всех их потенциалов и способностей. Система ценностей для современной молодежи является определенным фундаментом в построении метода отношения к миру. Сам ценностный мир каждого человека разнообразен, но именно ценностные ориентации составляют основу формирования симпатий и антипатий, а в конечном счете общественного сознания людей [4].

В наши дня как никогда полно можно выявить противостояние ценностей в массовом сознании жизни общества. Подрастающее поколение проходит свое становление в условиях формирования новых социальных ценностей и изменении многих старых отношений. Отсюда появление депрессии и пессимизма, неверие в себя и свое будущее. Возникает вопрос: жить в прошлом, слушая рассказы старших о «прекрасном времени, когда якобы успешно решались все проблемы»; агрессивно вести себя по отношению ко всем нововведениям; уйти в «никуда» нежели найти «путь к богу»; или с помощью собственной активности добиться успеха в жизни. Общество, стремящееся получить от жизни только материальное благополучие и обогащение не может воспитать здоровую ценностную культуру и сформировать жизненные потребности у молодежи.

В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов.

Под понятием духовность традиционно обозначалась совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью. В этой связи следует отдельно поговорить о религии как значимой части духовной культуры.

С каждым годом в нашей молодежи теряет свое духовно-нравственное назначение, призванное формировать морально-этический облик каждого человека, семьи, рода, этноса и в целом всего общества. Игнорирование основ народного воспитания, образования и управления, испытанное веками мудрости народной педагогики, привело к тому, что десятилетиями формировалось молодое поколение, не знающее родной культуры, истории и родного языка. Сегодня почти в каждом населенном пункте, в каждом районе и населенном пункте нашей страны, в частности нашей республики, все больше становится молодежи, смутно представляющей извечные гуманистические, традиционные правила и нормы межличностных, межнациональных отношений, не знающей элементарные правила уважения старших, тружеников, почитания стариков, милосердия, добропорядочности в общественных местах и т.д. Приоритет материального благополучия, богатства, власти денег, стремление к «красивой жизни» по западным образцам, провозглашенных перестройкой и ставших как бы жизненными ориентирами для части молодежи, во многом перечеркнули прежние идеалы, традиционные представления о добре и зле, чести, справедливости. Подобное поведение молодежи в последние годы зачастую проявляется и в студенческой среде. Все это возлагает большую ответственность на вузы и, прежде всего, на те, которые готовят педагогов высшей квалификации [3].

Однако никакое национальное возрождение, воссоздание народных традиций и традиционной культуры невозможно без глубокого изучения, осмысления и практического применения воспитательных, образовательных и управленческих традиций в студенческой среде. На студенческих отношениях строятся межличностные, поло-возрастные, деловые и иные отношения людей, их нравственная, умственная, трудовая, эстетическая деятельность, степень воспитания, осмысления и воспроизводства духовных и материальных ценностей.

Литература:

  1. Боташева Х. Ю. Духовно-нравственные ценности студента университета в зеркале социологического анализа Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Выпуск № 77 / 2008

  2. Борытко Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания: Монография / Научн. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. 214 с.

  3. Магомедова З.Ш. Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в сфере влияния этноса. «Стандарты и мониторинг в образовании» № 5, Москва, 2012, с. 19 – 22.

  4. Мунгиева Н.З. Воспитание культуры межнационального общения как средства формирования этнической толерантности. «Педагогическое образование и наука» - М., 2013. -№1- С. 117-121.

  5. Покатиловская Е. Н. Формирование культурных ценностей молодежи в студенческой среде/http://sibac.info/index.php/2009-07-01

Просмотров работы: 5239