ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Магомедов П.А. 1
1ФГБОУ ВПО "Государственный университет управления"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема нравственного возрождения личности, развития её нравственного сознания, позволяющего ей активно, творчески включиться в общественную жизнь на пороге третьего тысячелетия вызывает тревогу. Впервые становится возможным отчуждение функции планирования от субъекта.

Исследование процесса формирования нравственной культуры молодежи потребовало обращения к исследованиям психологов, так как точка зрения о том, что бытие определяет сознание, устарела, и нельзя стремиться изменить мир, не меняя самого человека.

Нынешнее состояние нравственного сознания личности характеризуется неустойчивостью и противоречивостью. Это находит отражение прежде всего в выборе человеком ценностных ориентации и идеалов. В российском обществе сложилась социально-психологическая ситуация, которая характеризуется своеобразным кризисом личности, её нравственности, возникшим вследствие утраты человеком ценностей базовой культуры.

Сложившаяся ситуация послужила толчком к изучению психологической природы нравственного сознания личности, т. к. именно нравственное сознание предопределяет характер нравственных отношений человека, его нравственную позицию, поступки и поведение в целом.

Без сформированности понятий о добре и зле, долге, совести, справедливости, чести и достоинстве, свободе и ответственности, счастье и смысле жизни, а также представлений о нравственном идеале невозможно ни подлинное взаимодействие человека с миром, ни само подлинное развитие человека.

В настоящее время мы наблюдаем возросший интерес многих исследователей к процессу духовного развития личности. Психологический подход к развитию духовной культуры личности требует обращения к идеям личностного саморазвития, цельности личности и гармонизации её отношений с окружающим миром. Специального внимания заслуживают работы западных ученых: К. Гольдштейна, А. Маслоу, Г.Олпорта, К. Роджерса, Ф. Франкла, Э. Шострома, К. Андерсона, С. Кобаза, А. Эллиса, Б.Компаса и др.

Среди отечественных исследователей выделяются исследования Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В. Д. Парыгина, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и др. [6].

Обращение отечественных психологов к понятиям "душа", "судьба", к вопросу проявления субъектности личности и её взаимодействия с окружающим миром, к типологическим моделям сознания позволяет по-новому осознать роль аксиологических факторов в духовном развитии личности.

А.А. Абульханова-Славская отмечает, что стремление подчинить себе жизненные обстоятельства лежит в основе направленности индивидуальности, которая реализуется в наиболее обобщенных отношениях человека.

Л. И. Анцыферова связывает проблему самореализации личности с идеей совершенствования через достижение близких перспектив, тем самым завершая становление психологической структуры личности и экстраполируя в ней будущее. Здесь проявилась связь с положением Л.С. Выготского о зонах ближайшего развития. Л.И. Анцыферова считает, что свойства личности и особенности ситуации взаимно преломляются по принципу транзакции.

Хорошо развитый механизм когнитивного оценивания, стрессоустойчивость, стойкость, реалистический подход помогают личности гибко выбирать разные стратегии в меняющихся обстоятельствах. Личности свойственно справляться с трудными ситуациями, присуща вера в свои силы, чувство ответственности за свои поступки и действия других людей, чувство смелости и стойкости, верность принципам, высокий уровень самоорганизации [1].

Новые представления о том, как устроен человек, о существовании вокруг его физического тела полевой оболочки, позволили ученым выйти на изучение способностей человека к ликвидации (способности подниматься в воздух), биогравитации (способности магнетизма), телекинеза (способности двигать предмет, не прикасаясь к нему) и др.

Проблема духовности привлекает внимание многих крупных российских и зарубежных ученых появляются интересные книги и статьи. Но вопрос о сходстве и различиях научно-психологического и богословского подходов к анализу проблемы духовности по сей день остается без ясного ответа [5].

В.В. Знаков - один из тех, кто пытается ответить на этот вопрос в своей статье "Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры". В многообразии современных подходов к проблеме духовности можно выделить четыре основных направления.

Первое направление - поиск корней духовности в способностях личности к рефлексии, а не в продуктах жизнедеятельности: объективации высших проявлений человеческого духа, творчества, в памятниках старины, произведениях науки и искусства. Духовность субъекта - результат его приобщения к общечеловеческим ценностям, духовной культуре, а дух прежде всего категория культурологическая, мировоззренческая, определяющая семантическое поле культуры, духовный опыт человечества.. Важным источником духовности субъекта являются этические нормы, на которые он ориентируется в повседневной жизни (в том числе обусловленные не только его представлением о должном, нравственном отношении к другому человеку, но и практическими, утилитарными соображениями).

В этических, эстетических, юридических и прочих нормах закреплены высшие образцы человеческой культуры. И если субъект усваивает, переживает их внутренне обязательные образцы поведения, то он приобщается к высшим духовным ценностям бытия. Есть основания считать, что важными компонентами духовных способностей являются не только направленность и ценностно-смысловая организация личности, но и ее компетентность. Компетентность проявляется в способности человека приобретать новые знания и умения, справляться с задачами, существенными либо для его профессиональной деятельности, либо в целом для бытия. Компетентность отражает общий уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития личности, включающий опыт порождения смыслов культурно-исторического наследия различных эпох.

Второе направление - изучение ситуативных и личностных факторов, способствующих возникновению у человека духовных состояний. Духовное состояние - это психологический феномен, характеризующийся тем, что человек временно "не замечает внешнего мира", не ощущает своих органических функций, своей телесности, а сосредоточивается на осмыслении и переживании духовных ценностей, т.е. познавательных, этических или эстетических аспектов человеческого бытия.

В рамках третьего направления духовность рассматривается как принцип саморазвития и самореализации человека, обращения к высшим ценностным инстанциям конструирования личности. Развитие и самореализация духовного Я субъекта начинается тогда, когда он осознает необходимость определения для себя того, как он конкретно должен понимать общечеловеческие духовные ценности - истину, добро, красоту. Появление у человека хотя бы приблизительно осознанного представления о последних свидетельствует не только о признании субъективной значимости духовных ценностей (интеллектуальных, этических и эстетических), но и о психологической готовности к их усвоению и формированию [3].

Четвертое, религиозное, направление (исторически оно является первым) имеет четко заданные границы: в нем духовное выступает только как божественное откровение - Бог есть дух. А жизнь духовная - это жизнь с Богом и в Боге. В философской психологии СЛ. Франка развивается удивительно созвучное современной науке положение о неразрывном единстве субъективного и объективного, человека и мира. В наше время традиции христианской психологии продолжаются в работах Б.С. Братуся. В частности, он анализирует четыре ступени развития личности и описывает высшую, просоциальную, гуманистическую ступень следующим образом: "Ее можно назвать духовной или эсхатологической.

На этой ступени человек начинает осознавать и смотреть на себя и другого не как на конечные и смертные существа, но как на существа особого рода, связанные, подобные, соотносимые с духовным миром. Как на существа, жизнь которых не кончается вместе с концом жизни земного. Иными словами, - это уровень, в рамках которого решаются субъективные отношения человека с Богом, устанавливается личная формула связи с ним. Если говорить о христианской традиции, то субъект приходит здесь к пониманию человека как образа и подобия Божия, поэтому другой человек приобретает в его глазах не только гуманистическую, разумную, общечеловеческую, но и особую сакральную, божественную ценность" [1].

Итак, впервые научные знания человека коснулись вопросов веры, объяснения многих непонятных явлений через тысячу триста лет после появления Корана, Библии, Торы. В то же время нельзя не отметить, что вторжение сугубо научных методов в сферу веры невозможно. Столь же недопустимо, чтобы высший коллегиальный орган опровергал научные данные. Другое дело, что и наука и религия должны преследовать общие цели -нравственное совершенствование человечества.

Система образования призвана сегодня рассматривать человека в русле развития живого вещества планеты. Под термином "духовность" сегодня следует понимать не просто образованность, начитанность, умение разбираться в стилях, жанрах, направлениях искусства, но и способность осознавать свою причастность к живой и неживой природе, ощущать каждой клеткой своего организма гармонию многоликого, многоцветного (многообразного) и в то же время единого мира (Г. Шаталова).

Любая проблема, связанная с развитием человека, его формированием, адаптацией, преодолением стрессов и болезней и т.п., должна рассматриваться и решаться одновременно на трех уровнях - духовном, эмоциональном и физическом [4].

Задача педагогической науки сегодня научить человека жить и действовать в соответствии с универсальными законами Природы и Космоса, мобилизовать и использовать скрытые резервы человека, устанавливать тесные контакты с природой, формировать умение жить по её законам, направлять действия и усилия человека на созидательные процессы в мире.

Главная гуманистическая задача человечества состоит в том, чтобы поднять духовность, человеческое сознание на высшую ступень в соответствии с законом Природы и Космоса, сделать воздействие людей друг на друга процессом, свободным от зла и ненависти.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бадальянц O.B. Образование как возрастание духовности //Проблемы русской духовности. Хабаровск, 1993. - С. 185.

  2. Бердяев H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии).- М.: Книга, 1991.-446 с.

  3. Возрождение культуры России: диалог культур и межнациональные отношения. Спб.: Знание, 2006. - 128 с.

  4. Магомедова З.Ш. Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в сфере влияния этноса. «Стандарты и мониторинг в образовании» № 5, Москва, 2012, с. 19 – 22

  5. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. И.А. Каиров. Т.З. М.: Советская энциклопедия, 1996. - С.119.

  6. Шилов В. Нравственным воспитанием должны заниматься все // Народное образование. 2000. - №2.- С. 78-79

 

Просмотров работы: 1610