ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире человеческий капитал становится определяющим фактором для эффективного развития экономики и достижения конкурентных преимуществ. Сегодня исследователи исходят из того, что технологические изменения, от которых зависит экономический рост, возникают как результат накопления человеческого капитала. Актуализация вопросов воспроизводства человеческого капитала, обусловленная инновационным типом развития экономики, требует переосмысления роли государства в обеспечении данного процесса. По мнению ряда авторов, недооценка роли человеческого капитала - сегодня главное препятствие для экономического обновления страны. Необходима политика, направленная на преодоление вышеназванных негативных тенденций и создание условий для успешного развития человеческого капитала.

Перспективы мировой экономики определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где ключевое значение будут иметь инновации и высокие технологии. Именно прогресс в науке и технологиях выявляет различия между богатыми и бедными странами, служит индикатором эффективности функционирования социально-экономических систем. Таким образом, на передний план выдвигается способ производства и передачи знаний и, собственно, сам человек - его интеллектуальный потенциал.

То, что инновации являются основным источником долгосрочного экономического роста, основой конкурентоспособности на мировых рынках и источником решения многих социальных проблем, хорошо известно экономистам на протяжении многих десятилетий. А. Смит, К. Маркс и другие экономисты XVIII-XIX вв. не могли не отметить изменения, вызываемые теми или иными техническими новшествами, особенно в эпоху промышленной революции. С увеличением роли научно-технического прогресса в экономическом росте изменилось отношение западных экономистов-классиков и к проблемам воспроизводства рабочей силы и ее места в экономическом развитии.

Однако, хотя ведущая роль инноваций в экономическом развитии была известна давно, отличие современного подхода к инновациям и инновационным процессам заключается в том, что инновации в экономике знаний базируются не столько на новых комбинациях ресурсов и изобретениях, как это было в индустриальной экономике, сколько на потоках знаний и информации, прежде всего, полученных в результате целенаправленного развития науки и технологий.

Замещение труда знаниями, на наш взгляд, означает переход от чисто технических навыков к интеллектуальным - есть признак «нового социального устройства». Этот признак сторонники постиндустриальной теории выделяют в качестве основного, предопределяющего и обусловливающего все последующие. Глубина радикальных перемен, связанных с замещением труда знаниями, состоит в том, что в условиях, когда знания вовлекаются в практическую переработку ресурсов, именно знания, а не труд начинают выступать в качестве источника стоимости. Трудовая теория стоимости заменяется теорией «стоимости, создаваемой знаниями». Как подчеркивает основоположник этой теории Т. Сакайя, «...мы вступаем в новый этап цивилизации, на котором движущей силой являются ценности, создаваемые знаниями» [1]. Как следствие экономика превращается в систему, функционирующую на основе обмена знаниями и их взаимной оценки.

С замещением труда знаниями в деятельности предприятий, организаций на первый план выходит задача аккумулирования человеческого капитала, выявления, накопления и распространения информации и опыта, создания предпосылок для распространения и передачи знаний.

Концепция «экономики знаний» смещает акценты с собственно производства на инновации, то есть устойчивый экономический рост обеспечивается не наращиванием выпуска постепенно модернизируемых товаров и услуг, а непрерывным изменением структуры выпуска под влиянием спонтанных и организуемых изменений спроса, а также ростом удельного веса инвестиций в человеческий капитал. Конкурентоспособность высокотехнологичных отраслей все больше определяется особыми знаниями, навыками и уровнем инноваций, которые воплощаются в квалифицированной рабочей силе и организационных механизмах.

Таким образом, совершенно очевидно, что технологический процесс, включая широкое распространение и проникновение во все сферы жизни информационных технологий, глобальная конкуренция, стремительное развитие наукоемких отраслей все больше определяют современное «лицо» экономики, вызывают изменения в структуре квалифицированного труда, институциональных взаимодействиях, формах и методах управления производством и развитием.

Человеческий капитал является функциональной составляющей инновационного производства и главным источником социально-экономического развития в инновационной экономике и обусловливающий необходимые темпы экономического роста. В России экономический рост, по преимуществу, обеспечивают дешевое сырье и рабочая сила. Если по реальному объему ВВП в 2012 году Россия находилась на 10-м месте в мире, то по инновационной политике на 56-м, по использованию новых технологий на 63-м, а по индексу конкурентоспособного роста на 66-м. Для России это очень низкие показатели. Причина этого в том, что если в развитых странах инновационная составляющая органически встроена в процесс расширения воспроизводства, то у нас она еще в стадии становления и человеческий капитал для инновационной экономики России как фактор экономического роста пока не достаточно развит.

По большинству показателей, характеризующих уровень развития научно - технического потенциала, Россия уступает не только развитым странам, но и наиболее динамично развивающимся экономикам - Индии, Китая. При этом если по показателям наукоемкости Россия относительно сопоставима с инновационными и наиболее динамично развивающимися экономиками, то по показателям наукоотдачи значительно отстает от этих стран. Так, по числу инженеров и ученых Россия уступает лишь США, в то же время следует отметить недостаточное финансирование НИОКР, низкую производительность труда и, как следствие, незначительный объем выпускаемой высокотехнологичной продукции. Согласно официальным данным, в среднем инновациями занимаются 10% промышленных предприятий. Сопоставимые показатели для развитых стран 25-30%. Доля России в мировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией составляет всего лишь 0,5-0,9%, в то время как доля США - 40%, Японии - 35%, Германии - 25%, Китая - 9% [2].

Россия к началу реформ 90-х годов прошлого века располагала достаточно развитым и многосторонним человеческим капиталом, сосредоточенным в науке и проектно-конструкторском секторе отраслей народного хозяйства, позволяющим реализовать самые сложные инновационные проекты. К середине 1980-х годов сектор науки в народном хозяйстве в количественном отношении имел характеристики, сопоставимые с наиболее развитыми странами мира. Объемы ежегодного финансирования науки составляли более 3% от ВВП. Все это позволяло осуществлять многие разработки мирового уровня и поддерживать достаточный инновационный потенциал в таких областях, как космос, авиация, энергетика, оборонная индустрия и др.

Необходимо отметить диспропорции в распределении затрат на исследования и разработки по источникам финансирования. В российской экономике роль частного сектора в финансировании технологических инноваций составляет всего 30%, тогда как в развитых странах и странах Юго-Восточной Азии этот показатель примерно в два раза выше. Разработка более 50% инноваций в России происходит за счет правительственных учреждений, которые не занимаются их практическим внедрением и освоением. Поэтому лишь от 1 до 5 % (по разным оценкам)

отечественных НИОКР используются в промышленном производстве.

Усиление воздействия человеческого капитала на инновационное развитие страны возможно лишь в рамках определенной структуры отношений - национальной инновационной системы. Она предполагает отказ от упрощенной модели связей между интеллектуальным потенциалом общества и от его реализаций в социально-экономическом развитии. В настоящее время в экономической науке зачастуем рассматривается в основном линейная зависимость наука - образование - производство - потребление. Но национальная инновационная система не может поддерживать такую упрощенную модель связей между интеллектуальным потенциалом общества и его реализацией в современном экономическом развитии, она предполагает комплекс прямых и обратных связей внутри саморазвивающейся системы.

Национальная инновационная система, как правило, предполагает самое непосредственное взаимодействие общественных и государственных институтов, образовательных учреждений и бизнес-сообщества в проведении общей долгосрочной стратегии развития. Решающая роль в формировании такой стратегии и обеспечении необходимых институциональных условий для ее проведения принадлежит государству. Оно должно стимулировать формирование техно-экономических кластеров, технополюсов, венчурных фондов, усиление технической, информационной и финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере высоких технологий, создание консорциума корпораций и исследовательских центров для разработки долгосрочных исследовательских программ и т.д. Создание саморазвивающейся инновационной системы выдвигает на первый план роль человеческого капитала в современном социально- экономическом развитии страны.

Представляется, что для России с учетом объективных тенденций ее экономики необходима модель развития национальной инновационной системы, основанная на использовании собственного научно-технического потенциала с привлечением иностранных инвестиций и технологий. Формирование и развитие эффективного инновационного сектора должно осуществляться с привлечением передовых достижений науки техники, включающих как отечественные изобретения (в случае их конкурентоспособности с другими странами), так и иностранное ноу-хау (превосходящие по уровню эффективности применения отечественные научно-технические возможности).

Инновационная активность предприятий также непосредственно зависит от человеческого капитала, которым они располагают, и от организационных связей, позволяющих его эффективно использовать и наращивать. Инновации концентрируются там, где высока плотность специализированных ресурсов для инновационного развития - высококвалифицированных ученых, инженеров, техников, близость университетов и других исследовательских институтов, а также, что еще важнее, других инновационных фирм, что обеспечивает преимущества кластера.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что инновационный тип развития экономики обусловил существенные особенности формирования человеческого капитала. Одной из них является объективная необходимость неразрывной связи образования с производственной деятельностью. Сегодня важно не только накопить новые знания и навыки в процессе трудовой деятельности, но и уметь их творчески применить, то есть по существу, вырабатывать новые ноу-хау.

Второй важной особенностью формирования человеческого капитала, которая, естественно, связана с вышеназванной особенностью, является требование непрерывного образования и активизация творческих возможностей не просто отдельных работников, но и целых коллективов, составляющих персонал фирм и предприятий. Речь в данном случае идет не о простом суммировании человеческих капиталов сотрудников предприятий, а о синергетическом их эффекте - творческом взаимодействии персонала в инновационном процессе, лежащем в основе экономики знаний.

Регулирование процесса воспроизводства человеческого капитала становится новой экономической функцией государства, востребованной условиями и характером инновационного воспроизводства. Новая функция требует для своего осуществления новых инструментов государственной экономической политики. Представляется необходимым новый подход государственной поддержки инноваций, учитывающий особый статус человеческого капитала в инновационном бизнесе. Одним из таких инструментов являются инвестиционные составляющие государственного бюджета. Вместе с тем, государственные инвестиции не должны быть единственным источником ресурсов для развития человеческого капитала. Свою лепту в этот процесс должны вносить крупные корпорации, малый бизнес, домохозяйства и другие участники коммерческого сектора общественно-хозяйственной жизни.

В настоящее время Президент и Правительство РФ предпринимают определенные шаги в целях перевода страны в русло инновационной экономики. Первостепенное внимание уделяется развитию информационных технологий (ИТ), нано- и биотехнологий, а также технологиям переработки. Планируется, что благодаря таким мерам Россия к 2020 г. войдет в число лидеров информационных технологий и внутренний рынок ИТ достигнет 60 млрд долл. Мировой же рынок оценивается в 1015 млрд долл., что превышает показатели нефтяного сектора мировой экономики [2].

Особую актуальность развитие инновационной деятельности принимает в свете вступления России в ВТО. Членство в ВТО предполагает возникновение ряда структурных, политических и иных качественных изменений. На внутренний рынок страны отрывается доступ для производителей товаров (работ, услуг) из разных стран. При этом национальные правительства зачастую не в силах ограничить конкуренцию в пользу национальных производителей. Единственное средство для сохранения внутреннего рынка для своих товаров (работ, услуг) - это повышение их качества. Поэтому нужна качественная перестройка производства на основе инноваций, причем не только технологических, но и организационных, финансовых, кадровых.

Движущей силой инновационной деятельности, безусловно, является конкуренция, которая заставляет предприятия выбирать более совершенные способы развития, гарантирующие им выгодную позицию на рынке, ее удержание и расширение. На современном этапе развития проблема конкурентоспособности товаров, услуг, отраслей и в целом экономики России выходит на первый план. Многие отечественные продукты, разработанные и созданные в обрабатывающих и перерабатывающих отраслях промышленности, не в состоянии конкурировать не только на внешних, мировых, но и на внутренних, российских рынках. Не случайно Президент Путин в своих выступлениях постоянно делает упор, что в достижении конкурентоспособности и заключается так называемая национальная идея.

Конкурентоспособность напрямую зависит от уровня используемых технологий и масштабов их обновления. Спад инновационной активности в стране, произошедший в 1990-е годы, привел к тому, что в настоящее время внедрением инноваций занимается лишь около 16% отечественных предприятий, тогда как в Германии, США, Франции и Японии - от 90 до 110% [3]. Вполне очевидно, что восстановление инновационных процессов в России будет происходить по мере дальнейшего подъема экономики. Однако сегодня задача заключается не в том, чтобы дать возможность инновациям следовать за экономическим ростом, а в том, чтобы с помощью активной промышленной политики превращать инновации в один из основных факторов роста российской экономики, обеспечить ее перевод на инновационный путь развития и освоение достижений современного технологического процесса.

Решение проблемы лежит в области целенаправленного комплексного развития образовательно-научно-технического сектора и инновационной структуры. Такой подход позволит в целом обеспечить прирост валового продукта не за счет усиления эксплуатации природных ресурсов, а благодаря развитию человеческого капитала.

Становится все более очевидным, что экономическая политика должна быть национально обусловленной, интернационально ориентированной, социально скоординированной. Важнейшими ее направлениями должны стать стимулирование развития высокотехнологичных производств, венчурного бизнеса, обеспечение оптимального уровня защиты отечественных предприятий, прежде всего, производящих продукцию высокой степени переработки, расширение финансирования фундаментальной науки, образования.

В своем докладе «О стратегическом развитии России до 2020 года» Президент Путин подчеркнул, что «единственной реальной альтернативой является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ - на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом».

Национальные приоритетные проекты, которые стартовали в стране, также являются примером попытки определить программно-целевой подход в планировании социально-экономической политики нашим правительством. Достойное жилье, качественное образование, доступное медицинское обслуживание и развитое сельское хозяйство - эти сферы определило государство как первоочередные для того, чтобы жизнь россиян улучшилась. Правительство обозначило высокую значимость образования и здравоохранения для формирования и развития человеческого капитала. Научные знания становятся ключевым фактором развития материального и нематериального производства. Образование способствует формированию нового инновационного типа мышления не только у руководства предприятий и организаций, но и у всего населения страны. Наука в ближайшее время должна стать одним из государственных приоритетов. Надо оказывать содействие талантливым молодым людям, ведущим активную исследовательскую деятельность, помогать им успешно интегрироваться в научную и инновационную среду.

Чтобы Россия могла сделать свою экономику конкурентоспособной, предстоят изменение государственного, корпоративного и массового сознания. Все субъекты российского социума от правительства до народа обязаны понять, что развитие страны должно базироваться на инновационной экономике, а не на эксплуатации природных ресурсов. Крупнейшие российские компании должны быть ключевыми игроками в новой экономике. Государство, в свою очередь, должно обеспечить:

  • усиление роли правительства в развитии экономики знаний;

  • стимулирующее налогообложение и создание льготных условий для высокотехнологического бизнеса;

  • систему стимулов для инвестиций в экономику знаний;

  • поддержку экспорта наукоемкой продукции и услуг (гарантии, страхование пр.);

  • усиление кооперации между фирмами, научно-исследовательскими организациями и университетами;

  • защиту малого бизнеса от криминалитета и чиновничьего произвола, создать благоприятную природную среду для защиты авторских прав;

- распространение новых знаний.

Таким образом, человеческий капитал в инновационной экономике - это способность предлагать нестандартные решения, источник обновления, процветания и прогресса. Одно из его главных предназначений - создание и распространение инноваций (продукта, системы или структуры управления), тогда человеческий капитал, собственно, образуется и проявляет себя в ситуациях, когда большая часть времени и способностей работников уходит на достижение новизны, которые ведут к конкурентным преимуществам предприятия и страны в целом.

Недооценка роли человеческого капитала остается одним из важнейших недостатков управления российской экономикой. Вместе с тем, Россия обладает человеческим капиталом, достаточным для того, чтобы восстановить высокий уровень научной и инновационной работы, сформировать инновационно восприимчивое производство и экономику.

В ближайшей перспективе переход к инновационно-активному обществу должен рассматриваться как необходимое условие для экономического роста страны и конкурентоспособности экономики, как инструмент преодоления трудностей социальной, политической и духовной жизни, как инструмент укрепления федеративного государства и выравнивания уровня жизни в регионах страны.

Главными целями и задачами государственной политики, политики социального государства, должно стать обеспечение достойного уровня жизни своих граждан, соответствующего стандартам современного развитого общества и общественно необходимый уровень занятости населения в народном хозяйстве. А уровень жизни во многом зависит от общего объема ВВП и его значений, которые могут расти под влиянием роста необходимых затрат на инвестирование в модернизацию производства, которое, так или иначе, зависит от инновационной активности человеческого капитала общества.

Литература:

1. Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знаниями, или история будущего // Новая индустриальная волна на Западе: Антология / Т. Сакайя; Под ред. B.Л. Иноземцева. М: Academia, 1999, С. 348.

2. Воронина JI.A. Инновационный путь развития экономики России / JI.A. Воронина, С.В. Ратнер // Финансы и кредит. - 2006. - № 12. - С. 43.

3. Ивантер В.В. Перспективы и условия инновационно-технологического развития экономики России / В.В. Ивантер, Н.И. Комков // Проблемы прогнозирования. - 2007. - № 3. - С. 13.

Просмотров работы: 1460