ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Белов И.В. 1, Кузьменко И.В. 1
1Ивановский государственный университет Шуйский филиал Шуя, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из важных проблем России является социальное сиротство. С ростом рождаемости возникают другие проблемы. Из-за растущего алкоголизма отцов, распада семей и бедности многие матери ещё в роддоме отказываются от своих детей, кроме того, родителей-алкоголиков и преступников лишают родительских прав. Возникло так называемое социальное сиротство: сироты при живых родителях.

Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. За этим сухим официальным определение стоит большая трагедия – при живых родителях, ребенок становится сиротой, и вместо собственного уютного дома имеет койку в детском учреждении [3;16].

По мнению Н.В. Федюкиной социальные сироты – это дети, чьи родители умерли либо оставили их без попечения вследствие лишения родительских прав, признания недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Социальными сиротами являются также дети, чьи родители юридически не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о них [5; 118].

Исходя из данных понятий можно сделать вывод, что социальное сиротство – это социальное явление, а социальные сироты – это дети до 18 лет, лишившиеся заботы родителей по каким-либо причинам.

Социальными сиротами могут стать дети, у которых родители:

  • умерли;

  • лишены родительских прав;

  • ограничены в родительских правах;

  • признаны безвестно отсутствующими;

  • недееспособны (ограниченно дееспособны);

  • отбывают наказание в исправительных колониях;

  • обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

  • уклоняются от воспитания детей;

  • отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребёнок помещён временно [4; 273].

Своевременная и компетентная социально-педагогическая поддержка детей и их семей, попавших в трудные жизненные ситуации, оздоровление атмосферы в семьях (а не лишение детей семьи) могут и должны стать основным звеном в стратегии преодоления и превентивной профилактике социального сиротства [3; 209 – 210].

В современных условиях причинами социального сиротства являются:

  • рост числа внебрачных детей (19,8% от числа новорождённых);

  • рост разводов и семей, где ребёнка воспитывает один родитель;

  • увеличение числа родителей, лишённых родительских прав;

  • преемственность поколений родителей, лишённых родительских прав;

  • уклонение от воспитания детей молодыми и несовершеннолетними матерями (по причине тяжёлой болезни ребёнка 60%, тяжёлых материальных и бытовых условий – около 20%);

  • слабость нравственных условий;

  • материальные и жилищные трудности родителей, безработица;

  • нахождение родителей в заключении;

  • деградация личности взрослого человека (злостное уклонение от воспитания ребёнка, наркомания, алкоголизм);

  • сокращение числа детей, которых берут под опеку (недостаточная материальная поддержка государством);

  • увеличение числа родителей, не способных воспитывать ребёнка по состоянию здоровья (по физическим показаниям, а также умственно отсталых) [4; 29].

Детьми-сиротами считаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Подтверждением является свидетельство о смерти обоих родителей или единственного родителя. Детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявленных умершими [3; 12].

Чтобы отнести ребенка к категории оставшихся без попечения родителей, необходимо решение суда о лишении родительских прав (об ограничении в родительских правах), признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или умершими. Документы, подтверждающие социально-правовой статус детей, должны быть получены до достижения детьми возраста 18 лет. Добровольно написанные и нотариально заверенные отказы родителей от детей юридической силы не имеют и не обеспечивают государственную поддержку таким детям.

Дети, родители которых являются инвалидами, также не относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и соответственно не имеют права на полное государственное обеспечение и предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке. Только в случае, когда в судебном порядке будет установлен факт отсутствия родительского попечения над ребенком по состоянию здоровья единственного или обоих родителей, и будет получено соответствующее решение суда, подтверждающее данный факт, такой ребенок будет относиться к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и будет пользоваться государственной поддержкой [5; 67].

Полное государственное обеспечение предоставляют детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые проходят очную форму обучения в государственных образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования, включая бесплатное питание, бесплатный комплект одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатное проживание в общежитии, медицинское обслуживание или возмещение полной стоимости по окончании обучения в указанных образовательных учреждения [4; 31].

Изменения в вышеуказанный закон были внесены федеральным законом от 17 декабря 2009 года и действуют с 1 января 2010 года. Первая новация заключается в том, что дети, не достигшие возраста 18 лет и относящиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступившие в 2010 году на очное обучение в государственные образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, зачисляются на полное государственное обеспечение. Им предоставляются дополнительные гарантии по социальной поддержке с 1 сентября 2010 года и до окончания обучения. Второй новацией данного закона является то, что отменено возрастное ограничение для снятия с полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Третья новация федерального закона от 17 декабря 2009 года заключается в следующем [1].

Проходящие очное обучение в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя (по причине смерти родителей), зачисляются на полное государственное обеспечение и предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях. В случае достижения этими студентами возраста 23 лет, еще не окончивших обучение в указанных образовательных учреждениях профессионального образования, им также с 1 января 2010 года должно быть предоставлено право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, и это право сохранено до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях [2].

Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников [4; 133].

Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных расходов опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществление денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в общеобразовательное учреждение в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Дополнительные гарантии права на образование.

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение.

2. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе получать бесплатно второе начальное профессиональное образование.

3. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных и муниципальных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

4. Обучающиеся, воспитанники всех типов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске из этих образовательных учреждений обеспечиваются соответствующим образовательным учреждением сезонной одеждой и обувью по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее двух минимальных размеров оплаты труда.

5. Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения, выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной дли обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

6. Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям из соответствующих бюджетов.

7. Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в учебные заведения в каникулярное время, выходные и праздничные Дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в Данном образовательном учреждении.

8. Выпускники образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования при трудоустройстве на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Правительством Российской федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее пяти минимальных размеров оплаты труда. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.

9. При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.

10. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в образовательных учреждениях всех типов и видов, администрацией данных учреждений обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы.

Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание.

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном или муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета.

2. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы), лагеря труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение.

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеющие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, независимо от формы собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

2. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (места закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

3. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выпускникам образовательных учреждений, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, предоставляется жилая площадь не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

4. Требование законодательства о необходимости предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равные с собственником или нанимателем права.

5. В случае смерти родителей или принудительного размена жилой площади родителей, лишенных родительских прав, органы опеки и попечительства, руководителей учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители обязаны в течение месяца приватизировать жилую площадь, оформить договор передачи жилого помещения (или часть его) в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Приватизация осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

6. Для обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться специальные жилищные фонды за счет средств соответствующих бюджетов и других не запрещенных законом источников.

7. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется право собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, а также на земельные доли, права на которые были получены родителями в ходе приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса.

Дополнительные гарантии права на труд.

1. Органы государственной службы занятости населения (далее -органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств Государственного Фонда занятости населения Российской Федерации.

2. Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим специальные рабочие места гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с Законодательством Российской Федерации.

3. Должностные лица, виновные в нарушении условий трудовых договоров (контрактов), регулирующих их отношения с гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленном Законодательством Российской Федерации.

4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают профессиональную подготовку и профессиональную деятельность выпускников учреждений социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В учреждении социального обслуживания могут быть созданы специализированные рабочие места.

5. Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.

6. Работникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организации.

Список литературы

.

  1. Закон РФ «Об образовании» Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

  3. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 528 с.

  4. Олиференко Л.Я. Социально педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений // Л.Я. Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 365 с

  5. Семенова Г. В. Дети-сироты в России. – М., 2002. -370с

Просмотров работы: 10660