НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА НОВАЯ КЯРГА АТЮРЬЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА НОВАЯ КЯРГА АТЮРЬЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность проблемы исследования определяется тем, что на всех этапах истории человеческого сообщества, «зеркалом» национально характера, нравственных устоев в значительной мере является одежда отдельного человека, социальной группы народа. Изучение истории костюма актуализируется возрастающим интересом нации и общества к истории Мордовии. Это выражается в частности, в таких фактах, как восстановление утраченных промыслов и ремёсел, повсеместная организация выставок народного творчества, появление фильмов на сюжеты мордовской истории, выход в свет многочисленных публикаций, возникновение взрослых и детских фольклорных коллективов, появление школ с углубленным изучением истории и этикета мордвы, национальные фестивали « Шумбрат, финно-угрия», «Шумбрат, Мордовия», конкурсы костюмов и празднование 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства.

Именно поэтому в работе ставится следующая цель: определение значимости национального костюма, как исторического понимания характерных черт мордовской цивилизации и выявление их соотношения и характера взаимного влияния, обобщение исторического опыта изложения и роли костюма с изменением социально- экономической и политической ситуации, взаимного влияния морально- нравственных и трудовых устоев и национального костюма населения Мордовии на примере национальной одежды жителей села Новая Кярьга Атюрьевского района Республики Мордовия.

Цель обуславливает следующие задачи исследования:

- проанализировать весь комплекс источников и литературы, по проблеме исследования, имеющийся на момент написания, определив общие направления, которые формировались в процессе изучения костюма как социально- культурного феномена цивилизации;

- сохранение национальных традиций малой Родины.

Материалом исследования послужили краеведческие данные, полученные от жителей села Новая Кярьга Атюрьевского района РМ, а также источники литературы.

Объектом исследования является феномен костюма в мордовской культуре, связанный с сущностью и выражением основных мордовских цивилизационных особенностей.

Предмет исследования представляет собой развитие костюма мордовского народа в период формирования единого российского государства и его взаимосвязь с основным российским процессом, цивилизационным особенностям.

Теоретическая часть работы обусловлена её целью и характером исследуемого материала, поскольку рассмотрение национальной одежды жителей конкретного населённого пункта в новом аспекте позволяет не только подробно изучить особенности национального костюма, но и даёт возможность более подробно и глубже познакомиться с развитием культуры своего народа.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования её результатов на занятиях по культуралогии, истории, русскому языку и культуре речи, литературе и иностранному языку при реализации национально- регионального компонента в учебной деятельности, а также при подготовке внеклассных мероприятий, направленных на патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В данной исследовательской работе я представили полный краеведческий материал об особенностях национальной одежды жителей села Новая Кярьга Атюрьевского района Республики Мордовия, изучила феномен костюма в мордовской культуре, связанный с сущностью и выражением основных мордовских цивилизационных особенностей.

Основываясь на анализе данных изученной литературы и информации полученной от старожилов моего села, я сделала следующие выводы:

1. Женский национальный костюм изготовлялся вручную. Основной частью женского костюма являлась рубаха – панар. Отличительной чертой являлся пышный объём.

2. Бело-красно-серый колорит вышитой национальной одежды, интересные головные уборы, многочисленные височные и шейные, шитые бисером и увешанные металлическими бляшками, нагрудные и поясные украшения придавали художественной культуре мордовского народа своеобразные и ярко выраженные черты.

3. К дополнительным деталям женской одежды относятся: пояс (каркс) длиной до трёх метров; головной убор (золотная); нагрудные украшения из бус, монет, колокольчиков.

4. Основными частями мужского костюма являлись рубаха и штаны. Верхней одеждой у мужчин и женщин служили: летом зипун или поддёвка, а зимою - тулуп или полушубок.

5. В настоящее время реконструируется не только сам костюм, но и весь процесс его создания, с применением исторически достоверных инструментов и волокон. Это становится возможным благодаря тому, что элементы костюма не только воссоздаются в натуре, но и используются в условиях приближённых к оригинальным.

6. Развивающийся в реальной жизни интерес к изучению истории костюма стимулирует движение и развитие сложившихся традиций, и становление новых взглядов.

Я осознала, что в основе народных традиций создаваемых произведений декоративно- прикладного искусства мордвы и в том числе жителей моего села, характерной чертой является орнаментизация. Каждое произведение - это тщательное изучение ритмических сочетаний орнаментальных мотивов в композициях с учётом вышивки, равновесия фона и узора, с соблюдением характерных цветосочетаний. Многовековая история каждого народа формирует свои жизненные идеалы, вкладывает своё понятие красоты в создаваемые произведения декоративно- прикладного искусства. При исследовании этой работы я поняла, что неграмотные мордовские крестьянки, не имевшие понятия о моделировании и конструировании одежды, при свете лучины долгими зимними вечерами создавали подлинные шедевры народного искусства. На протяжении столетий оттачивалось народное художественное мастерство. В новых произведениях чаще всего используется техника увеличенного косового стежка и глади, позволяющая более свободно работать с современными тканями различных фигур. Это является важным моментом в условиях современной текстильной индустрии, которая выпускает много интересных тканей со сложными переплетением нитей. В последнее годы художники, модельеры, искусствоведы обратили внимание на возможность использовать в современном костюме народную вышивку. Многие сложные задачи по развитию мордовской народной вышивки успешно решаются на фабрике «Мордовские узоры» в г. Саранск, куда и были переданы жителями села Новая Кярьга все те старинные элементы вышивки одежды.

В проведённом мною исследовании было выявлено, что и в настоящее время в нашем селе почитают и хранят национальную одежду как реликвию. Подводя итоги исследования, отмечаю тот факт, что при опросе местных жителей выяснилось, что традиции и обычаи изготовления передаются сейчас и молодому поколению. Молодое поколение интересуется своими корнями, которые уходят в далёкое прошлое и старается сохранить эту красоту для последующих поколений. Мы видим эти орнаменты не только на костюмах артистов, но и часто на современной одежде молодёжи.

В ознаменование 1000- летия единения мордовского народа с народами Российского государства хочется отметить, что мы должны хорошо знать не только историю Российского государства, ни и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя как личность, любящую свою Родину, вой народ и все, что связано с мордовской культурой.

Просмотров работы: 1302