ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ И КУЛЬТУРЫ МОРДОВСКОГО НАРОДА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ И КУЛЬТУРЫ МОРДОВСКОГО НАРОДА

Кандыбальская Л.В., Яковлева О.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Еще в школе нам предлагали изучать язык коренного народа – мордвы. Мы часто ходили в музей национальной культуры, чтобы познакомиться с предметами быта мордвы, народными ремеслами, старинными костюмами эрзян и мокшан. Ходили мы и в музей имени С. Эрьзи, видели работы всемирно известного скульптора и работы других художников, родившихся на этой земле.

Я обратила внимание на то, что мои одноклассники, друзья и знакомые с сомнением относятся к подобным мероприятиям. Они считают, что в современном мире, где все говорят по-русски и по-английски, носят модную одежду и работают на компьютерах, нужность старых обычаев и ремесел, языка и культуры давно отпала, и занимаются ею лишь старомодные чудаки. Иногда слышишь мнение взрослых о том, что все это не нужно для нас, т.е. их детей.

Я решила обратиться к публикациям в литературе и прессе, проведя собственное исследование на эту тему и узнать мнение студентов, преподавателей и родителей. Считаю эту тему интересной и нужной для сегодняшнего дня.

Цель моего исследования,попытаться понять, необходимо ли современному молодому человеку возвращаться к прошлому и ознакомиться с историей, культурой, традициями своего народа, рядом с которым ты живешь.

Объектом исследованияявляются народы и их культура в Республике Мордовия

Информационную базу исследования составили данные мифологии мордвы, историко-культурные очерки, статистические данные о населении Республики Мордовия, Государственного Комитета по статистике Российской Федерации, Госкомстата Республики Мордовия.

Научная новизна исследованиязаключается в анализе уровня взаимосвязи народов и их культур Республики Мордовия; исследование мероприятий, направленных на интерес молодёжи к культурному наследию предков; в использовании современных средств анкетирования: социологических опросов, ресурсов Интернет; в наглядном представлении результатов исследования в виде таблиц и графических изображений.

Практическая значимость исследования сводится к тому, что здесь содержатся практические рекомендации и советы современным молодым людям по сохранению их культуры и традиций

Если обратиться к истории, мордва – очень древний народ. Ученые до сих пор спорят по вопросам его происхождения. Большинство считают, что древние финны – угры появились в 4-3 тысячелетии до н.э., некоторые называют 5 тысячелетние до н.э. Жили финно - угры на огромной территории, на границе Европы и Азии, в районах Волги, Камы и Приуралья, в основном в лесах.

Мордва изначально представляла не одно племя, а группу племен, которые совместно с древними марийцами и с другими поволжскими племенами составляли волжско - финскую общность. Занимались племена земледелием, скотоводством, охотой. Жили в городищах, укрепленных крепостными стенами, и в селищах. Путешественники первых столетий начала нашей эры сообщали о мордве как суровых, даже свирепых людях, искусно владеющих луками и отражающих набеги любых захватчиков. В том числе, появившихся несколько столетий спустя, набеги владимирских, муромских и рязанских князей - феодалов. Ведь жили мордва издревле рядом с русскими. А время было такое, что каждый хотел завоевать соседа, с 1226 года по 1232 год эти набеги были особенно частыми. Но мордва сопротивлялась и феодалам в руки не давалась. Один из народных героев этой освободительной войны - князь (инязор) Пургас. Он создал и первое государство на территории проживания древней мордвы - «Пургасову волость». Когда пришли монголо - татары (а к мордовским землям они подошли осенью 1236 года, чтобы идти дальше на Русь), то покорить легко и быстро мордовский народ не удалось. Батый считал разрозненные племена мелким противником, но они оказали ожесточенное сопротивление. Два раза они поднимали серьезные восстания, причем в 1239 году совместно с русскими, забыв старые обиды на русских князей.

В 1242 году орда покорила мордовский народ, но борьба за свободу не прекращалась. В одиночку это было невозможно, и в ходе борьбы сложился военно - политический союз мордвы и русских. Через несколько столетий (по одним данным 15 век, другие называют 1551 – 1552 гг.), мордовский народ вошел в состав РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА.

Все последующие века русский и мордовский народ развивались вместе, но каждый при этом своим путем. Меньший по численности мордовский народ не растворился в своем более многочисленном «брате», а сохранил свою самобытность и культуру.

Уникальность нашего народа не только в субэтничности, но и в особенностях его расселения на огромной территории Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья. На территории компактного проживания мокши и эрзи было создано национально-государственное образование - теперь Республика Мордовия. Она является общим домом для всего ее почти девятисоттысячного населения. У нас созданы все условия для работы, воспитания детей, получения образования, развития культуры. Это могут сказать все – и русские, и мордва, и татары и украинцы, которые здесь живут. Во всяком случае все законы, касающиеся государственных языков, культуры, народных художественных промыслов, направлены на то, чтобы народы, населяющие республику, чувствовали себя комфортно. А это работает на согласие в обществе и созидательную деятельность вех граждан.

Основная масса мордвы проживает в Приволжском Федеральном округе: в Самарской области эрзи и мокши насчитывается 86 тыс. человек, в Пензенской – 7,7 тыс. человек, Оренбургской- 52,5 тыс. человек, почти столько же мордвы в Ульяновской (50,2 тыс. человек). Соответственно 26,25 и 23,7 тыс. человек мордвы зафиксировано в республике Башкортостан, Нижегородской области и Республики Татарстан. Численность мокши и эрзи в пределах Республики Мордовия по данным переписи составила 284 тыс. человек. В общей численности населения республики на долю мордвы приходится почти 32% .

Традиции и культура народа – это коллективная память. Память народа. В древние времена жизнь была сурова и во многом безрадостна. Люди сами, без техники валили и корчевали лес, возделывали поля, строили дома. Охотники подолгу жили в лесу. Чтобы лен и шкуры животных превратились в одежду, нужно было много труда. При этом были неурожаи и люди умирали от голода. Умирали они и от непонятных им болезней. Пожары уносили жизни и дома. Внезапно нападали враги. В этих условиях важно было сплотиться, вместе выработать способы выживания и передать их молодым. Как строить прочные и теплые дома? Как лечить от болезней? Как удачливее охотиться? Как лучше выращивать хлеб? Положительный опыт накапливали и учили этому детей. Учили совместной работе, дисциплине, бережливости. Придумывались традиции и обряды, чтобы сохранить вечные ценности человека: добро, отзывчивость, порядочность, честность. А чтобы жизнь не была безрадостной, люди устраивали праздники. Женщины долгими зимними вечерами шили и вышивали праздничную одежду. Мужчины украшали резьбой мебель, посуду, ворота и окна домов.

Люди не понимали причин неурожаев, бед и болезней и считали, что их посылают темные силы. Поэтому их старались задобрить и окружить себя добрыми силами. Придумывались добрые и злые божества, от каждого из которых зависело благополучие. Соблюдались ритуалы, обереги люди носили на теле и хранили в домах. На одежду пришивали бубенчики, отпугивающие злых духов.

Когда люди следовали обычаям и выполняли обряды, когда они вместе исполняли народные песни и танцы, они сплачивались как нация, настраивались на общее дело. Они развивались и становились сильнее. То, чему многие века учили их предки, давало внутреннюю силу и веру в то, что свой народ нужно защищать и беречь. А это всегда уважается всеми народами и во все века.

Конечно, проходили столетия и жизнь менялась. А в 20 веке она менялась особенно стремительно. Все смешивается: культуры, языки, традиции.

«Культура – живой организм, она должна развиваться и только тогда будет интересна современникам и потомкам». (Из интервью П.Н. Тултаева журналу «Финно – угория», №5, 2008 г.)

Республика традиционно поддерживает фольклорные коллективы диаспоры, которые нередкие гости у нас. В 2003 году была организована международная этнокультурная экспедиция «Волга - река мира» с участием представителей мордовской диаспоры 13 субъектов Российской Федерации.

В 2004 году это Волжская этнокультурная экспедиция была посвящена молодежи «Молодежь – наше будущее». Участниками экспедиций были победители и участники республиканских и международных фестивалей, олимпиад, конкурсов, члены республиканской молодежной организации «Созидание».

В рамках последней этнокультурной экспедиции были проведены фестиваль – презентация творчества молодых: «Мир искусства и материнский язык», «Круглый стол», «Национальная политика и молодежная среда: поиск оптимальных решений».

В целях развития культуры и 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства было проведено мероприятие Дни Республики Мордовия в Московской области и Санкт–Петербурге. Активное участие в торжествах приняли и мордовские артисты. После посещения мордовской экспозиции Этнографического музея темниковцы и торбеевцы, эстрадная группа «Арсема» дали концерт в Мраморном зале музея. А самым долгожданным событием стало прохождение по Невскому проспекту в составе праздничного шествия, а также участие в концерте на Невском проспекте. Наших артистов питерцы встречали восторженно. Гуляя по праздничному городу в ярких национальных костюмах, члены мордовской делегации привлекали внимание прохожих. Совершенно случайно на площади искусств артисты встретили Владимира Владимировича Путина, который тепло поприветствовал нашу делегацию.

Министерством по национальной политике Республики Мордовия совместно с Научно-исследовательским институтом гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия завершена разработка Программы по развитию государственных языков Республике Мордовия. Дети, у которых родители разных национальностей, не знают, кто они. Кто-то уж очень «современный», начинает стесняться своего родного языка. Кто-то считает, что простое, народное - это то, что уже отмирает и не нужно. Нет нужды терять на это время, лучше посвятить себя изучению современных и престижных языков и наук, которые помогут человеку сделать карьеру в жизни и быть более успешным. Так ли это? Верен ли этот путь? История, которую порой мы быстро забываем, говорит о том, что люди, потерявшие связь со своими корнями, не могут стать успешными. Такая группа людей вымирает или «растворяется» в более многочисленных и сильных. Не сберегли «свое» значит, не сберегли «себя».

Современные люди забывают, что стать успешным – это значит уважать весь мир и сотрудничать со всем миром. Но не будет сотрудничать со всем миром человек, который ничего не знает о себе. И не уважает в себе ЭТО! У него не будет достоинства! И ответственности! Он не сможет принимать правильные решения, и его не будут уважать!

Если познакомиться с литературой и прессой последних лет, то можно с радостью отметить, что люди не хотят, чтобы богатое культурное наследие их отцов и дедов бесследно исчезло. Люди среднего поколения и молодежь все чаще обращаются к своему историческому прошлому. Многие стараются воспитывать детей так, чтобы Родина для них начиналась с родной речи, народной песни, сказки, узора. Чтобы помочь именно таким людям, в республике создана региональная программа «Валдоня».

В нашем поселке Торбеево с раннего возраста воспитывается уважение к традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Известный академик Г.Н.Волков отмечал: «Без исторической памяти нет традиций, без национальных традиций нет культуры, без культуры нет гуманности, без гуманности нет воспитания, без воспитания нет личности».

Для методического совершенствования большая работа проводится в нашем колледже. Так первого марта 2011 года был проведен круглый стол «В единстве народов – единство России», где представители органов Государственной власти Республики Мордовия и руководителей учреждений среднего профессионального образования по профилактике экстремизма и подготовке к празднованию тысячелетия единения мордовского народа с народами Российского государства.

На этом мероприятии студентами была представлена «Веселая масленица», где соблюдены традиции и обычаи мордвы.

В Мордовии в последние годы много делается для возрождения народной культуры, для укрепления дружбы между народами, которые живут на ее территории. С 2004 года по указу Главы Республики официально празднуются национально – фольклорные праздники: мордовские «Акша келу», «Раськень озкс», День славянской письменности и культуры, татарский «Сабантуй». Эти праздники национальные, но на них приходит и приезжает столько людей и творческих коллективов, что они сразу становятся интернациональными. Так это и задумывалось.

В июле 2007 года представители всего финно-угорского мира собрались в России, на древней мордовской земле, в Саранске на первый Международный фестиваль национальных культур финно-угорских народов «Шумбрат, Финно-Угрия!». Праздник был очень большой, красочный, зрелищный. Организаторы очень старались, и гостей приехало очень много. Одних только руководителей из трех государств: России, Финляндии и Венгрии! Это был фестиваль фестивалей, продемонстрировавший все богатство национальных культур: фольклорные коллективы и молодежную эстраду, народные художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство, многоязычную литературу и творчество художников и скульпторов, архитектуру и дизайн, традиционный и современный национальный костюм. В дни фестиваля проявилось неодолимое стремление народов узнать друг о друге как можно больше. Знание же позволяет не только сохранять самобытную культуру финно-угорских народов, но осваивать общечеловеческие ценности. Оно позволяет сохранить мир и дружбу между народами. К фестивалю на Мордовской земле финно-угорский мир шёл более ста лет. Первые шаги были сделаны в конце 19-начале 20 века людьми, которые по крупицам собирали и пытались сохранить элементы культуры народов. Фестиваль состоялся на Мордовской земле, в регионе Россия, который развивается на основе сбережения национальных традиций, языка, культуры и освоения общих мировых достижений, в регионе комфортном и толерантном. В дни фестиваля состоялось открытие Мордовского национального театра. И свою жизнь он начал с показа высокой моды национальной одежды. И это тоже современное осмысление вековых традиций. Для проведения фестиваля Мордовию выбрали не случайно. Здесь уже есть многолетний опыт проведения таких мероприятий. С 1996 года ежегодно проводится республиканский фестиваль «Шумбрат, Мордовия». В те годы, когда зародился фестиваль, время было сложное, петь и танцевать не особо хотелось, на костюмы не было средств. Но организаторы и участники проявили стойкость и выдержку. Они восстановили забытые песни и танцы, открывали бабушкины сундуки, чинили и перешивали платья, что - то придумывали. И фестиваль состоялся. В 2007 году он прошел в десятый раз. Но по количеству участников и по уровню их мастерства, по числу зрителей это был уже совсем другой праздник. Фольклорное искусство в республике вышло на новый, высокий уровень.

Чтобы узнать мнение тех людей, которые нас окружают, мы решили провести опрос среди студентов и преподавателей нашего колледжа.

После опроса, обобщив ответы студентов, можно отметить, что большинство современных молодых людей не хотели бы, чтобы культура и традиции их народов бесследно исчезли. Народной культурой и традициями интересуются, их хотят развивать и укреплять. При этом многие с уважением относятся к культуре народов, рядом с которыми живут.

Мы проделали большую работу, нашли много литературы и с радостью убедились в том, что народы, живущие на территории Мордовии многие сотни лет, благополучно живут и развиваются. Каждый чувствует свою самобытность, каждый готов пригласить соседа в гости, исполнить песню, танец в красивом костюме, угостить яствами национальной кухни. Да и просто помочь! Ведь живем – то рядом.

Культура, народные традиции, язык не забыты. Поддерживают их люди старшего и среднего поколения. Не отстает и молодежь. Множество публикаций нашли мы, да ведь это только часть! В городских и сельских школах создаются фольклорные коллективы. Учителя стремятся сделать уроки родного языка и литературы интересными. Открываются народные отделения в художественных школах. Проводятся незабываемые зрелищные фестивали. Ведь в последние годы сохранение народных традиций стало национальной политикой Мордовии. Сейчас зачастую только в селах можно услышать мордовскую или татарскую речь. Почти все говорят на одном языке – русском. И одеваются все одинаково - модно. Будет очень жаль, если не останется различий между людьми разных национальностей. Ведь если на лугу кто-то оборвет ромашки, это место потеряет былую красоту. Так и с народами. Пропадут разные языки, разные песни, разные наряды - и беднее будем все мы. Только не сразу это заметим. А когда заметим, будет уже поздно. Потерянного не вернуть.

Наши народы издревле живут рядом, но сохранились и успешно развиваются. И только один путь есть у них, чтобы они и дальше процветали: мы, молодые, должны жить в дружбе! Мы, молодые, не должны забывать культуру, традиции и язык своего народа! И уважать культурное наследие своего народа- собрата! А у тех, чьи родители разных национальностей, а таких все больше, особая роль: они должны сделать две культуры и два языка родными для себя. И учить этому своих детей.

Разве мы хуже своих предков? Наоборот! Каждое новое поколение обязательно хоть чуточку лучше, чем предыдущее!

Просмотров работы: 7478