ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ Е ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-УСТОЙЧИВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ Е ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-УСТОЙЧИВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальная дезадаптация, как невозможность приспособления человека к меняющимся условиям функционирования социума, обусловлена отсутствием в современном Российском обществе чётких ориентиров на гуманистические ценности, моральных норм цивилизованного социального развития, системы нравственного просвещения населения и воспитания подрастающего поколения.

Нравственная устойчивость – качественная характеристика личности, обусловливающая нравственный выбор в проблемно-конфликтных ситуациях, реализацию его в поступках и нравственном поведении. Состоит из мотивационно-ценностного, когнитивного и поведенческого компонентов.

Наличие нравственной устойчивости позволяет младшему школьнику успешно адаптироваться в современной школьной среде, реализовывая свои потребности, возможности, способности с позиции нравственного выбора поступка и общественно одобряемого поведения.

Целью настоящего исследования является выявление эффективных способов воспитания нравственно-устойчивой личности младшего школьника, способного перестраиваться в зависимости от изменяющихся требований современной школьной жизни, сохраняя при этом свои личностные позиции нравственной ориентации. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что основной причиной нарушений поведения у современных детей является несоответствие между «хочу» и «надо», «можно» и «нельзя» в потребностно-мотивационной сфере личности ребёнка, нередко перерастающее в агрессивность. Поэтому так важно заложить фундамент нравственного поведения именно в младшем школьном возрасте, когда происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Критериями нравственной устойчивости личности младшего школьника являются: направленность, проявляющаяся в нравственной деятельности и поведении; готовность к сознательной актуализации требований нормативной нравственности; степень включённости в различные виды деятельности, результативность участия в ведущей деятельности; характер потребностно-мотивационной структуры, побуждающей к реализации общественно значимых и личностно ценных целей.

Внутренними факторами становления нравственной устойчивости личности младшего школьника являются: уровень притязаний, самооценка, коммуникативная компетентность и толерантность. Внешним фактором успешности формирования нравственно-устойчивой личности младшего школьника выступают интерактивные формы и методы воспитания.

Интерактивные методы воспитания понимаются нами как способы межличностного, группового сотрудничества воспитанников по самоопределению этических норм и правил поведения при компетентностной педагогической поддержке нормотворчества детей тьютером-воспитателем.

В процессе опытно-экспериментальной работы в качестве интерактивных методов воспитания в различной последовательности использовались: коммуникативные игры, групповые «беседы-разговоры» на нравственно окрашенные темы, разыгрывание и решение младшими школьниками «трудных ситуаций», чтение и обсуждение образцов нравственного поведения героев художественных произведений; тренинг нравственных поступков посредством интерактивных компьютерных игр.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

2. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 1969.

3. Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. – Изд-во Казанского ун-та, 1992. 4. Тутолмин А.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. – Глазов, 1993. 5. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.

Просмотров работы: 1714