РАЗВИТИЕ СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗВИТИЕ СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из проблем музыкально образования младших школьников является формирование слушательской компетенции, которая представляет собой культуру «слушания музыки», т.е. эмоционально-рефлексивного отклика (= душевной отзывчивости) на музыкальное искусство, опирающегося на комплекс музыкальных способностей, музыкальных представлений, творческого воображения, вкуса, чувства целого, эмоционально-эстетического опыта, эстетической эмпатии и креативности.

Особенность восприятия музыки заключается в том, чтобы в сочетании звуков различной высоты, длительности, силы, тембра услышать красоту созвучий, их выразительность, целостные художественные образы, вызывающие настроение, чувства, мысли. Под воздействием музыки у человека постепенно возникает особая слуховая и эмоциональная восприимчивость, которая в процессе музыкального развития все более углубляется и дифференцируется.

В младшем школьном возрасте, восприятие отличается непроизвольностью. Оно часто носит импульсивный характер, выражается в спонтанных, сиюминутных моторных реакциях ребёнка на звучащую музыку.

Педагогические условия, способствующие формированию слушательской компетенции у младших школьников, выявленные и экспериментально апробированные в ходе исследования заключаются в создании творчески развивающей атмосферы на уроке музыки, эстетизации «слушание музыки» через стимулирование у слушателей составляющих музыкального восприятия – эстетическую эмпатию и креативную рефлексию.

Проведенная экспериментальная работа доказала эффективность разработанных педагогических условий, влияющих на эффективность формирования слушательской компетенции у младших школьников на уроке музыки. Результаты диагностики на завершающем этапе эксперимента показали, что уровень сформированности слушательской компетенции испытуемых в процессе экспериментального музыкально образования повысился: данные экспериментальной группы на11,7% превышают данные контрольной группы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А. Апраксина. — М.: Просвещение, 1983. — 224 с.

  2. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады / Д.Б. Кабалевский. М.: Педагогика, 1986. - 324 с.

  3. Кадцын, JI.M. Музыкальное искусство и творчество слушателя / JI.M. Кадцын. М.: Высшая школа, 1990. С. 23.

  4. Осеннева М. С., Л. А. Безбородова «Методика музыкального воспитания младших школьников» М.-2001.

  5. Салпыкова И.М. «Творчество младших школьников на уроках музыки: учебно-методическое пособие для учителей начальной школы» Казань 2011

Просмотров работы: 1184