ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ КРИМИНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ КРИМИНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современная городская жизнь привлекательна для жителей преимуществами социально-экономического характера и рядом других благ, а именно: наличие мест работы и возможность её смены, карьерного роста, сосредоточение учреждений науки и культуры, возможность получения высококвалифицированной медицинской помощи и различного рода услуг и многое другое. Вместе с тем, городская среда характеризуется высоким уровнем опасности попадания в экстремальные ситуации, в том числе криминального характера: кражи, изнасилования, разбойные нападения, хулиганство, убийства и другие виды ситуаций, выходящих за рамки закона.

Экстремальная ситуация криминального характера характеризуется неожиданностью возникновения и скоротечностью событий часто с угрозой для жизни. В этот момент человек испытывает высокое эмоциональное напряжение, стресс, характеризующийся возбуждением всех систем организма, влияющего на поведение и работоспособность человека.

Столкнувшись с опасными для жизни обстоятельствами, люди ведут себя по-разному. Одни действуют быстро, правильно, и, соответственно, эффективно. У других проявляется заторможенность, растерянность, и, как следствие, неспособность к разумным действиям. Таким образом, здесь мы говорим о готовности человека к действиям в экстремальных ситуациях криминального характера. Это интегрированное, специфическое и динамическое личностное состояние и качество, отражает взаимосвязь адекватных поведенческих реакций, способность к эффективному самоуправлению физическим и психическим состоянием, обусловливающие осуществление целесообразных действий по предупреждению и преодолению угрожающих здоровью и жизни факторов окружающей среды [1; 2]

Столкнувшись с непредвиденными опасными жизненными обстоятельствами (в лифте, метро, на улице, в окружении чужих людей, среди которых могут оказаться хулиганы, маньяки, воры и т. п.) человек в целях своего спасения должен за минимальное время проявить комплекс знаний, умений и навыков (в частности двигательных) по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Нужно быть очень внимательным, уметь предвидеть опасность, знать, как ее избежать, а если попал в опасные условия, то решительно действовать [3;6].

Преступность – очень острая социальная проблема в современном мире. Человек должен уметь определять опасные зоны там, где осуществляется его жизнедеятельность.

Учитывая сложную, криминогенную обстановку городской среды, каждый человек должен уметь защитить себя в ситуациях, связанных с насилием. Самозащита – это действия человека в пределах необходимой обороны. Право на необходимую самооборону – естественное и неотчуждаемое, безусловное право любого человека. Оно возникает, если имеют место[6;7]:

- общественно опасное посягательство на жизнь, здоровье, личную и половую свободу, честь и достоинство лица, собственность, неприкосновенность жилья, гражданский порядок и т.п.;

- необходимость немедленного прекращения посягательства, для чего нужно нанести ущерб лицу, которое посягает.

Человеку важно знать, что он может:

- использовать любые средства (предусмотренные законом) для самозащиты, например, газовый баллончик, газовый пистолет, автономные сигнальные устройства и другие;

- оказывать физическое сопротивление, используя приемы самообороны,

- оказывать психологическое сопротивление – владения психологическими методами влияния на преступника;

- соблюдать простые правила осторожного поведения в той или иной ситуации.

Но самозащита не должна переходить необходимую и допустимую границу. Соблюдение соразмерности уровня опасности и действия обязательно. Когда непосредственная опасность минует, действие самозащиты должно быть прекращено.

Превышение границ необходимой самообороны – это намеренное причинение лицу, которое посягает, тяжелого вреда – смерти, увечья – явным образом несоразмерных с опасностью посягательства или явным образом несоответствующее защите. Таким образом, самозащита – это не только физическая готовность противостоять преступнику. Прежде всего, это - уверенность в себе и отказ стать жертвой. Но всегда необходимо держать себя в руках и не переступать границу необходимой самозащиты.

Но если жертвой преступника стал не обычный человек, а спортсмен, например легкоатлет-спринтер. Как же он будет вести себя в экстремальной ситуации криминального характера? Из специальной литературы известно, что в процессе физкультурно-спортивной деятельности вырабатывается и накапливается первичный опыт адаптации к условиям современной жизни, а также формируется способность к конструированию адекватной системы отношений и поведения личности в социуме (М. Я. Виленский, С. С. Коровин, Л. И. Лубышева и др.). Если спортсмен правильно оценил ситуацию и увидел преимущество преступника, и если ситуация позволяет убежать, атлет, который тренируется достаточное количество времени непременно это сделает. А если спортсмен оказался в захвате у преступника и не может ничего предпринять? Там, где скорость не поможет, остается либо сдаваться, либо бороться за свою жизнь. Очевидно, что у любого спортсмена в отличие от людей, которые не занимаются физкультурно-спортивной деятельностью, уровень физической и психической подготовки намного выше. В связи с этим, очевидно, что спортсмены чаще людей не тренирующихся благополучно справляются с трудными жизненными ситуациями. Так и в экстремальной ситуации спортсмен будет искать выход, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье [5 и др.].

Многие спортсмены в экстремальных ситуациях, как и в физически трудных жизненных обстоятельствах четко знают, что делать и как не потому, что так учили в школе, а в результате интуиции и проявившегося в нужный момент в результате воздействия факторов опасности двигательного навыка.

Известно, что у каждого человека в генах заложен минимум необходимых для жизненной практики навыков поведения, которые развивается уже в детстве в процессе игр в прятки, в догонялки, борьбы во дворе. В экстремальной ситуации криминального характера он обязательно ими воспользуется. Но знания, умения и навыки, например, простейших приёмов самообороны не помешают. Этому способствует также и современная система школьного образования. Ведь не просто так в школе изучают не один вид спортивной деятельности, а несколько, для того, чтобы переносить и применять навыки из одного вида спорта в другом и в различных жизненных ситуациях, в том числе экстремальных криминогенного характера.

Таким образом, каждому человеку необходимо владеть минимальным набором знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности жизнедеятельности себя и других. В этом существенную значимость могут сыграть не обязательно занятия избранным видом спорта, но и другими видами спортивной деятельности, чтобы быть готовым к любой экстремальной ситуации. Например: занятия легкой атлетикой и одним из видов единоборств. В тоже время, в каждой школе, начиная с третьего класса, должны быть введены уроки по основам самообороны для формирования всесторонней готовности к действиям в экстремальных ситуациях любого характера (криминального в частности). Чем раньше человек начнёт подготовку к существованию в мире опасностей, тем выше вероятность в нём выжить. Не случайно говорят: «Предупрежден - значит вооружен».

Список литературы

  1. Данилова В. В. Формирование готовности подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях в процессе физкультурного образования: автореф. дисс… . Челябинск, 2008. – Оренбург: изд. ОГПУ, 2008. – 23 с.

  2. Денисова В. В. Научно-методологические положения реализации педагогической технологии формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в процессе физкультурного образования / В. В. Денисова // Журнал научных и прикладных исследований. – Уфа: изд-во «Инфинити». - № 1-2 / 2013. – С. 41 – 45

  3. Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность / И. И. Карапец. - М.: Российское право, 1992. – 432 с.

  4. Криминология: учебник / Под ред. Г. А. Аванесова.- 5-е изд., перераб. И доп. - М: Юнити-Дана, 2010. – 575 с.

  5. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта : учеб. пособие / Л. И. Лубышева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 240 с.

  6. Лунеев В. В. Преступность ХХ века: мировые, региональные и российские тенденции / Лунеев В.В.. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - 912 c.

  7. Организованная преступность - угроза культуре и державности России: сб. / сост.: Глущенко П.П., Лукичев Ю.А. - С-Пб.: Бизнес-Пресса, 1998. - 382 c.

Просмотров работы: 9490