РОЛЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РОЛЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Физическая культура и спорт являются мощным средством социального становления личности, а физическое воспитание - важнейшим средством её всестороннего и гармоничного развития.

Преподаватели физического воспитания, своим психолого-педагогическим воздействием на студентов способствуют укреплению их здоровья, повышению уровня физической и спортивной подготовленности, теоретико-практических знаний, умений и навыков, а также формированию профессиональных навыков инструктора и спортивного судьи в избранном виде спорта, решая, тем самым, одну и важнейших задач по массовому внедрению физической культуры и спорта в повседневность широких слоев населения нашей страны.

Роль оздоровительных видов гимнастики в жизни людей неуклонно растёт. Развитию и популяризации гимнастики способствуют условия труда с их высокой психической напряженностью и малой двигательной активностью. Гимнастические упражнения способствуют поддержанию высокого уровня здоровья, физической и умственной работоспособности, эмоциональной устойчивости, волевой активности, что, в итоге, обусловливает высокую производительность труда. Спортивная гимнастика решает оздоровительные и профилактические задачи, воспитывает силу, выносливость, координацию, гибкость, равновесие, развивает память, внимание, целеустремленность, мышление.

Занимаясь гимнастикой важно соблюдать технику безопасности. Для этого необходимо знать:

- способы страховки и самостраховки;

- методику выполнения зачетных комбинаций на спортивных снарядах;

уметь:

- правильно страховать на гимнастических снарядах и пользоваться самостраховкой;

- выполнять зачетные элементы и упражнения на снарядах.

К занятиям гимнастикой допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по соблюдению правил безопасности на занятиях; при проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха; в спортивном зале или у медицинского работника должна быть в наличии аптечка, укомплектованная всем необходимым.

Перед началом занятий необходимо проверить готовность зала: убрать все посторонние и выступающие предметы; проверить чистоту помещения; наличие освещения и вентиляции в зале; убедиться в исправности инвентаря; проветрить помещение; проверить температурный режим в зале; обучающиеся должны быть в спортивной форме; проверить отсутствие часов, браслетов, украшений и других предметов для избегания травм; перед занятием напомнить о правилах безопасности на данном занятии и требовать их исполнения; начинать занятие с разминки, затем переходить к основной части; необходимо соблюдать порядок и дисциплину на занятии; в конце занятия провести заминку; осуществлять страховку занимающихся постоянно; по медицинским показаниям знать физическую подготовленность и функциональные возможности занимающихся; чередовать нагрузку и отдых во время занятия; уметь визуально определять самочувствие занимающихся по внешним признакам; избегать столкновений, толчков, ударов во время занятий; при падении уметь сгруппироваться, выполнять приемы самостраховки; при обнаружении обстоятельств, которые могут нести угрозу жизни здоровью людей немедленно прекратить занятия; после занятия убрать инвентарь в места хранения, выключить освещение.

Гимнастические снаряды должны быть надежно закреплены, а их металлические опоры укрыты матами.

При выполнении упражнений на снарядах безопасность во многом зависит от их исправности:

- матыдолжны быть цельными и располагаться в местах соскоков и падений;

- канат должен быть целым и прямым;

- бревнодолжно иметь ровную поверхность и устанавливаться на высоту, соответствующую возрастным особенностям занимающихся;

- жерди должны быть сухими и гладкими;

- перекладина должна быть гладкой, без ржавчины и наслоения магнезии;

- поверхность гимнастического коня должна быть ровной, сухой, без порывов.

Нельзя выполнять упражнения при наличии свежих мозолей на руках.

Выполняя упражнения потоком (один за другим) необходимо соблюдать интервал и дистанцию. Не рекомендуется выполнять сложные элементы без страховки, если нет уверенности в возможности их выполнить.

Причин возникновения травм при занятиях гимнастикой достаточно много. Среди них: нарушение основных принципов и методов обучения, спортивной тренировки и правил организации занятий; недостаточный медицинский контроль за физическим состоянием занимающихся; нарушение санитарно-гигиенических мест занятий; несоответствие формы одежды и обуви; отсутствие дисциплины и недостатки в воспитательной работе с занимающимися; недооценка и неправильное применение приемов страховки и помощи; злостное нарушение правил техники безопасности.

Большое значение для предупреждения травм имеют тщательный учет, расследование и анализ причин травм. В обеспечении мер безопасности по предупреждению травматизма должны участвовать руководители организаций, сами спортсмены, тренер.

Тренер не должен допускать к занятиям лиц без разрешения медика. Комплектование групп происходит с учётом состояния здоровья, уровня физического развития спортсменов, способности адаптироваться к нагрузкам, пола, возраста, весовой категории.

Особую значимость в предупреждении травматизма имеет педагогический контроль, позволяющий определять степень утомления занимающихся в процессе учебно-тренировочного занятия.

Важно строгое соблюдение тренером методических указаний, определяющих содержание и порядок проведения занятий и соревнований, нарушение которых может причинить вред здоровью занимающихся.

Тренер перед занятием проверяет место занятий на отсутствие посторонних предметов и лиц, во время занятий следит за поддержанием оптимальных условий тренировочного процесса, исправностью инвентаря и оборудования, защитных приспособлений, наличием спортивной формы и обуви.

Необходимо строгое соблюдение принципов рациональной методики обучения занимающихся: постепенности в дозировании нагрузок, последовательности в овладении двигательными навыками; индивидуального подхода; обязательного инструктажа и контроля за выполнением упражнений.

Перед основной частью занятия, перед соревнованиями необходима разминка, а при выполнении ряда упражнений - страховка и самостраховка. Недопустимо выполнение физических упражнений занимающимися в отсутствие тренера.

Для сохранения здоровья, быстрого восстановления после травмы важно своевременное оказание первой доврачебной помощи. Тренер должен своевременно определить характер травмы, своевременно вызвать медперсонал.

Упражнения прикладной гимнастики направлены на развитие физических и морально-волевых качеств, необходимых в профессиональной деятельности человека, а также в лечебно-оздоровительных и реабилитационных целях. Это: профессионально-прикладная гимнастика, военно-прикладная, спортивно-прикладная, гимнастика на производстве, лечебная гимнастика.

Профессионально-прикладная гимнастика способствует развитию специфических двигательных качеств, определяющих успешность профессиональной деятельности человека. В различных отраслях производства от работника требуются специфические физические и моральные качества (например, монтажник-высотник, строитель-высотник). В профессиональных учебных заведениях, специфические гимнастические упражнения (лазанье, перелезание, подтягивание, подъемы, перевороты) выполняются на возвышенности, что достаточно эффективно: у учащихся развивается гибкость, смелость, исчезает боязнь высоты; возрастает производительность труда.

Военно-прикладная гимнастика способствует формированию умений и воспитанию специфических качеств, необходимых для успешного овладения военной профессией. Этот вид гимнастики применяется в работе с юношами допризывного возраста и в системе физической подготовки слушателей военных учебных заведений. К средствам данного вида гимнастики относятся: строевые упражнения, различные прикладные способы ходьбы, бега, прыжков, лазанья, переползания, ползания, преодоление всевозможных препятствий, переноска партнеров различными способами, овладение навыками сохранения равновесия на уменьшенной площади опоры, специальные упражнения на тренажерах, на открытой местности, преодоление полосы препятствий.

Спортивно-прикладная гимнастика используется в тренировочном процессе практически любых видах спорта, так как способствует целенаправленному совершенствованию специфических физических качеств, необходимых занимающемуся для достижения наиболее высоких результатов в избранном виде спорта. Например: в тренировке прыгуна с шестом используются упражнения на кольцах, перекладине, канате, способствующие овладению техникой прыжка с шестом. В тренировку боксёра включены прыжки со скакалкой, футболиста - акробатические упражнения, пловцов, прыгунов в воду - упражнения на батуте; конькобежцы, фигуристы - художественную гимнастику, хореографию. Комплексы гимнастических упражнений применяют лыжники, борцы, штангисты.

Главной задачей гимнастики на производстве является укрепление здоровья трудящихся и повышение производительности труда. При правильной организации производственной гимнастики снижаются производственный брак, травматизм, заболевания.

Гимнастику на производстве проводится перед работой, во время работы и после работы.

Лечебная гимнастика способствует восстановлению здоровья, повышению трудоспособности. В лечебной гимнастике применяются различные активные и пассивные упражнения на растяжку, увеличение амплитуды, силы, ловкости, гибкости, выносливости.

Разновидностью лечебной гимнастики является корригирующая гимнастика, цель которой - исправление деформаций позвоночника, грудной клетки, стопы.

Таким образом, занятия гимнастикой полезны для здоровья. В то же время, прикладные навыки, формируемые в процессе занятий гимнастикой такие как: тренировка вестибулярного аппарата, формирование навыков передвижения в нестандартных условиях; приобретение навыков альпинистской подготовки, страховки и самостраховки помогут обеспечить безопасность и сохранить жизнь.

Интернет ресурсы:

  1. http://nsportal.ru/sites/default/files/2011/4/TRAVMATIZM.doc

  2. http://lib.rus.ec/b/166172

Список использованной литературы

  1. Денисова В. В. Формирование готовности подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях в процессе физкультурного образования : монография / В. В. Денисова. – М.: Издательский центр «Эксмо», 2012. – 188 с.

Просмотров работы: 3930