С 2006 года Минздравсоцразвития впервые отметил тенденцию к росту числа больных детским церебральным параличом (далее – ДЦП), распространенность которого составляет 19,4 на 10 тыс. детей (т.е. 1,94 на 1000), что составляет 54 тыс. детей-инвалидов с ДЦП. Разумеется, это цифры весьма приблизительные, т.к. на 100 тыс. детей приходится 3532,5 детей с болезнями нервной системы, установленными впервые в жизни, и мы можем считать, что таких больных на порядок больше. В США, например, насчитывается от 550 до 760 – 980 тысяч инвалидов с ДЦП, хотя частотность рождения таких детей там составляет от 2,8 до 4 человека на 1000 населения).
В России частотность появления детей с ДЦП только в 2001 году составляла (по разным данным) 5,0-6,0 на 1000 новорожденных. Сейчас она выше, поскольку из-за увеличения количества выживающих недоношенных младенцев растет и вероятность церебральных нарушений. По данным Департамента социальной защиты населения Москвы в 2010 году в особую группу учета включены 4118 детей с ДЦП (а взрослых – 1699).
Степень тяжести двигательных нарушений варьируется в широких пределах, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нарушения, такие как паралич всех конечностей, на другом — минимальные. Психические и речевые расстройства, возникшие вследствие ДЦП, так же как и двигательные, варьируются в широком диапазоне, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при грубых двигательных нарушениях психические и речевые расстройства могут отсутствовать или быть минимальными и, наоборот, при легких двигательных нарушениях наблюдаются грубые психические и речевые расстройства.
У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируется функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения, являясь ведущим дефектом, без соответствующей коррекции оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи.
Основной формой абилитации детей с ДЦП являются регулярные занятия по адаптивной физической культуре, которые включают в себя: лечебную гимнастику, массаж, занятия на тренажерах, кинезотерапию, формирование навыков самообслуживания и т.д.
Эффект раннего воздействия при работе с детьми с ДЦП является ключевым фактором эффективной абилитации. Поэтому занятия адаптивной физической культурой в раннем и дошкольном возрасте являются основополагающими всего процесса восстановления.
При проведении занятий по адаптивной физической культуре с детьми дошкольного возраста с ДЦП важно определить необходимые упражнения для занятий, выявить их эффективность, а, следовательно, и динамику развития ребенка.
Существуют несколько методик определения эффективности занятий по адаптивной физической культуре.
Шкала навыков по Чейли.
Этот метод основывается на неврологических и биомеханических аспектах развития. По системе Чейли оценивается: положение таза, положение плечевого пояса, симметрия, распределение веса тела.
Оценка двигательных возможностей детей, разработанная в НИИ травматологии и ортопедии и. Г.И. Турнера.
Оценка включает в себя:
состояние двигательной и рефлекторной сфер;
развитие мелкой моторики;
развитие умственной деятельности;
обследование развития речевых навыков;
обследование возможностей зрительно-пространственного восприятия;
наличие сопутствующих заболеваний;
морфологические данные ребенка. [2]
Методика показателей физического развития и культурно-гигиенических навыков детей, предложенная А.А. Наумовым и Т.Э. Токаевой в авторской программе. Концептуальными основаниями авторской программы является онтогенетически ориентированный личностный, деятельностный и субъективный подходы к физическому и трудовому воспитанию детей с двигательной патологией. Представленное в программе содержание предназначено для организации вариативных форм физического и трудового воспитания детей в сопровождении взрослого.
Перечисленные методики мониторинга определяют действительный уровень развития ребенка, но являются довольно громоздкими в использовании. А.И. Репина в своей работе «Адаптивная физическая культура как средство развития двигательной сферы и формирования навыков самообслуживания у детей с церебральным параличом» (2008) определяла динамику двигательной подготовленности и уровня сформированности навыков самообслуживания у детей с ДЦП в поздней резидуальной стадии посредством следующих показателей:
динамометрия кистей;
экскурсия грудной клетки;
жизненная емкость легких;
силовая выносливость мышц спины;
статическая координация;
оценка манипулятивной деятельности рук;
оценка зрительно-моторной реакции;
оценка способности к самообслуживанию;
коммуникативные способности;
организаторские способности.
Перечисленные показатели в большей степени отражают физическое развитие ребенка, его морфологические качества, и в меньшей – сформированность двигательных навыков.
Анализ существующих методик мониторинга детей с ДЦП показал, что есть необходимость в создании доступной для использования методики мониторинга формирования двигательных навыков у детей с ДЦП. Доступность в использовании помогает родителям применять данную методику без участия специалиста. Эта особенность, несомненно, имеет существенное значение для семей, которые проживают далеко от областных центров и у которых нет возможности выехать на консультацию к специалисту.
Петер Лаутеслагер разработал тест «Основные двигательные навыки» для измерения уровня двигательного развития ребенка с синдромом Дауна. Тест состоит из 15 разделов, соответствующих 15 основным двигательным навыкам, расположенным в последовательности, отражающей возрастание уровня постурального контроля ребенка с синдромом Дауна, то есть возрастанием его способности контролировать свое тело в покое и движении, правильно и рационально управлять своим телом. Разделы теста:
поднимает ноги, лежа на спине;
поднимает руки, лежа на спине;
поднимает голову, лежа на спине;
опирается на локти, лежа на спине;
переворачивается с живота на спину;
переворачивается со спины на живот;
сидит;
передвигается по опорной поверхности;
ходит вдоль опоры;
стоит у опоры;
встает к опоре;
самостоятельно стоит;
садится из положения лежа;
самостоятельно ходит;
самостоятельно встает. [1]
Каждый из разделов теста разбит на стадии и уровни развития навыка, то есть в рамках каждого навыка выведена последовательность двигательных изменений, четко отражающая возрастающий уровень постурального контроля.
Двигательное развитие детей с синдромом Дауна отличается от формирования двигательных навыков детей с ДЦП, но способ организации теста двигательных навыков является примером доступного мониторинга.
Основным показателем как мониторинга детей с ДЦП, так и эффективности занятий является сформированный навык у воспитанника. В отличие от теста двигательных навыков детей с синдромом Дауна, предлагаемый нами мониторинг разделен на 7 групп показателей, в зависимости от того, какие мышцы задействованы в формировании и сложности выполнения движения. Помимо этого включена группа показателей наличия тонических рефлексов – одной из особенностей патологии двигательного развития детей с ДЦП, которые препятствуют формированию правильных поз ребенка и вертикализации тела.
Каждая группа состоит из двигательных действий, которые показывают сформированность различных навыков. Двигательные действия ранжируются от простого к сложному, и оцениваются в баллах от 0 до 3.
Группы показателей сформированности двигательных навыков:
показатели наличия тонических рефлексов;
двигательные навыки нижних конечностей;
ползание;
двигательные навыки верхних конечностей;
положение сидя;
ходьба;
передвижение в пространстве.
Группа показателей «Наличие тонических рефлексов» состоит из следующих двигательных действий:
В положении лежа на спине поднятие и опускание головы, верхние и нижние конечности лежат вдоль туловища прямые – 1 балл.
В положении лежа на спине ребенок поворачивает голову в сторону, при этом захватывает игрушку, находящуюся сбоку от него, подносит к себе – 2 балла.
В положении лежа на животе ребенок лежит, разогнув руки и ноги, может манипулировать предметами, находящимися перед ним – 3 балла.
В положении лежа на спине ребенок активно поворачивает голову в сторону, за этим следует поворот туловища и конечностей (поворот на бок или на живот) - шейная выпрямительная реакция (с 4 мес.) – 3 балла.
Группа показателей «Двигательные навыки нижних конечностей»:
Самостоятельно упражнения не выполняет. Движения производит с поддержкой взрослого – 0 баллов.
В положении лежа на спине поднимает согнутые в коленном суставе ноги вместе, обнимает руками в области коленного сустава – 1 балл.
В положении лежа на спине поднимает поочередно правую, левую ноги, согнутые в коленном суставе – 1 балл.
В положении лежа на животе поднимает поочередно ноги, согнутые в коленных суставах – 2 балла.
В положении лежа на спине поднимает почередно правую, левую прямые ноги – 2 балла.
В положении сидя на стуле (стопы на полу, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90 градусов), перекаты стоп с пятки на носок – 2 балла.
В положении стоя у опоры перекаты стоп с пятки на носок – 3 балла.
В положении стоя (без опоры) перекаты стоп с пятки на носок – 3 балла.
Группа показателей «Ползание»:
Положение лежа на животе с опорой рук на локтевые суставы – 0 баллов.
Переворот из положения лежа на спине в положение лежа на животе и обратно – 1 балл.
Сгибание/разгибание рук в локтевых суставах в положении лежа на животе с продвижением вперед (например, на гимнастической скамье) – 1 балл.
Ползание по гимнастической скамейке с помощью одновременного сгибания/разгибания рук в локтевых суставах – 1 балл.
Ползание по полу с поочередным сгибанием/разгибанием рук и ног – 2 балла.
Из положения лежа на животе с опорой прямых рук на кисти, подъем таза вверх и назад и сгибание ног в коленных суставах (угол сгиба коленных суставов 90 градусов) – 2 балла.
Ходьба на коленях с опорой прямых рук кистями на пол с поочередной сменой рук и ног – 3 балла.
Махи прямой ногой/рукой из положения стоя на коленях с опорой кистями на пол ("трехопорная" стойка) – 3 балла.
Группа показателей «Двигательные навыки верхними конечностями»:
Самостоятельно упражнения не выполняет. Движения производит с поддержкой взрослого – 0 баллов.
Поднимает, опускает прямые руки – 0 баллов.
Пальцы рук согнуть в кулак и разогнуть – 1 балл.
Захватывает предмет (игрушка), удерживает, отпускает – 1 балл.
Бросает (катает), ловит мяч – 2 балла.
Соединяет кисти рук, ладони вместе, скрещивая пальцы – 2 балла.
Захватывает мелкие предметы (монеты, бусины), удерживает их, перемещает, отпускает – 3 балла.
Соединяет поочередно 2-4 (указательный-мизинец) пальцы каждой руки с 1 (большим) пальцем (упражнение «Колечко») – 3 балла.
Группа показателей «Положение сидя»:
Самостоятельно упражнения не выполняет. Движения производит с поддержкой взрослого – 0 баллов.
Положение сидя на полу, ноги согнуты в коленных суставах скрестно перед собой, руки перед собой держатся за устойчивую опору (может быть заменено положением сидя на полу с согнутыми коленями на икроножных мышцах) – 0 баллов.
Положение сидя на стуле со спинкой и подлокотниками за столом, ноги согнуты в коленных суставах (угол сгиба 90 градусов), стопы горизонтально прилегают к полу – 1 балл.
В положении сидя на стуле со спинкой за столом, производит манипуляции с предметами, расположенными на столе – 2 балла.
Положение сидя на стуле со спинкой без подлокотников и стола – 2 балла.
Положение сидя на табурете без спинки, ноги согнуты в коленных суставах (угол сгиба 90 градусов), стопы горизонтально прилегают к полу – 3 балла.
Группа показателей «Ходьба»:
Стойка в положении стоя на коленях у опоры (руки держат устойчивую опору - лестницу, брусья) – 0 баллов.
Ходьба на коленях за "устойчивой" опорой (руки держатся за цилиндр, ходунки, стул, тележку и т.д.) – 1 балл.
Ходьба на коленях за " неустойчивой" опорой (руки держатся за фитбол) – 1 балл.
Положение стоя на стопах у опоры (руки держатся за устойчивую опору - лестницу, брусья) – 1 балл.
Ходьба с ходунками, цилиндром, с опорой рук на брусья – 2 балла.
Ходьба с опорой рук на фитбол, канаты – 2 балла.
Ходьба за одну руку ("опорная" рука держится за брус) – 2 балла.
Положение стоя на стопах без опоры – 3 балла.
Самостоятельная ходьба – 3 балла.
Группа показателей «Передвижение в пространстве»:
Лазанье по вертикальной гимнастической лестнице – 1 балл.
Подъем и спуск с платформы (вперед/назад, вправо/влево), высота 15-20 см – 2 балла.
Ходьба правым/левым боком приставными шагами, руки держатся за брусья – 2 балла.
Подъем и спуск правым/левым боком по лестнице, держась руками за поручни, 10 ступеней – 2 балла.
Подъем и спуск по лестнице, держась одной рукой за поручень, 10 ступеней – 3 балла.
Езда на велосипеде (3-4хколесном) – 3 балла.
Ходьба на мини-лыжах – 3 балла.
На основе мониторинга составляется карта обследования двигательных навыков детей с ДЦП, которая изображена в таблице 1.
Таблица 1. Карта обследования двигательных навыков детей дошкольного возраста с ДЦП.
№ п/п |
Наименование группы показателей |
0 баллов |
1 балл |
2 балла |
3 балла |
Итог |
||||||||
1 |
Наличие тонических рефлексов |
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||||
2 |
Двигательные навыки нижних конечностей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||||
3 |
Ползание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||||
4 |
Двигательные навыки верхних конечностей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||||||
5 |
Положение сидя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||||||
6 |
Ходьба |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||||
7 |
Передвижение в пространстве |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||||||
Итоговая сумма |
Цифры в данной таблице соответствуют порядковому номеру двигательного действия в группах показателей. Приведем пример: ребенок самостоятельно выполняет третье действие из группы «Ползание», а именно: сгибание/разгибание рук в локтевых суставах в положении лежа на животе с продвижением вперед (например, на гимнастической скамье). Действия 4-8 в данной группе не выполняет. Соответственно, количество баллов за эту группу – 1 балл.
Двигательные действия, которые ребенок выполняет, выделяются в карте. Это обусловлено тем, что в конце периода лечения или в конце учебного года необходимо оценить динамику формирования двигательных навыков.
После полного обследования ребенка данные суммируются. Итоговая сумма показывает динамику формирования двигательных навыков с помощью математических показателей.
Посредством мониторинга формирования двигательных навыков в течение 4 лет проводилось наблюдение за процессом абилитации детей дошкольного возраста с ДЦП в детском саду компенсирующего вида при ГСКОУ СО «Специальная школа-интернат №17» г. Екатеринбурга. В исследовании приняло участие 12 детей, с которыми ежедневно проводились индивидуальные занятия по адаптивной физической культуре. Мониторинг проводился один раз в год, чтобы отследить наиболее выраженную динамику формирования двигательных навыков. Результаты отражены в таблице 2.
Таблица 2. Мониторинг формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста с ДЦП
Имена детей |
Александр Ч |
Дарья Т. |
Даниил А. |
Вероника С. |
Мария С. |
Алексей У. |
Богдан С. |
Виктория М. |
Елена Щ. |
Мария В. |
Елизавета Ш. |
Кирилл М. |
Год |
||||||||||||
2008 |
5 |
13 |
16 |
16 |
15 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2009 |
10 |
16 |
19 |
19 |
18 |
12 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2010 |
16 |
21 |
- |
- |
20 |
17 |
10 |
3 |
15 |
10 |
6 |
3 |
2011 |
18 |
- |
- |
- |
21 |
21 |
16 |
6 |
18 |
14 |
13 |
6 |
Примечание: прочерк означает, что мониторинг не проводился, так как дети не обучались в этот период в детском саду.
Результаты мониторинга показывают, что у всех детей существует положительная динамика двигательного развития, что отражается в сформированности навыков. Мониторинг построен таким образом, что результаты соответствуют увеличению уровня самостоятельности детей, что, несомненно, является одной из главных задач процесса абилитации в целом.
Целью данного мониторинга является не только показать действительный уровень сформированности навыка, а определить ближайшую зону развития. Это удалось добиться с помощью последовательной структуры двигательных действий в группах показателей. Таким образом, использование мониторинга формирования двигательных навыков позволяет родителям самостоятельно оценивать двигательное развитие детей с ДЦП.
Список литературы:
Поле Е.В., Жиянова П.Л., Нечаева Т.Н. Двигательное развитие ребенка с синдромом Дауна. Пособие для специалистов [Текст] / Е.В. Поле, П.Л. Жиянова, Т.Н. Нечаева – М. : Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», ПРОБЕЛ-2000, 2008. – 80 с. – Библиогр.: с. 18-19. – 1500 экз. – ISBN 978-5-98604-132-2.
Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие [Текст] / под ред. Л.В. Шапковой – М. : Советский спорт, 2004. – 464 с. – Библиогр.: с. 281-292 . – 3000 экз. – ISBN 5-85009-743-0.