СУБКУЛЬТУРА ФУТБОЛЬНЫХ ФАНАТОВ И ФУТБОЛЬНЫХ ХУЛИГАНОВ. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СУБКУЛЬТУРА ФУТБОЛЬНЫХ ФАНАТОВ И ФУТБОЛЬНЫХ ХУЛИГАНОВ. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема поведения футбольных фанатов в России очень актуальна в современном мире в наше время. По неясным причинам этот объект не вызывает серьезного научного изучения со стороны российских ученых. Так как я сам являюсь частью этого маленького мира под названием «футбол», то мне как исследователю вдвойне интересен аспект изучения футбольных фанатов.

Футбольные фанаты как субкультура обладает рядом характерных признаков.

Прежде всего, необходимо разъяснить, кто является футбольным фанатом, а кто просто болельщиком. Этот вопрос весьма затруднительный и спорный и окончательно не выяснен даже у самих фанатов. Но существует несколько признаков отнесения болельщика к числу фанатов. Первое – это активное посещение домашних матчей команды. Второе – посещение нескольких гостевых матчей, то есть выезды в другие города. Третье – знание и принятие субкультуры футбольных фанатов. На основании этих признаков и определяется разделение между фанатами и болельщиками.

Что касается фан-движения, то его можно обозначить как общественное движение, поддерживающее конкретный футбольный клуб. Оно состоит из нескольких организованных фан-групп и значительного числа неорганизованных фанатов. Фан-группы состоят из 10-40 человек, которые имеют некоторые обязанности и подчиняются определенным нормам. Также имеется негласный устав, в котором определены обязанности, при не соблюдении которых фанат исключается из группы. Неорганизованные фанаты участвуют в значительных коллективных действиях, хотя и не состоят в фан-группах, но не выпадают из движения.

Всех фанатов можно разделить на несколько типов.

Во-первых, не будем забывать про такой вид болельщиков, как телевизионные (на футбольном сленге «тапочники»). Они «болеют» за любимую команду исключительно по телевизору и не принимают активного участия, т.к. не хотят или не имеют возможность посещать стадион.

Во-вторых, «кузьмичи». Это люди, которые часто посещают стадионы, но не причисляют себя к фанатскому движению. Это не означает, что они не разбираются в футболе и не интересуются происходящим на поле. «Кузьмичи» - самая многочисленная часть болельщиков, смотрящая футбольные матчи на стадионах.

Третий вид фанатов – это карланы. Именно они являются тем стереотипом фаната, который принят в современном российском обществе. Для них футбол и алкоголь являются лучшим развлечением в жизни. Отличительная особенность – спортивные костюмы, старые кроссовки, бейсболки; часто выпившие. Могут представлять опасность.

Следующий вид – скарферы. Это слово происходит от английского «скарф» - шарф. Их можно безошибочно определить по наличию шарфа и футболки цвета любимого клуба. Шарф они не снимут ни при каких условиях и при любой погоде он всегда с ними. Они приходят на стадион, чтобы побыть на фанатской трибуне, почувствовать себя частью огромной силы. Футбол для них – это развлечение. Большинство скарферов – безопасные люди. Они приходят просто пошуметь, покричать в свое удовольствие и не причиняют тем самым вред окружающим.

Пятый вид – ультрас. Активисты футбольного мира. Они говотятся к матчу долгое время, рисуют баннеры, разучивают речовки, печатают листовки, репетируют перформансы (от англ. Performance – представление). В общем делают всё то, за чем очень интересно наблюдать во время матча, если оторвать свой взгляд от игры и посмотреть на трибуны. Именно они приносят файеры ( зажигательные шашки), но ни один нормальный ультрас не станет кидать его в людей. Но, даже если он допустит ошибку, бросит файер, нападёт на обычного болельщика или каким-либо другим образом нарушит закон (не футбольный регламент, а именно закон), его накажут свои же, ещё до того, как полиция успеет к нему подобраться. В противном случае на следующую игру правоохранительные органы не позволят им организовать перформанс с огромными баннерами и флагами. Единственные, для кого они могут представлять реальную угрозу – это люди, которые набрасываются на них первыми. Узнать ультрас можно также по наличию шарфа. Но, в отличие от скарферов, ультрас практически не носят фирменные клубные вещи. Обычно это джинсы и футболка. В холодное время – свитер, куртка, пальто. Основными правилами ультрас являются:

  • Не переставая поддерживать команду, не смотря на ход и результат матча

  • Не садиться во время игры

  • Посещать все игры своего клуба, невзирая на цены и расстояние

  • Отстаивать клубные цвета

  • Быть преданным клубу

Еще один вид – это хулс. Элита футбольного движения. Именно те люди, которые дерутся стенка на стенку на видеороликах в YouTube. Именно с ними вела борьбу английская полиция, запрещая им посещать футбольные матчи и выезжать из страны. Угрозу они могут представлять лишь друг для друга. Костяк «фирмы», как они называют свою команду, составляет несколько десятков человек. Они никогда не нападут на неподготовленного человека – только на представителя враждующей «фирмы». Без тени сомнения они нападут на полицию, но только если защитники правопорядка будут, по их мнению, нарушать их права. Как писал известный в фанатских кругах писатель Дуги Бримсон: «Если там, куда мы приедем, вы будете относиться к нам, как к подонкам, то мы будем вести себя, как подонки». Обычно бои проходят в равных составах, но иногда может быть и численный перевес. Для драк хулс по большей части стараются выбирать удалённые от стадиона, а следовательно, и от полиции места. Последнее время популярными стали лесные поляны. В городе столкновения происходят крайне редко. Отличить их можно по тому же самому стилю casual: вещи дорогих, чаще всего английских брендов. Обязательно – белые кроссовки. На трибунах они стараются держаться вместе с ультрас, но за пределами арены их пути резко расходятся. Отличить от ультрас их легко – они никогда не носят клубных цветов. Максимум – футболка-поло дорогой марки в цветах эмблемы клуба.

Каждая субкультура имеет свой сленг, язык. Фанаты не являются исключением. Порой их речь бывает непонятной постороннему слушателю, но если знать значения слов, то этот язык окажется ярким и образным. Арго фанатов складывался вместе с развитием фан-движения в России. Он нужен для того, чтобы скрывать свои мысли и намерения от полиции, и чтобы выделиться среди всей серой массы, не только внешне. Фанатский жаргон хлесткий и забавный сам по себе. Его истоки лежат в быту путешествующих за любимой командой людей и их фантазии. Этот арго начинает непринужденно вливаться в жизнь увлеченного футболом человека.

Всех фанатов объединяет одна сфера деятельности. Они имеют определенные знания о своем любимом клубе, всю подноготную своей футбольной команды, игроков, историю, то есть всю душу клуба.

Несмотря на то, что такие попытки предпринимались для решения этой проблемы, но данный ракурс не нашел отражения в изысканиях авторов, занимавшихся изучением этой проблемы.

Список использованной литературы:

  1. Ромах О.В Интеллектуальный потенциал культурологии с. 6-10. Аналитика культурологии. 2004, № 1, с. 6-10

  2. Ромах О.В. Информациология языков культуры. Аналитика культурологии, 2005, № 1. с. 7.15

  3. Ромах О.В., Лапина Т.С. Культурогенная энергетика: ее виды и их взаимосвязь. Аналитика культурологии, 2007, № 1. с. 48-53

  4. Лапина Т.С., Ромах О.В. Культура в гуманизации цивилизации . Аналитика культурологии, 2007, № 1.с. 53-60

  5. Ромах О.В. «Человек культуры» в социальном пространстве. . Аналитика культурологии, 2007, № 1. с. 96-100

  6. Ромах О.В., Познание в культурологии Аналитика культурологии, 2007, № 3. с. 96-99

  7. Ромах О.В. Деятельность как способ развития культуры. Аналитика культурологии, 2007, № 1. с. 119-128

  8. Ромах О.В., Лапина Т.С. Самоценность человеческой жизни как основание социального окультуривания. Аналитика культурологии, 2010, № 1 с. 35-49

  9. Ромах О.В., Лапина Т.С. Антропологические представления о человеке как творца и производного культуры Аналитика культурологии, 2010, № 1с. 49-64

  10. Ромах О.В. Взаимообусловленность культуры и творчества. Аналитика культурологии, 2010, № 1 с. 196-203

Просмотров работы: 10883