ФУТБОЛ И ФУТБОЛЬНЫЕ БОЛЕЛЬЩИКИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФУТБОЛ И ФУТБОЛЬНЫЕ БОЛЕЛЬЩИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Околофутбол – это лица, нарушающие общественный порядок, связывая свои действия с футбольными пристрастиями и обосновывая их ими. Это всё, что происходит за пределами футбольного поля. На трибунах, секторах, фан-виражах, в лесах, в городских дебрях в дерби на пересечениях, это поддержка команды, это — ультрас. В быту употребляется как чисто хулиганское реноме. Именно хулиганы задают тон околофутбольным течениям и ситуации в стране.

Согласно исследованиям, Россия занимает первое место в Европе по количеству болельщиков – 46 миллионов, обогнав Германию и Англию. То есть каждый третий житель России – болельщик. Российский футбол принято ругать и высмеивать. Шутки про неудачную игру постоянно звучат в анекдотах, выступлениях команд КВН и звезд Comedy Club. И тем не менее, последние десять лет ситуацию нельзя назвать такой уж катастрофичной. ЦСКА становился обладателем кубка UEFA в 2005 году. «Зенит» выигрывал кубок UEFA 2007-2008 и суперкубок UEFA 2008.

Людей, болеющих за игру конкретной футбольной команды, в России около 13 миллионов человек. Конечно, они неоднородны. Так кого же можно встретить на стадионе?

«Есть болельщики, есть фанаты. И есть мы. Ну можете называть хулиганами»- говорит один из участников околофутбольного движения. Большинство – это люди, которые приходят посмотреть, погрызть семечки. «Кузьмичи» - вот так их называют. Это немолодые люди, которые просто приходят, потому что когда-то он болел за ЦСКА , у него распорядок дня, то есть для него это повод выпить. Он приходит, орет, для него это такая какая-то страсть. Скорее всего они читают «Спорт-Экспресс», переживают за турнирную таблицу и всё такое…

Третья часть стадиона – это околофутбольщики. Это те люди, которые готовы, в отличие от большинства людей, отстаивать свои интересы за этот стадион. Игроки отстаивают цвета команды на поле, «ультра» отстаивает цвета на трибуне, а околофутбольщики отстаивают цвета в лесу, кулаками.

Хотя первые серьезные стычки между болельщиками были еще в 70-е годы, историю российского околофутбола принято отсчитывать с 1987 года, когда драка между фанатами московского «Спартака» и киевского «Динамо» была настолько массовой и ожесточенной, что попала даже в советские СМИ. В начале 90-х среда футбольного фанатизма начала приобретать нынешние черты. Организовывались первые фанатские фирмы, такие как Flint’s crew и RBW, существующие и сейчас. В 1990 году начало выходить первое издание, выпускаемое фанатами о фанатах – «Русский Фан-Вестник». В своем время не было четкого понятия – «околофутбольщик», никто никого не разделял. Было понятие «фанат». Не было какого-то четкого разделения.

Основные правила, сленг и даже мода хлынули в Россию вместе с книгами Дуги Бримсона и новыми знакомствами, привезенными из Англии после ЕВРО 96-го года. Тогда в фанатский «must have» («должен иметь») вошли клетчатые кепки, белые кеды Fred Perry, куртки и толстовки LONSDALE и Barbieri, слова «дерби» и названия фирм на английском языке. Появилось даже такое понятие как «umbroид» - то есть фанат, с головы до ног одетый в одежду марки «Umbro». Тогда, в девяностые, достать заветные марки было непросто: ни денег, ни официальных магазинов в России не было. И фанаты стали постоянными посетителями секонд-хендов. Позже, уже в двухтысячных, с появлением денег и качественных вещей особых приверженцев лейблов даже назовут «модниками», выделив их в специфическую группу. Значительным отличием околофутбола девяностых было то, что не было различий между «ультрой» и хулиганами. Если ты одел цвета команды, то должен был быть готов в любой момент отстаивать их. Такие были времена.

Девяностые в околофутболе, как, в общем, и в других сферах российской жизни, были временем жестоких драк, массовых беспорядков, а стадионы напоминали скорее поле битвы, чем место спортивных состязаний. Столкновения с милицией и ОМОН, горящие файеры, вырванные кресла – обычная картина на футбольном матче того времени. В 91-ом году на матче ЦСКА – «Спартак» очень серьезное, и оно же последнее, такое проявление вандализма. В девяностых всегда считалось, что все фанаты – вандалы, ломают кресла и т.д. Но это была единственная защита от милицейского беспредела. Было вырвано около четырех тысяч кресел. Этот матч прозвали «дерби-креслопад».

Вероятно, именно с тех пор и закрепилось за футбольными фанатами слава дебоширов, успокоить которых могут только милиция и спецвойска. Именно тогда российские фанаты могли пойти по пути своих английских, балканских и латиноамериканских коллег. В околофутбольной среде именно эти регионы известны своими чрезвычайно жестокими стилями. Не секрет, что и сейчас футбольные фанаты с туманного Альбиона используют во время драк в качестве наиболее весомых аргументов арматуру. Фанаты из Польши – топоры. В других балканских странах известны случаи подрыва гранатами автобусов с фанатами, возвращающимися с матча, или даже похищение своих оппонентов. А горячие парни из стран Латинской Америки пошли дальше, стреляя друг в друга из ружей и даже убивая игроков в случае поражения. С учетом и без того специфической обстановки в России 90-ых российские фанаты могли радикализироваться и дальше. Знаковой стала драка между фанатами «Динамо» и «Зенита» в начала двухтысячных, в результате которой погибли четыре человека, один из которых был несовершеннолетним. Эти события, которые привели к трагедии в четырех семьях, стали новой точкой отсчета в российском околофутболе.

А несколькими годами позже зародилось понятие, широко известное на данный момент во всем околофутбольном мире. Русский стиль.

Но менялась не только среда около футбола, менялся и сам футбол. Большие спонсоры, иностранные легионеры повлияли и на игроков, и на фанатов. Не просто складываются отношения и с официальными структурами. Все эти изменения привели к тому, что в последние годы основные баталии стали переноситься с футбольного поля за пределы стадиона. Именно к фирмам и встречам в лесу, а не турнирным таблицам приковано сейчас основное внимание.

Многие не понимают, зачем столько эмоций, нервов, слез, ведь футбол – это всего лишь игра. Как же живут представители «ультры» и околофутбола до, во время и после игры?

Вся жизнь активного фаната или околофутбольщика строится вокруг футбола. Команда давно стала огромной частью жизни этих людей. А игра в последние годы стала приносить все меньше удовольствия. Понятное дело – игроки. Для них футбол – работа, приносящая огромные деньги. А для фанатов боление зачастую – это не только потеря времени, денег, работы, но и часто – здоровья. Но однажды почувствовав дух стадиона, парни уже не могут его потерять. Поэтому активно ищут свое собственное место. Боление для многих перестало быть только поддержкой команде. Парни ведут собственную игру, где есть конкуренты, противники, даже враги. Но есть и друзья – своя организованная группа. Фирма.

Вне стадиона честь команды отстаивают околофутбольщики, которые считают, что команде нужна другая поддержка. Парни дерутся в лесах и на улице, договариваясь заранее или выслеживая друг друга. При «накрыве»все развивается как при военных действиях. Все начинается с разведки, которую ведут скауты. Задача скаута – выследить противника и сообщить о количестве и месторасположении.

Говоря о хулиганах, нельзя не отметить такой феномен, как роль девушек в околофутболе.

Если для фанатов важнее количество выездов и присутствия в легендарных матчах, то для хулиганов – пересечения с оппонентами. Некоторые из этих драк становятся историческими.

Список использованной литературы:

  1. Ромах О.В Интеллектуальный потенциал культурологии с. 6-10. Аналитика культурологии. 2004, № 1, с. 6-10

  2. Ромах О.В. Информациология языков культуры. Аналитика культурологии, 2005, № 1. с. 7.15

  3. Ромах О.В., Лапина Т.С. Культурогенная энергетика: ее виды и их взаимосвязь. Аналитика культурологии, 2007, № 1. с. 48-53

  4. Лапина Т.С., Ромах О.В. Культура в гуманизации цивилизации . Аналитика культурологии, 2007, № 1.с. 53-60

  5. Ромах О.В. «Человек культуры» в социальном пространстве. . Аналитика культурологии, 2007, № 1. с. 96-100

  6. Ромах О.В., Познание в культурологии Аналитика культурологии, 2007, № 3. с. 96-99

  7. Ромах О.В. Деятельность как способ развития культуры. Аналитика культурологии, 2007, № 1. с. 119-128

  8. Ромах О.В., Лапина Т.С. Самоценность человеческой жизни как основание социального окультуривания. Аналитика культурологии, 2010, № 1 с. 35-49

  9. Ромах О.В., Лапина Т.С. Антропологические представления о человеке как творца и производного культуры Аналитика культурологии, 2010, № 1с. 49-64

  10. Ромах О.В. Взаимообусловленность культуры и творчества. Аналитика культурологии, 2010, № 1 с. 196-203

Просмотров работы: 1593