ОБРАЗ ЖИЗНИ И ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОБРАЗ ЖИЗНИ И ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Интеллигенция в России второй половины XIX и XX вв. является специфическим, уникальным феноменом культуры. В чем же заключалась её уникальность? Для начала необходимо обратиться к терминологии, чтобы понять смысл понятия «интеллигенция».

В словаре С.И. Ожегова определение понятия «интеллигенции» описывается следующим образом: «Интеллигенция – люди умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры; общественный слой людей, занимающихся таким трудом». По мнению В. Даля, интеллигенция – «разумная, образованная, умственно развитая часть жителей».

В нашу страну сам термин «интеллигенция» попадает из трудов Шеллинга и Гегеля, а также французских авторов. Первые русские переводчики Шеллинга переводили его термин «Intelligenz» как «разумение», а заглавие книги Ипполита Тэна «De l’intellegence» как «об уме и познании». Именно в таком смысле слово стало употребляться в русском языке.

«Впервые слово «интеллигенция» было употреблено В.А. Жуковским в 1836г. в дневниковой записи, согласно исследованию С.О. Шмидта. В ней говорится о вопиющем случае, когда сразу после пожара с множеством погибших у Адмиралтейства, недалеко на Невском в тот же день состоялся праздничный бал в доме В.В. Энгельгардта. Бал стал похож на беснование, где были задействованы многие петербургские дворяне, «которые у нас представляют,- иронично подмечает Жуковский,- всю русскую европейскую интеллигенцию» и где «никому не пришло в голову (есть исключения), что случившееся несчастье есть дело всеобщее» [1].

Следует отметить, что генезис русской интеллигенции связывают с европеизацией культуры, просвещением масс, прогрессивным развитием искусства, науки, возникновением различных форм культуры и обслуживающих их профессионалов. Так же с обретением навыков политической и религиозной свободы слова, мысли, печати, тем более трудными для России, что «рождались они в жестком противостоянии политическому деспотизму и авторитаризму, традиционализму и религиозно-духовному догматизму, цензурным гонениям и запретам, - в отсутствие сложившегося общественного мнения, традиций гражданского общества, правового государства»[2].

Cо временем возникает некий миф об интеллигенции, из которого следует - интеллигентность это высшее духовное качество человека. Однако это не совсем так. На самом деле суть заключается в изначальном повороте лицом к лицу с народом и с элементом несомненного самоотвержения - ради народа. Вот это и основало интеллигенцию.

Что же представляет собой интеллигенция на самом деле? На эту тему ведется множество дискуссий в литературных и научных книгах, журналах. Имеется около сотни определений понятия «интеллигенция».

Одними из первых русских интеллигентов были Сперанский, Радищев, Новиков, Фонвизин и другие оппоненты императрицы Екатерины, распознав которых она принялась ловить, арестовывать, ссылать в Сибирь. Впервые российская интеллигенция попробовала думать своей головой, а не как велено сверху. Этим она и представила властям сущность своей оппозиционной позиции. В будущем эта оппозиционность постепенно переросла сначала в восстание «декабристов», а позднее и в терроризм «народовольцев».

«Орудием деятельности русской интеллигенции была прежде всего литература. Как русская интеллигенция была западным интеллектуальством, пересаженным на русскую казарменную почву, так русский реализм был западным просветительством, пришедшим в Россию с опозданием на сто лет — не столь уж редким в истории русской культуры, — и реализованным в отдельно взятой нищей стране» [2] .

Образ жизни является определяющим фактором функционирования всех сфер человеческой жизни. В то же время существует и обратная сторона влияния состояния общества и его институтов на условия труда и быта, образование, культуру, социальное положение и жизненные условия. Образ жизни зависит от отношения человека к условиям жизни – активно творческого или пассивно созерцательного. Русская интеллигенция всегда занимала активную творческую позицию, а не созерцательную, поэтому и стала заложником политической системы государства, придавалась гонениям и наказаниям.

Интеллигенции в России присуща постоянная тяга к противостоянию деспотичности государственной власти. «Отказываясь от сопротивления власти, интеллигенция становится попросту ненужной - как не нужна она на Западе» [3].

Следует отметить как коллективный образ жизни интеллигенции, так и индивидуалистический, присущий отдельным личностям данного слоя российского общества. Так же образ жизни в крупных городах будет различаться от малых провинциальных по трем компонентам: уровню, качеству и стилю жизни.

Уровень жизни – это степень удовлетворения материальных и духовных потребностей в их количественном измерении (уровень оплаты труда, доходов, расходов, жилищных условий, уровень образования и культуры). Качество жизни отражает качество удовлетворения материальных и духовных потребностей (качество питания, образования, одежды, досуга, творчества). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности повседневной жизнедеятельности людей (интенсивность, темп жизни, социально-психологические черты быта и взаимоотношений между людьми).

«Интенсивность и темп жизни интеллигенции в крупных городах России отличается от малых провинциальных городов большей динамичностью и разносторонним охватом культурных, светских мероприятий. Малые провинциальные города России более статичны в своем темпе жизни. Интеллигенция в провинции более размерена с позиции темпа жизни и имеет меньший выбор в способах проявления активности, более консервативна и имеет меньший выбор в способах проведения досуга в социально-культурных мероприятиях. Стиль жизни фиксирует черты, манеры, вкусы и привычки, ценностные ориентиры, которые характеризуют представителей этого социального слоя. Однако интеллигенция нередко пренебрегала обустройством быта, отдавая предпочтение духовному и интеллектуальному творению, бескорыстному служению истине, идее» [4].

Перемены в Российском обществе значительно сказались на интеллигенции. Падение уровня материального достатка, снижение числа культурных мероприятий, проникновение западной культуры снизило статус «интеллигента». Многие из них не смогли приспособиться к новому стилю жизни, работы и новому имиджу.

Интеллектуальная элита – учителя и преподаватели, врачи и исследователи, ученые и представители культуры – вынуждены поменять свой образ жизни в силу социально-экономической трансформации российского общества. Стиль жизни претерпевает деформацию и замыкается на общении в определенных кругах. Меняются вкусы и привычки традиционной интеллигенции под воздействием социальных, бытовых, политических изменений в обществе.

Таким образом, понятие «интеллигенция» сложное и неоднозначное, вокруг которого уже многие годы не утихают споры. Привнесенное из западной культуры в нашей стране трансформировалось и приобрело русский характер. Хотя некоторые ученые считают, что интеллигенция - явление чисто русское. По-разному оценивали и оценивают роль интеллигенции в жизни страны: одни считают, что она негативно повлияла на русский народ, другие превозносят, видя в ней его «собирательную душу», но никто не отрицает серьезного воздействия интеллигенции на политическое и культурное развитие России, главным образом, в период коренных реформ.

Список литературы:

  1. Б. А. Успенский «Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры»

  2. М. Л. Гаспаров «Русская интеллигенция как отводок европейской культуры»

  3. М. С. Цапко «Ценности и ценностные ориентации интеллигенции»

  4. http://ru.wikipedia.org

Список использованной литературы:

  1. Ромах О.В Интеллектуальный потенциал культурологии с. 6-10. Аналитика культурологии. 2004, № 1, с. 6-10

  2. Ромах О.В. Информациология языков культуры. Аналитика культурологии, 2005, № 1. с. 7.15

  3. Ромах О.В., Лапина Т.С. Культурогенная энергетика: ее виды и их взаимосвязь. Аналитика культурологии, 2007, № 1. с. 48-53

  4. Лапина Т.С., Ромах О.В. Культура в гуманизации цивилизации . Аналитика культурологии, 2007, № 1.с. 53-60

  5. Ромах О.В. «Человек культуры» в социальном пространстве. . Аналитика культурологии, 2007, № 1. с. 96-100

  6. Ромах О.В., Познание в культурологии Аналитика культурологии, 2007, № 3. с. 96-99

  7. Ромах О.В. Деятельность как способ развития культуры. Аналитика культурологии, 2007, № 1. с. 119-128

  8. Ромах О.В., Лапина Т.С. Самоценность человеческой жизни как основание социального окультуривания. Аналитика культурологии, 2010, № 1 с. 35-49

  9. Ромах О.В., Лапина Т.С. Антропологические представления о человеке как творца и производного культуры Аналитика культурологии, 2010, № 1с. 49-64

  10. Ромах О.В. Взаимообусловленность культуры и творчества. Аналитика культурологии, 2010, № 1 с. 196-203

Просмотров работы: 2334